Речная старина

О сайте | Ссылки | Благодарности | Контактная страница | Мои речные путешествия |
Волга | Днепр | Кама | Нева | Ока | Окно в Европу | Север | Урал и Сибирь |
Материалы из газет, журналов и книг | Путеводители | Справочные и информационные материалы |
Список пароходов (1852-1869 гг.) | Справочник по пассажирским пароходам (1881 - 1914 гг.) | Старый альбом | Фотогалерея |
Коллекция Елены Ваховской | Коллекция Зинаиды Мардовиной | Коллекция Игоря Кобеца | Коллекция Сергея Новоселова |
События 1841-1899 г.г. | События 1900-1917 г.г. | События 1918-1945 г.г. | События 1946-1960 г.г. | События 1961-1980 г.г. |
Предыдущее событие: 1872 г. Пароход "Хрущов", в 80 сил, проплыл по р. Иртышу в оз. Норы-Зайсан..Следующее событие: 1873 г., 10 июля. Крушение парохода Петрозаводск на озере Онега.
1873 г. Изобретение и постройка первых нефтеналивных судов в России.

Изобретение и постройка первых нефтеналивных судов в России

"Речное судоходство в России", Москва "Транспорт",1985г., стр. 240.

Впервые в мире такую перевозку осуществили астраханские купцы братья Николай и Дмитрий Артемьевы в 1873 г. Один из них так описывал появление первого нефтеналивного судна: «Занимаясь перевозкой нефти с 1866 г. и пытаясь вместе с братом изобрести способ перевозки нефти без бочек, в 1873 г. мы переделали лодку Александр для налива нефти, устроив в ней ларь, в который нефть наливалась и выгружалась с помощью ручного насоса. Этот опыт, навлекший на нас насмешки других промышленников, дал блестящие результаты: Александр сделал за навигацию 10 рейсов, тогда как прочие суда 6 рейсов».

После удачного рейса Александра братья Артемьевы в том же году аналогично оборудовали речную баржу и отправили ее с астраханского морского рейда в Царицын. Такая же баржа, загруженная на рейде нефтью, была отбуксирована в Нижний Новгород. Успех был полным. Весть о новом способе, знаменующем переворот в нефтеперевозках и получившем название «русского способа», быстро облетела Россию, а затем и весь мир. Приоритет русских в изобретении и внедрении нового метода перевозки нефти был бесспорным.

«Товарищество нефтяного производства Бр. Нобель» в 1879 г. построило для перевозки керосина четыре деревянных баржи вместимостью по 800 т с вложенными в их трюмы металлическими цистернами. Цистерны были соединены грузовыми и газоотводными трубами, оборудованными сетками Деви.

Это же Товарищество в 1880 г. в Царицынских мастерских, построило две железных наливных баржи Елизавета и Елена грузоподъемностью по 930 т, а в 1881 г. получило заказанные в Швеции два танкера с бортовыми колесами Калмык и Татарин мощностью по 300 л. с. и грузоподъемностью по 900 т. Это были первые в мире речные паровые танкеры. Вместе с ними прибыли две баржи Надежда и Вера. Танкеры и баржи имели одинаковые размеры корпусов 85X8,5 м с целью возможного переоборудования барж в паровые суда.

Таковы были первые металлические нефтеналивные суда.


1873 г. Изобретение и постройка первых нефтеналивных судов в России Впервые в мире такую перевозку осуществили астраханские купцы братья Николай и Дмитрий Артемьевы в 1873 году...

| © "Речная старина" Анатолий Талыгин 2006-2017 год. | Контактная страница. |