Речная старина

О сайте | Ссылки | Благодарности | Контактная страница | Мои речные путешествия |
Волга | Днепр | Кама | Нева | Ока | Окно в Европу | Север | Урал и Сибирь |
Материалы из газет, журналов и книг | Путеводители | Справочные и информационные материалы |
Список пароходов (1852-1869 гг.) | Справочник по пассажирским пароходам (1881 - 1914 гг.) | Старый альбом | Фотогалерея |
Коллекция Елены Ваховской | Коллекция Зинаиды Мардовиной | Коллекция Игоря Кобеца | Коллекция Сергея Новоселова |
События 1841-1899 г.г. | События 1900-1917 г.г. | События 1918-1945 г.г. | События 1946-1960 г.г. | События 1961-1980 г.г. |

Сарепта

"Наш пароход подошел к пристани у высокого, глинистого, прокаленного и покрытого трещинами обрыва. Это была пристань Сарепты, совсем не видной с Волги. Публика поспешила купить пресловутую горчицу и сарептский бальзам, продаваемый на пристани.

До колонии Сарепты от Волги 7 верст, которые проезжаешь в линейке за 50 копеек по довольно живописной дороге, ползущей по холмам и полям, а затем по душной и пыльной степи. С вершины одного из холмов открывается вид на Сарепту, этот мирный, словно отрезанный от всего мира, уголок, запрятанный за степи и холмы, живущий своею совершенно замкнутой жизныо, утонувший своими маленькими, беленькими домиками и киркой в зелени тополей, фруктовых садов и виноградников. Ярко-желтыми коврами разлеглись повсюду поля цветущей горчицы, одевшие косогоры и холмы, а красные трубы фабрик, поднялись над колонией. Это маленький немецкий мирок, мирный уголок, полный спокойствия и тишины, устроенный призванными из Богемии Екатериной Великой немцами религиозной секты гергунтеров или моравских братьев, облюбовавших это местечко и основавшихся здесь. Колония, не смотря на погром Пугачева и пожары, находится в цветущем состоянии, пользуясь массой особых привиллегий, поддерживаемая с первых шагов государством, освобожденная от рекрутскаго побора, имеющая свой суд, свою полицию, право на винокурение, на торг во всей России. Моравские братья назвали свою колонию Сарептой в память шествия пророка Илии по таким же знойным степям к городу Сарпату, а речка Сарпа своим названием еще более подвинула на это. Колония очень благоустроена, цветуща, её фабрики, и горчичные, и ткацкие, и винокуренные, и заводы процветают, её густые тополя бросаюх синюю тень и на площадь с церковью, с школой, с беленькими и чистыми домиками, и на улицу, но вас давит тоска, вас гнетет это молчание, это отсутствие жизни, словно вы попали в монастырь с его громадными, мертвыми залами, и должны сами таить тягостное молчание. Колонисты, принадлежа к религиозной секте, мирные, полезные люди, отличаются своей нравственностыо, своим равенством и имеют в основе упрощенное христианство. Любить Бога и ближнего—их девиз. Проводя весь день в работе, они посвящают свой отдых духовному пению, религиозньм беседам и чтению. Здесь нет ни ресторана, ни клуба, ни сада с музыкой, ни танцев, все это изгнано, и вы чувствуете себя в этой безжизненной Сарепте точно в суровом ските. Здесь вы не увидите ни веселья, ни приветливых улыбающихся лиц, не услышите ни смеха, ни криков, ни оживления. Все чинно, все сиокойно, все углубилось в себя, даже лица колонистов с их неподвижными взглядами приняли какое-то безжизненное, деревянное выражение и вас, живого человека. тянет из Сарепты, с её невозмутимой тишиной и давящим молчанием, из-под тенистых тополей и кленов, которыми засажены улицы, тянет и в пыль, и в зной степей, тянет и на Волгу, и в толчею душного Нобелевского городка, тянет к жизни, всюду, где слышится речь, пение, крик, стук, и просто ка жется невыносимой эта библейская тишина немецкого уголка на берегу извивающейся среди горчишных полей речонки Сарпы." - довольно длинное, но, похоже, исчерпывающее описание Сарепты позапрошлого века, Данное Василием Сидоровым в его путевых заметках "Волга от истока до Каспия".


В Сарепте мы оказались во второй половине дня 9 сентября 2010 года. Уверенность в том, что в настоящее время Сарепта - загородное местечко оказалась ложной. Хоть и ехали мы туда от центра Волгограда больше часа вдоль Волги, все равно из Волгограда выбраться не удалось. В настоящее время то, что осталось от Сарепты - это часть Красноармейского района города Волгограда со всеми вытекающими отсюда последствиями: никакого простора и полей, сохранилась только центральная часть поселения - площадь Свободы с окружающими ее домами, зажатая со всех сторон типовыми многоэтажками. Посреди площади находится сквер с монументом над братской могилой воинам 57-й и 64-й армий, погибшим в боях за Сталинград в 1942-1943 гг.

Вокруг площади расположены: действующая кирха:

Часы, установленные на здании кирхи идут, показывая какое-то свое время, отстающее от Московского часов на пять:

Бывшее здание управы, с ужасающих размеров лужей перед ним:

Дом "незамужних женщин":

на первом этаже которого расположена выставка "усадьба крестьянина", и в котором, кроме того, по довольно крутой лестнице можно спуститься в подвал:

А в подвале сейчас, увы, от прежних винных запасов осталась только бутафория:

В здании аптеки

можно посмотреть не только на разные склянки и другой аптекарский антураж

но и осмотреть несколько комнат, в которых воспроизведена типичная обстановка помещений, в которых жили колонисты. С учетом того, что это это было более века тому назад, быт у них был налажен неплохо:

На площади также стоит дом Гольбаха, в котором расположена выставка, посвященная промышленности Сарепты:

С архитектурной точки зрения в Сарепте ничего примечательного, кроме группы зданий, расположенных на площади, нет. Тем не менее, благодаря организованным выставкам, походить там довольно интересно. Но уж больно утомительна дорога от центра Волгограда, даже в таком комфортабельном экипаже:



| © "Речная старина" Анатолий Талыгин 2006-2018 год. | Контактная страница. |