Речная старина

О сайте | Ссылки | Благодарности | Контактная страница | Мои речные путешествия |
Волга | Днепр | Кама | Нева | Ока | Окно в Европу | Север | Урал и Сибирь |
Материалы из газет, журналов и книг | Путеводители | Справочные и информационные материалы |
Список пароходов (1852-1869 гг.) | Справочник по пассажирским пароходам (1881 - 1914 гг.) | Старый альбом | Фотогалерея |
Коллекция Елены Ваховской | Коллекция Зинаиды Мардовиной | Коллекция Игоря Кобеца | Коллекция Сергея Новоселова |
События 1841-1899 г.г. | События 1900-1917 г.г. | События 1918-1945 г.г. | События 1946-1960 г.г. | События 1961-1980 г.г. |
Днепр и Дон

Днепр. Древний Борисеен, вытекая из болот Смоленской губ. Бельского уезда, прорезывает на пути своем губернии Смоленскую, Могилевскую (верхнее течение), Минскую, Черниговскую, Киевскую, Полтавскую (среднее течение) часть Полтавской ниже Кременчуга, Екатеринославскую, Таврическую (нижнее течение) и у Херсона. после 2200 верст своего течения, впадает огромным лиманом длиною в 60, а шириною от 2 до 10 верст в Черное море. Ширину Днепра, течение и судоходство по нем можно подразделить также на три части. Верхняя часть его от Дорогобужа до Смоленска мелка, но свободна от порогов, которые встречаются ниже перед г. Оршей близь с. Кобеляки; здесь ширина его, а также и перед Могилевом включительно, не превышает 35—40 сажень. При Киеве он доходит до 250 саж. ширины, а при Кременчуге до 500 саж. Вторые пороги и самые главные начинаются в 10 верстах ниже Екатеринославля и тянутся на 60 верст, образуя при падении воды в 16 саж. 1 ф. десять отдельных стремнин, наполненных каменьями, между которыми порог Ненасыть есть самый опасный; вероятно он получил такое название от большого, сравнительно, числа разбивающихся судов и плотов. Глубина Днепра очень изменчива, как и самые мели, ежегодно изменяющие свои положения и глубины. Высокие весенние воды, не везде одинаково возвышают горизонт, так: до порогов она доходить до 20 и даже 28 фут, в порогах до 7 и 8 фут; ниже их от 7 до 12, а при устье 5 и 6 фут. По спаде же вод бывает, что наибольшая глубина на некоторых мелях не превышаете 2½ фут, что конечно много препятствует судоходству. Последнее, по временам года можно подразделить следующим образом: весною Днепр годен для сплавного судоходства даже от Дорогобужа, почему в это время сплавляется по реке множество плотов, лесных гонок и небольших лодок с разным товаром, напр., кожами, железом. Лодки эти частью останавливаются в Смоленске, a частью спускаются до Киева и даже до Херсона. Летом сплавное судоходство начинается от р. Березины, а взводное или подъемное от Кременчуга чрез Припять и Березину до Пинска и Борисова. Множество плотов и барок идут вниз из Рогачева и других пристаней и проходят чрез пороги в нижнюю часть Днепра. Подъемного судоходства чрез пороги не существует, почему и плавание по Днепру разделяется на две части. О судоходстве и судостроении ниже порогов было уже сказано выше, при обозрении Черноморских прибрежий. Плавание по Днепру сплавное производится на барках, гонках и плотах, а в верхней и средней его частях ходят байдаки, полубайдаки поднимающие грузу от 4 до 11000 пудов, домбасы или лодки, дубы и дубки (о них уже сказано), лыжвы (тоже барки) и плоты. Судоходство по Днепру вообще значительно. Он принимает в себя несколько более или менее больших рек, входящих в соединительную систему между Черным и Балтийским морями. Барки (см. ниже) суть главные суда употребляемые на Днепровской системе. Проскочив   благополучно чрез пороги, они продаются   местным   промышленникам   и   разбираются  на постройку домов и дрова. Они на верховьях Днепра строятся в лесистых местностях Могилевской, Минской и Черниговской губернии. В последней строятся по преимуществу байдаки.
Байдак есть очень порядочное по внешности своей судно, покрытое палубой и порядочно оснащенное; на его одинокой мачте поднимается шпринтовный парус и кливер; снаружи он осмолен, а внутри приспособлен хорошо   для   жилья (ф.  103).   Длина байданков и полубайдаков от 20 до 30 саж., ширина 7—12 саж. Стоимость байдаков от 1500 до 4000 р. Хорошо построен­ный байдак или полубайдак может прослужить до 10 лет; байдаки называют иногда берлинами: байдаки встречаются кроме Днепра на Десне, Припяти, Соже, Березине; по Днепру полубайдаки доходят до Орши. На них возят хлеб в зерне и муке, вино, смолу, соль и проч.
Брянки (брянка ф. 104) строятся по берегам р. Десны входящей в Днепровскую водную систему.
Галеры строящиеся около Днепра и Западного Буга схоже с байдаками по прочности своей постройки. Это тоже одномачтовые суда, возящие товары в Царство Польское и доходящие до Данцига преимущественно с хлебом.
По среднему течению Днепра с недавнего времени встречаются пароходы, но за мелководьем они не велики и немногочисленны. В последнее время начинают поговаривать об устройстве буксирного пароходства.
Дон. О местах постройки судов и судоходстве по этой реке ограничивающейся его низовьями было сказано выше (гл. VII). Из барок встречающихся на Дону можно указать на:
Воронежскую Барку (ф. 105) строящуюся около Воронежа, она доходит до 100 ф. длины, до 35 ф. ширины и до 5 ф. углубления в грузу. Она строится как и все барки и очень походит на Волжскую беляну.
Другая барка ходящая по Дону строится на р. Медведице; в длину она 125 ф., ширину 38 ф., в полном грузу сидит 5 ф. и возвышается над водой столько же. Те и другие способны поднять грузу до 20 и даже 35 тысяч пудов.



| © "Речная старина" Анатолий Талыгин 2006-2018 год. | Контактная страница. |