Кинешма
В путеводителе "Волга от Твери до Астрахани", изданном пароходным обществом "Самолет" в 1862 году, про Кинешму, точная дата основания которой неизвестна, написано::
"Г. Кинешма - уездный город Костромской губернии, принадлежит к Костромской губернии, отстоит на 86 верст от Костромы, на 431 версты от Москвы и 932 версты от Санкт-Петербурга. Берег Кинешмы горист и живописен, он весь в садах и пересечен оврагом.
Кинешма в первый раз упоминается в XV столетии. Прежде она была небольшой слободкой и жители её занимались рыболовством на государей. Впоследствии она сделана посадом, который был укреплен подобно всем древним городам, то есть обнесен дубовой стеной и окопан рвом. Последний сохранился и по настоящее время.
<...>
В Кинешме 8 каменных церквей, <...> четыре училища: уездное и приходское - такие же духовные. Городская больница.
Жителей в городе 1186 мужчин и 1334 женщины, всего 2520 человек; в том числе купечества 204 чел.. из них торгуют по свидетельствам 1-й гильдии - 2, по 2-ой - 13 и по 3-й - 85.
Домов каменных 48 и деревянных 490. Лавок каменных 32, деревянных 56. Фабрик и заводов 10, из них 6 ситцевых и 1 кожевенный завод, на котором выделывается до 4500 кож в год.
В Кишемском уезде приготовляется в огромном количестве холст, сбываемый на двух здешних ярмарках и близ пароходной пристани. Первая Ивановская, бывает в половине июня - товару привозится на 12500 р. сер.; последняя Воздвиженская в сентябре, на нее привозится товару на 71000 руб.
<...>
В Кинешме приготовляют очень порядочное пиво; оно, конечно, уступает Кроновскому, но лучшее на Волге."
Современный город Кинешма мы посетили в тот же день, что и Плес - 3.09.2010. Отличие между этими двумя городами, конечно, разительное: если Плес так и остался к настоящему времени малым городом, то назвать малым городом Кинешму - второй по числу жителей (около 90 тысяч) город Ивановской области конечно можно, но уж с очень большой долей лукавства. Для туристов Кинешма начинается с вида с борта теплохода на город и его набережную. Вот что писал про этот вид на город с Волги в 1894 году В. Сидоров в уже упоминавшейся книге "Волга от Валдая до Каспия":
"Вот и Кинешма, залезшая на вершину высокой горы, оборвавшейся крутым обрывом в реку, в том самом месте, где Волга сделала поворот. С палубы парохода Кинешма прелестна. Из-за зеленого гребня бульвара высится белая колокольня Троицкого собора и крыши домиков. Белые строения в беспорядке спускаются по холмам к реченке Кинешме, а дорога к пароходной пристани красиво прорезывает высокие обрывы к Волге."
И с его оценкой вполне можно согласиться - вид действительно неплохой:
На фотографии слева от общей для двух соборов колокольни расположен зимний Успенский собор, а справа - Троицкий собор. От речного вокзала мы под предводительством экскурсовода проследовали вначале в тот самый замечательно глядящийся с реки Успенский собор и ещё раз вблизи подивились на его (общую с Троицким храмом) высоченную пятиярусную колокольню:
Потом вышли на центральную площадь города - площадь Революции, вблизи которой сохранилось несколько симпатичных зданий старой постройки, например, это здание банка:
В центре площади стоит Часовня Воздвижения Креста Господня, построенная в 1744 г. на месте третьей битвы кинешемского ополчения с польским отрядом пана Лисовского в мае 1609 г.:
Потом даже не притормозив около Благовещенской церкви (подумаешь, древность, всего-то 1805 года постройки)
мы галопом помчались в местную картинную галерею, в которой главный шедевр - малоизвестная картина Айвазовского. Попытки экскурсовода, затащившего нас в это заведение, убедить нас в том, что в галерее собраны самые лучшие, если не в мире, то в России, художественные произведения, были маловразумительны. В общем, после того, как галерея "слопала" почти час и без того дефицитного времени, пришлось расстаться с экскурсоводом по-английски, не прощаясь: она старалась и все говорила правильно, но как-то уж больно скучно все у неё получалось. Никакого сожаления по поводу досрочного прекращения экскурсии не было и нет - дальнейшее общение могло загнать и так сильно подпорченное впечатление от города вообще в абсолютно отрицательную зону.
А потом мы оказались на набережной и там увидели: памятник А.Н. Островскому:
памятник "неизвестному мальчику" (почему-то с рыбой?):
Также невдалеке от набережной была обнаружена симпатичная церковь,
на которой красовалась вот эта табличка:
И конечно, говоря о кинешемской набережной нельзя не сказать о том виде, который открывается с довольно высокого правого берега на Волгу. Василий Сидоров, сначала изругав сам город за грязь и неухоженность, тем не менее писал:
"Одно только прелестило в Кинешме,— это удивительный вид на Волгу с бульвара, кстати очень грязного и скверно содержимого, вполне по провинциальному. Скамейки изрезаны, кусты; поломаны, деревья болтают своими засохшими оборваными ветвями. Волга с её заворотами, с выступающими в воду горами, с мелькающими вдали селами—поразительна. Действительно, это один из тех редких видов, каких немного и на Волге . Широкий, далекий, полный световых эфектов, полный поэзии, которая навевает раздумье и уносит мысли в золотистую неведомую даль. Этот вид с Кинемского бульвара приковывает вас к месту. Глядишь, сам не знаешь, куда, туда—в мерцаюшую даль."
Грязь и скверное содержание бульвара остались в далеком прошлом, а вид с бульвара на Волгу, даже с учетом того, что река из-за влияния Горьковского водохранилища стала шире всё равно замечательный. Увы, фотография в полной мере передать эту ширь и простор не может, только бледное их отражение:
Кстати, по набережной теперь можно прогуливаться не только по бульвару, но и по нижней террасе, весьма своеобразно оформленной:
Пока мы разгуливали по Кинешме "местные" успели поставить у трапа теплохода своего караульного, правда, как потом выяснилось, совершенно безвредного:
При отплытии наблюдали вот такой индустиальный пейзаж при необычном освещении:
"Домашний" анализ, с просмотром сделанных фотографий, приведением в порядок сумбурных впечатлений от прогулки по Кинешме и просмотром источников в Интернете, показал, что в общем-то в этом городе явно есть, что посмотреть. Особенно, если Вы сами заранее проложите маршрут по городу и пройдете по нему без экскурсовода и, тем более, без захода в местную картинную галерею.