Речная старина

О сайте | Ссылки | Благодарности | Контактная страница | Мои речные путешествия |
Волга | Днепр | Кама | Нева | Ока | Окно в Европу | Север | Урал и Сибирь |
Материалы из газет, журналов и книг | Путеводители | Справочные и информационные материалы |
Список пароходов (1852-1869 гг.) | Справочник по пассажирским пароходам (1881 - 1914 гг.) | Старый альбом | Фотогалерея |
Коллекция Елены Ваховской | Коллекция Зинаиды Мардовиной | Коллекция Игоря Кобеца | Коллекция Сергея Новоселова |
События 1841-1899 г.г. | События 1900-1917 г.г. | События 1918-1945 г.г. | События 1946-1960 г.г. | События 1961-1980 г.г. |

ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЕ СООРУЖЕНИЕ СТАЛИНСКОЙ ЭПОХИ


Передовая газеты "Правда" от 5 июля 1937 года. Источник: сайт "Старые газеты"

Канал Москва-Волга готов. Сегодня публикуется постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) о сдаче канала в эксплоатацию. С 15 июля открывается нормальное пассажирское и грузовое движение по каналу. Вступает в строй одно из замечательнейших сооружений великой сталинской эпохи.

Одержана чрезвычайно крупная победа большевистской организованности над природой. Древняя московская земля преображена. Серебром канала обрамлены тихие дмитровские и яхромские села и деревни. "Ошибка" природы, лишившая столицу советской страны мошной водной артерии, исправлена, - Москва получает прекрасный водный тракт, становится крупным портом. Окончательно разрешена проблема дальнейшего снабжения столицы питьевой водой, проблема, которая год от году становилась все более острой.

Уже в 1937 году Сталинская станция даст городу 25 млн. ведер воды в сутки, а в 1938 году - еще 25 млн. Это почти вдвое увеличивает водоснабжение столицы. Возникшие под самой Москвой водные просторы совершенно преображают местность. Спортивные стадионы и парки появятся на месте пустырей, оврагов и свалок. Судоходный путь на Волгу и дешевый водный транспорт окажут чрезвычайно благоприятное влияние на развитие местной промышленности и кустарных промыслов.

За 4 года создано сооружение, которое может быть с полным правом отнесено к числу крупнейших мировых судоходных каналов. И если строители Панамского канала преодолели горный массив Кулебры, а строители Суэца - тяжесть африканских песков, то большевики победили подмосковные зыбкие плывуны, которые по справедливости могут быть названы труднейшими грунтами.

Большое количество москвичей уже успело познакомиться с каналом. Тысячи экскурсантов ежедневно отправляются туда для того, чтобы воочию убедиться в блеске советской строительной техники. Нет такого человека, который не унес бы с канала чувство восхищения и гордости за свою страну.

Канал Москва-Волга мы начали строить, имея за плечами богатый опыт строительства Беломоро-Балтийского канала. И все же оказалось, что этого опыта недостаточно, что трудности надвинулись колоссальные, что надо переучиваться на месте и одновременно работать неустанно, не покладая рук. Одолеть московские плывуны было труднее, чем карельский диабаз.

И тем не менее канал построен в рекордный срок!

Строительство канала Москва-Волга партия и правительство поручили Наркомвнуделу. На стройке были заняты тысячи инженеров и техников, значительная часть которых являлась коммунистами и комсомольцами. Дружно и спаянно, рука об руку с инженерами-коммунистами работали беспартийные, честные, преданные специалисты.

Если на Беломорско-Балтийском канале ведущая роль принадлежала старым инженерам, то на канале Москва-Волга показали себя во всем блеске молодые советские специалисты, питомцы наших высших технических учебных заведений.

Молодые инженеры, только-что оставившие студенческую скамью, за годы строительства канала превратились в опытных мастеров своего дела, получив такой запас знаний, какой явится для них ценнейшим багажом на всю жизнь. Впрочем, и старые инженеры, видавшие многое на своем веку, и те утверждают, что большей и лучшей практической школы, чем та, которую они прошли на канале, нельзя представить!

Рядом с вольнонаемными инженерами, техниками, рабочими на строительстве канала трудились и заключенные, отбывавшие наказание за различные преступления.

Сознавая, что работа на канале - высокая честь, сознавая, что перед ними открылся ясный путь исправления и возвращения к честной жизни, многие из заключенных показали преданность и горячее желание делом, трудом смыть пятно преступления со своей совести.

Немало людей, не имевших ранее никакой квалификации, приобрели ее на канале и таким образом создали для себя твердый фундамент честной, трудовой жизни в будущем.

Канал закончен. Волжские воды потекли к стенам Кремля. Армия строителей канала скоро раз'едется по всей стране, унося с собой полученный опыт, передавая этот опыт другим.

В советской стране, не знающей безработицы, неустанно создающей могучую промышленность, строители канала Москва-Волга, вписавшие славные страницы в историю родины, найдут великолепное применение своему труду.

Кадры, обученные на строительстве канала, явятся чрезвычайно ценным капиталом для нашей великой страны, обильной смелыми замыслами. Это значение заканчиваемой стройки поистине неоценимо!

Организаторы и руководители строительства канала - товарищи Ежов, Берман и их ближайшие помощники создали в процессе работы отличную систему руководства, при которой было известно в любой час все, что делалось на канале, на всем протяжении трассы. В любой час руководство вмешивалось в процесс строительства, выявляло причины неполадок и тут же их исправляло, подстегивало отстающих, поддерживало передовиков и смелых новаторов, зажигало энтузиазм в сердцах работников.

Главный инженер строительства тов. С. Жук, талантливый новатор, отличный организатор, сумел об'единить строителей канала в крепко спаянный трудовой коллектив и блестяще разрешить ряд труднейших технических проблем, возникавших в процессе стройки.

Неправильно, однако, думать, что канал Москва-Волга является плодом трудов только тех, кто непосредственно работал на трассе. Канал строила вся страна! Строители канала работали в обстановке огромного внимания всего народа. Наши заводы и фабрики считали за честь снабжать стройку необходимыми материалами и машинами. Наши железнодорожники в первую очередь обеспечивали доставку всего, что нужно было строительству для выполнения высоких производственных планов. Наши партийные организации в любую трудную минуту приходили на помощь строительству, мобилизуя людей, подталкивая опаздывавших хозяйственников, создавая обстановку внимания и всемерной поддержки.

Правительство и Центральный Комитет партии неослабно следили за ходом стройки. Товарищи Сталин, Молотов, Каганович неоднократно бывали в различных районах строительства, подробно рассматривали проекты отдельных сооружений канала и их оформления, давали исчерпывающие указания по наиболее важным вопросам строительства.

Канал целиком и полностью построен советскими людьми, советскими машинами, из советских строительных материалов. Завершение столь крупного сооружения является знаменательным показателем роста нашей отечественной техники, показателем могучих возможностей социалистической промышленности.

Десять лет назад мы не могли и мечтать о таком строительстве. Но великие сталинские пятилетки придали нашей стране такую силу, которая поистине способна творить чудеса! Совершенное качество работы является отныне неот'емлемым элементом социалистического строительства. Московское метро показывает это с предельной убедительностью. Канал Москва-Волга в этом отношении нисколько не отстает от метро, - он также построен и оформлен добротно и красиво!

Строители канала, его архитекторы и художники создали замечательный архитектурный ансамбль, оставляющий незабываемое впечатление.

Канал вступает в эксплоатацию. Это является праздником многотысячной армии строителей, праздником столицы советской земли и праздником всего нашего народа.

Построенный канал пребудет в веках величественным свидетелем большевистского упорства, несокрушимой энергии, изумительного энтузиазма людей сталинской эпохи. Грядущие поколения будут восхищаться этим памятником наших боевых, созидательных лет!



| © "Речная старина" Анатолий Талыгин 2006-2017 год. | Контактная страница. |