Речная старина

О сайте | Ссылки | Благодарности | Контактная страница | Мои речные путешествия |
Волга | Днепр | Кама | Нева | Ока | Окно в Европу | Север | Урал и Сибирь |
Материалы из газет, журналов и книг | Путеводители | Справочные и информационные материалы |
Список пароходов (1852-1869 гг.) | Справочник по пассажирским пароходам (1881 - 1914 гг.) | Старый альбом | Фотогалерея |
Коллекция Елены Ваховской | Коллекция Зинаиды Мардовиной | Коллекция Игоря Кобеца | Коллекция Сергея Новоселова |
События 1841-1899 г.г. | События 1900-1917 г.г. | События 1918-1945 г.г. | События 1946-1960 г.г. | События 1961-1980 г.г. |

Реки Чусовая и Уфа

Чусовая удобная для сплава только весною, от впадения Ревды до устья, на протяжении 577 верст.

Сплавное судоходство по Чусовой началось с того времени, как были построены первые горные заводы на Урале. С тех пор сплав металлов увеличивался вместе с развитием горного промысла и достиг в последнее время больших размеров. Около 600 судов, нагруженных металлами, сплавляются ежегодно по Чусовой. Такая цифра ясно показывает, что сплав металлов по Чусовой очень выгоден для заводчиков. Главная выгода в этом отношении заключается в направлении течения реки.

Она, как выше сказано, течет сначала от юга к северу, вдоль западного Уральского склона, где сосредоточивается главная заводская деятельность, а потом обращается на запад и впадает в Каму. Таким образом, Чусовая направлением своего течения дает возможность сплавлять почти все металлы, выделываемые на заводах среднего Урала. К неудобствам сплава по Чусовой относятся: 1) мелководье её но многих местах, даже в высокую воду, 2) подводные камни и береговые скалы и 3) извилистое и быстрое течение. Все эти невыгодные особенности так важны, что не лишним будет разобрать их отдельно.

Глубина Чусовой, как сказано в гидрографии, очень различна и представляет много таких мест, где судно с самым ничтожным грузом не может пройти беспрепятственно. Для устранения этого неудобства, при горных заводах по р. Чусовой и её притокам, устроены запасные пруды, из которых перед сплавом летнего каравана спускается известное количество воды. Таким способом глубина Чусовой, на время необходимое для сплава каравана, увеличивается на столько, чтобы суда с металлами не сели на мель. В каких местах и каких размеров устроены запасные пруды можно видеть из следующей таблицы.

Названия рек, на которых устроены пруды

Размеры прудов

Толщина слоя выпускаемой воды

Длина

Ширина

Глубина

Верст

Саж.

Верст

Саж.

Арш.

Верш.

Арш.

Верш.

Ревда

9

-

1

-

9

-

2½ - 3

-

Шайтанка 1-ая

-

110

-

15

8

-

-

4

Билимбаиха

13

-

-

80

9

-

-

8

Утка 1-ая

5

-

-

118

7

8

-

5

Утка 2-ая

-

300

-

16

7

-

-

4

Шайтанка 2-а

-

360

-

135

6

8

-

5

Сулема

1

150

-

50

1

7

-

6

Утка 3-я

-

250

-

15

3

-

-

3

Кашка

-

150

-

50

3

-

-

3

Серебрянка

10

-

-

90

9

-

-

4

Кын

1

-

-

125

6

8

4

4

Разсольная

-

400

-

50

1

7

-

3

Береговые скалы составляют главное неудобство в отношении сплава судов, и причиняют не редко большие убытки, а иногда и несчастья. Особенно опасны те камни, которые находятся на крутых поворотах, где течение реки быстрее обыкновенного. В таких местах требуется много искусства и опытности со стороны лоцмана, чтобы, с одной стороны, судно не село на мель, а с другой, не ударилось о береговой камень. Для этого лоцмана обращают все своё внимание на то, чтобы заранее выйти из фарватера, где чрезвычайно быстрое течение притягивает судно к камню, и придерживаются более противоположного мыса. Но иногда, не смотря на все предосторожности, суда разбиваются о камни, причём не редко погибают и судорабочие. Опасные камни начинаются за д. Крылосовой и продолжаются до д. Койвы, ниже устья р. Койвы. Из них наиболее опасны для судов: Косой, Бражка, Владычный, Переволочный, Волегов, Узенький, Писаный, Курочкин, Дужный, Печка, Кирпичный, Мултык, Горчак, Молоков и Разбойник. Жители ближайших деревень ежегодно ограждают эти камни заплавями, которые наводятся перед сплавом караванов. Простые заплави, употреблявшиеся до сих пор по Чусовой, состоят из двух половин, а каждая половина из 3 прясел (бревен), длиною до 10 саженей, толщиною до 7 вершков, связанных между собою веревками; они привязываются к деревьям растущим на берегу так, чтобы плавая по воде, могли принять судно на себя, если оно силою течения будет плыть прямо па камень. Таким образом удар судна несколько смягчается, впрочем такие заплави еще не устраняют опасности совершенно. В вознаграждение за устройство и содержание в порядке заплавей, караваны платят местным жителям от 1 руб. 40 коп. до 1 р. 50 коп. за каждое судно.

В 1861 году командирован был инженер путей сообщения для устройства при 11 опасных камнях упругих заплавей, которые вероятно устранят всякую опасность при сплаве судов, если только будут содержаться в надлежащей исправности.

Частые переборы и мели представляют большое затруднение для сплава судов, особенно при быстром и извилистом течении реки и узком Фарватере. Таким образом, если одно судно село на мель, то последующие должны остановиться и простоять до тех пор, пока первое будет снято; в противном случай неминуемо произойдет столкновение и не избежная при этом ломка судов. Но остановить судно на Чусовой не так легко, как на всякой другой реке, где можно употреблять обыкновенные якоря. Русло Чусовой до того каменисто, что употребление якорей совершенно безполезно. Поэтому, когда встретится необходимость остановить судно, то стараются прикрепить его снастями к берегу, что однако весьма трудно исполнить при чрезвычайной быстроте, с которою суда плывут вниз по реке. Вместе с тем, для уменьшения быстроты хода, бросают лоты, которые состоят из призматического чугунного бруса с четырьмя выступами на каждой боковой стороне.

Судоходство вверх по Чусовой по настоящее время ограничивается взводкою порожних судов. Но судя по топографическим свойствам реки, оно могло бы производиться без особенных препятствий от устья вверх до Чусовских городков а если по настоящее время но существует, то причина этому неблагоприятные местные условия.

На реке Чусовой находятся следующие пристани:

  1. Ревдинская, г. Демидова, на левом берегу, при устье речки Ревды. Здесь строятся суда и нагружаются железом и чугуном, выделываемым на Ревдинском заводе.

  2. Шайтанская, наследниц Ярцева, на правои берегу, при усть речки Шайтанки. Суда грузятся железом и металлическими изделиями Шайтанских заводов.

  3. Билимбаевская, графини Строгоновой, на правом берегу, при устье речки Билимбаихи. Груз состоит из чугуна и чугунных изделий, приготовляемых на Билимбаевском заводе.

  4. Крыласовская, купеческая, на левом берегу, при устье речки Черемшанки. Здесь производится постройка и нагрузка судов. Груз состоит из масла коровьего, сала и сальных свеч, подвозимых к пристани гужем.

  5. Уткинская, казенная, Екатеринбургского округа горных заводов, на правом берегу, выше с. Уткинского. На ней строятся суда и нагружаются металлами, металлическими и каменными изделиями, подвозимыми гужем из казенных Екатеринбургских и Алтайских заводов, также ржаной мукой и овсом из г. Екатеринбурга. Кроме того, сюда подвозятся и грузятся металлические тяжести с частных горных заводов: Верх-Исетского, Сысертского и Билимбаевского.

  6. Трекинская, наследников корнета Яковлева, на правом берегу, при устье речки Треки. Строящиеся здесь суда нагружаются железом и чугунными изделиями.

  7. Уткинская, компании Суксунских заводов, на левом берегу, при устье р. Северной Утки. Суда строящиеся на этой пристани грузятся чугуном и железом, выделываемым на Уткинском заводе. Для удобнейшей нагрузки в самой реке Утке, посредством запруды, устроена гавань.

  8. Шайтанская, наследннков корнета Яковлева, на левом берегу, при устье речки Шайтанкн. Здесь строятся суда и нагружаются медью, железом разных сортов и чугунными изделиями.

  9. Мартьяновская, казенная, на правом берегу, при д. Мартьяновой. Здесь грузится в суда льняное семя, масло коровье и постное, жир рыбий и олений, сало, сальные свечи и конский волос.

  10. Илимская, казенная, Гороблагодатского округа горных заводов, на левом берегу, при Илимской казенной лесопильной мельнице. Груз состоит, преимущественно из казенных металлов.

  11. Сулемская, гг. Яковлевых, на правом берегу, при д. Сулеме. Груз состоит из железа, подвозимого к пристани гужем.

  12. Усть-Уткинская, гг. Демидовых, на правом берегу, при устье реки Межевой-Утки. Суда нагружаются металлами, металлическими изделиями и красками.

  13. Кашкинская, гг. Яковлевых, на левом берегу, при д. Кашкинской. Здесь грузится медь и железо, подвозимое к пристани гужем.

  14. Кыновская, на левом берегу, при Кыновском заводе графа Строгонова. Груз состоит из железа, выделываемого на Кыновском заводе.

  15. Ослянская, казенная, Гороблагодатского округа горных заводов, на правом берегу, при Гороблагодатском тракте. Здесь грузятся металлы и металлические изделия, подвозимые гужем с Гороблагодатских и Богословских казенных горных заводов.

  16. Разсолинская, общего владения княгини Бутеро и князей Голицыных, на правом берегу, при устье речки Разсольной. Здесь строятся суда и нагружаются чугуном и железом, подвозимым из Кусье-Александровского завода, зимним путем.

  17. Усть-Долговская, княгини Бутеро, на левом берегу, при устье речки Долговки. Груз составляют: железо, чугун и краски, подвозимые к пристани гужем.

Берега Чусовой населены вообще хорошо и довольно равномерно, на всем протяжении её течения. В верховьях её, до Ослянской пристани, преобладает горнозаводское население, а оттуда до устья—сельское. Кроме обычных сельских занятий, жители по Чусовой имеют много других промыслов и заработков, как-то: постройка и нагрузка судов, работа на судах, при сплаве, устройство и содержание заплавей, звериная охота и проч.

Межевая утка удобна для сплава от Висимо-Уткинского завода до впадения в Чусовую, на протяжении 70 верст. Она весною служит для сплава железа, выделываемого на Висимо-Шайтанском и Висимо-Уткинском заводах, но в летнее время бедна водой.

Нагрузка металлов производится при Висимо-Уткинском заводе.

Койва делается сплавною в весеннее время, от Бисертского завода до впадения в Чусовую, на протяжении около 80 верст.

Мелководье даже весною, заставляет прибегать к спуску прудовой воды, для сплава судов с металлами из Бисертского завода.

При Койве находятся две пристани: Усть-Бисертская, при впадении речки Бисерт, и Кусье-Александровская, при устье речки Кусьи. На обеих пристанях строятся суда и нагружаются железом и чугуном, выделываемым на Бисертском и Кусье-Александровском заводах. Суда отсюда сплавляются с неполныи грузом до Разсолинской пристани и там догружаются металлами, подвозимыми гужем, по зимнему пути.

Усьва сплавна весною, от впадения Вильвы до устья, на протяжении 3 верст. При устье Вильвы находится пристань, на которой догружаются суда, сплавляемые с половинным грузом от Архангело-пашийского завода по Вижае и Вильве.

Вильва (приток Усьвы) сплавна весною, от впадения Вижая до устья, на протяжении 30 верст. Мелководие, быстрота течения и каменистые берега, составляют главное неудобство сплава по этой реке.

Вижай (приток Вильвы) сплавна весною, от впадения речки Пашии до устья, на протяжении 60 верст.

При устье речки Пашии находится пристань, на которой строятся суда и грузятся железом и чугуном, но только на половину, и догружаются на Усть-Вильвенской пристани.

Сылва сплавна в весеннее время от речки Вогулки до впадения в Чусовую, на протяжении 260 верст.

От устья речки Вогулки до Молебского завода, на протяжении около 20 верст, сплавляются только плоты с дровами и лесом, а ниже Молебского завода, производится сплав металлов в судах.

Весною, во время полноводья Сылва, очень удобна не только для сплавного, но даже и для взводного судоходства. Главные неудобства в отношении сплава по Сылве, составляют извилистое течение и мелководье в летнее время.

На Сылве находятся следующие пристани :

  1. Молебская, на правом берегу, при устье речки Молебки. Здесь производится постройка судов и нагрузка их чугуном и железом с Молебского завода, а для удобнейшей постройки судов и нагрузки их, здесь устроена гавань; для чего речка Молебка, ниже заводского пруда, у самого устья, перехвачена насыпью. Суда строятся на берегу этой гавани, а потом спускаются в нее и нагружаются металлами. Затем, нагруженные суда проводятся в р. Сылву, через оставленные в насыпи ворота.

  2. Тисовская, на левом берегу, при устье речки Тис. Суда строятся здесь прямо на берегу Сылвы и потом спускаются в реку для нагрузки.

  3. Суксунская, на левом берегу, при устье речки Суксун. Суда отправленные с первых двух пристаней с неполным грузом, догружаются здесь металлами с Суксунского завода. Для этого суда вводятся в р. Суксун, которая весною разливается довольно широко, а по окончании догрузки, снова выводятся в Сылву и отправляются далее к месту сбыта.

  4. Кунгурская, на левом берегу, при г. Кунгуре. Здесь производится постройка судов и нагрузка их. Груз составляют: ржаная мука, льняное семя, сало, сальные свечи и глина.

Сылва в верховьях до Молебского завода, протекает по местам очень скудно населенным, а вниз от Молебского завода до устья, берега её населены довольно густо. На этом протяжении находятся: г. Кунгур, Молебский, Тисовской и Суксунский горные заводы, несколько значительных сел и множество деревень. Таким образом береговое население Сылвы разделяется на городское, горнозаводское и сельское. Этим разделением определяется род занятий и образ жизни береговых жителей Сылвы. Но кроме того, в весеннее время, жители некоторых сел и деревень занимаются заготовкою и сплавом леса и дров, постройкою судов и работою на судах, во время сплава караванов с металлами и другими товарами.

Ирень (приток Сылвы) сплавна во время весеннего полноводья от Ашапской пристани до устья, на протяжении около 40 верст. Она чрезвычайно извилиста и вообще бедна водой, так что суда сплавляются по ней с неполным грузом.

На Ирени находится одна пристань, в 5 верстах от Ашапского завода. Суда строятся в Бымовском и Ашапском заводах и сплавляются по речкам Быму и Ашапу порожними, а здесь нагружаются металлами, перевозимыми сюда из заводов гужем.

Берега Ирени населены очень густо и представляют местами непрерывный ряд населенных мест. Главное занятие жителей составляет сельское хозяйство и горнозаводские работы.

Уфа сплавна от устья речки Уфалея до границы Оренбургской губернии, на протяжении около 280 верст. Она, весною, по время разлива, делается удобною для сплава судов еще в Екатеринбургском уезде,но летом, по причине мелей, совершенно неудобна для судоходства.

По р. Уфе, в пределах Пермской губернии, находятся следующие пристани:

  1. Нязепетровская, на правом берегу, при устье речки Нязи. Здесь грузятся преимущественно металлы, выделываемые на Нязепетровском заводе.

  2. Сорокинская, на правом берегу, при устье речки Шемахи. Суда нагружаются металлами, выделываемыми на Шемахинском заводе.

  3. Уфимская, на правом берегу, выше устья р. Серги, т. 4 верстах от Михайловского завода, при д. Уфимской (плотбище). Здесь грузится железо, подвозимое к пристани по зимнему пути.

  4. Артинская, на левом берегу, при устье речки Арти. Здесь нагружаются металлы с казенных Артинских заводов.

  5. Красноуфимская, па правом берегу, при г. Красноуфимске. Груз состоит из старого железа, чугуна в разных ломаных поделках, хлеба, лубья и мочала, в небольшом количестве.

  6. Саранинская, на правом берегу, при устье речки Сараны. Здесь грузятся преимущественно металлы, выделываемые на Саранинских заводах.

Население по берегам Уфы, в пределах Пермской губернии, вообще скудное и состоит частью из Русских, частью из Башкир. Главное занятие тех и других составляет сельское хозяйство, за исключением окрестностей горных заводов, где береговые жители занимаются горными работами, постройкою судов и сплавом караванов с металлическими тяжестями.

На притоках Уфы находятся следующие пристани:

  1. Уфалейская, на р. Уфалее, при Нижнеуфалейском заводе. Здесь грузятся преимущественно металлы, выделываемые на Уфалейских заводах. По причине мелководья р. Уфалея баржи отправляются отсюда с половинным грузом до Уфимской пристани и догружаются там железом, подвозимым из завода по зимнему пути.

  2. Михайловская, на р. Серге близ впадения её в УФу. Здесь грузятся преимущественно металлы, выделываемые на Сергинских заводах.



| © "Речная старина" Анатолий Талыгин 2006-2017 год. | Контактная страница. |