Речная старина

О сайте | Ссылки | Благодарности | Контактная страница | Мои речные путешествия |
Волга | Днепр | Кама | Нева | Ока | Окно в Европу | Север | Урал и Сибирь |
Материалы из газет, журналов и книг | Путеводители | Справочные и информационные материалы |
Список пароходов (1852-1869 гг.) | Справочник по пассажирским пароходам (1881 - 1914 гг.) | Старый альбом | Фотогалерея |
Коллекция Елены Ваховской | Коллекция Зинаиды Мардовиной | Коллекция Игоря Кобеца | Коллекция Сергея Новоселова |
События 1841-1899 г.г. | События 1900-1917 г.г. | События 1918-1945 г.г. | События 1946-1960 г.г. | События 1961-1980 г.г. |

Некоторые реки Пермской губернии

Значение судоходных и сплавных рек Пермской губернии определяется тем огромным количеством сельских, заводских и фабричных произведений, которые ежегодно отправляются из губернии или привозятся в нее водяным путем. Скорость и дешевизна доставки товаров составляют главные преимущества водяного пути, особенно с введением буксирного пароходства по р. Каме. Быстрота, с которою развивалось пароходство в Пермской губернии и огромные размеры, которых оно достигло в последнее время, явно показывают, какое важное значение имеет этот способ сообщения для края.

Лозьва удобна для сплава почти на всем протяжении и могла бы служить для взводного судоходства на большом пространстве, но совершенная безлюдность в верховьях и крайняя малонаселенность в низовьях, составляет главную причину, почему она не имеет до сих пор торгового значения.

Сосва судоходна только летом, на протяжении 80 верст ниже Богословского завода. Сплавное судоходство вовсе не производится, по причине малообитаемых, лесистых и болотистых берегов. В верховьях, около Денежкиных юрт, едва возможно плыть в челноке, притом и это плавание, по причине стремнин, неудобно и даже не совсем безопасно. Особенно опасны Денежкины стремнины, где на расстоянии 70 саженей русло реки загромождено каменьями и обломками скал, которых вершины подымаются над водою до 2 саженей. Далее Масловская стремнина имеет около 2 верст длины и, при высокой воде, чрезвычайно опасна.

Вагран (приток Сосвы) служит для сплава, на протяжении от Петропавловского завода до устья и отчасти выше Петропавловского завода, на 15 верст. Главные причины неудобства сплава составляют каменистое дно, множество стремнин и мелководье.

Тура делается сплавною рекой ниже устья Салды, в весеннее время, при высокой воде. Сплавное судоходство начинается в первых числах мая, а иногда даже и раньше и продолжается до спадения воды. Главнейшими препятствиями для судоходства служат, кроме заводов, два каменные перебора, ниже г. Верхотурья, множество карш, также каменистые россыпи и мели.

Тагил может служить для сплава от Нижне-Тагильского завода до устья, на протяжении 190 верст, только во время полноводья или при спуске спрудной воды. Главные затруднения для судоходства представляют мелководье и каменистые переборы.

Ница делается сплавною во время полноводья, от д. Удинцовой до г. Ирбити, на протяжении около 40 верст; взводное судоходство производится в весеннее время от Краснослободской пристани вниз, до самого устья, а иногда, при очень высокой воде, от г. Ирбити. Главные затруднения для судоходства представляют мельницы, которых очень много между г. Ирбитью и д. Безсоновой.

Печора судоходна от устья Волосницы до границы Вологодской губернии, на протяжении 70 верст. Несмотря на значительную глубину реки, фарватер ее чрезвычайно извилист, по причине встречающихся порогов и больших мелей. Главные пороги находятся в 10 и 42 верстах ниже Якшинской пристани; глубина на первых бывает около 2 аршин, а на вторых около 1 аршина; ширина обоих составляет не более 2 саженей. В этих двух местах суда обыкновенно разгружаются и с уменьшенной осадкою продолжают путь. Кроме того встречаются мели, которые в меженную воду затрудняют судоходство. Бичевник находится в первобытном положении и потому требует расчистки, хотя вообще он и в нынешнем состоянии лучше, чем на других реках Печорского водного пути.

Главная выгода судоходства по Печоре происходит от того, что она представляет водяной путь для торговли Чердынских промышленников с жителями Печорского края. На Печоре, в пределах Пермской губернии, находится одна пристань Якшинская, на левом берегу, в 60 верстах ниже устья р. Волосницы. Здесь грузятся товары, назначенные в Печорской край, как-то: хлеб, соль, конопля и проч. и разгружаются привозимые оттуда: пушной товар, соленая рыба, ворванное сало и точильный камень. Для хранения товаров, от времени выгрузки до отправления в дальнейший путь, устроены на берегу амбары. Все оседлое население по р. Печоре, в пределах Пермской губернии, заключается в двух деревнях: Усть-Волоснице и Усть-Пожеге. Главное занятие жителей этих деревень состоит в звериной и рыбной ловле и работе при нагрузке и разгрузке товаров.

Волосница есть самый верхний судоходный приток р. Печоры. Она судоходна от Печорского волока до устья, на протяжении около 90 верст. Главнейшие неудобства в отношении судоходства по Волоснице представляют малые размеры, извилистое течение, не разчищенный бичевник, карши и бревна, оставшиеся в русле реки от устраивавшихся запруд. Кроме того, сюда можно отнести и совершенную безлюдность мест, по которым она протекает.



| © "Речная старина" Анатолий Талыгин 2006-2017 год. | Контактная страница. |