Речная старина

О сайте | Ссылки | Благодарности | Контактная страница | Мои речные путешествия |
Волга | Днепр | Кама | Нева | Ока | Окно в Европу | Север | Урал и Сибирь |
Материалы из газет, журналов и книг | Путеводители | Справочные и информационные материалы |
Список пароходов (1852-1869 гг.) | Справочник по пассажирским пароходам (1881 - 1914 гг.) | Старый альбом | Фотогалерея |
Коллекция Елены Ваховской | Коллекция Зинаиды Мардовиной | Коллекция Игоря Кобеца | Коллекция Сергея Новоселова |
События 1841-1899 г.г. | События 1900-1917 г.г. | События 1918-1945 г.г. | События 1946-1960 г.г. | События 1961-1980 г.г. |

Описание судов.

Постройка, устройство, оснастка, вместительность, управление, число экипажа, плата рабочим и т. п.

Суда, плавающие по рекам Пермской губернии, разделяются по устройству своему на килевые и плоскодонные. Первые ходят вниз и верх по течению, а вторые только вниз. Устройство и размеры тех и других судов весьма различны между собою и представляют целый ряд видоизменений, начиная с пароходов до простых плотов. Главное влияние на различие в устройстве и размерах судов имеют следующие обстоятельства: 1) свойство рек, по которым суда предназначаются плавать, 2) горизонт воды в то время, когда суда употребляются, 3) назначение их для перевозки того или другого рода груза, 4) местные и денежные средства для постройки судов и 5) привычка строить того или другого рода суда, привычка, которая обратилась у судостроителей и судохозяев в неизменное правило.

По различию в устройстве и величине суда носят и разные названия. Таким образом по рекам Пермской губернии ходят, кроме пароходов, каюки, баржи, подчалки, бархоты, лодьи, разшивы, тихвинки, шитики, барки, полубарки, коломенки, гибежные лодки и плоты.

Пароходы ходят до сих пор только по Каме и в виде опыта по Чусовой и Нице. Устройство их ничем не отличается от обыкновенных речных пароходов с гребными колесами. Корпуса делаются железные и деревянные. Число сил простирается от 24 до 120. Машины употребляются высокого, низкого и среднего давления. Постройка пароходов производится частью в России, в С. Петербурге, Нижнем-Новгороде, Балахне, Перми, Кунгуре, Пожевском заводе, на Усть-Уткинской пристани и отчасти заграницей: в Англии, Бельгии и Швеции. Заграницей заказываются преимущественно одни машины, а корпуса строятся в Пермской губернии. По назначению своему пароходы разделяются на пассажирные и буксирные. Главное различие их заключается во внутреннем устройстве. Пассажирные устроены внутри так, чтобы могли с возможным удобством поместить наибольшее число пассажиров. Для этого внутренность их разделяется на каюты первого и второго класса, из которых первые отличаются от вторых большими удобствами помещения. В каждом классе есть особые каюты для мужчин и особые для женщин и кроме того на всех пароходах устроены отдельные семейные каюты. Пассажиры 3-го класса помещаются на палубе, где, на некоторых пароходах, устроены навесы от искр, падающих из трубы, и от дождя. Скорость движения пассажирных пароходов составляет по течению от 15 до 20, а вверх, против течения, от 12 до 15 верст в час.

При внутреннем устройсте буксирных пароходов более обращается внимания на то, чтобы можно было поместить наибольшее количество груза. Поэтому устройство кают на этих нароходах не отличается таким удобством, как на пассажирных. Впрочем главная масса груза помещается в баржах, которые пароходы водят на буксире. Каждый пароход буксирует от одной до трех барж, которые прикрепляются к бортам и к корме на буксирном канате. Скорость движения буксирных пароходов зависит от горизонта воды, погоды и количества груза, поэтому ее с точностью определить нельзя. Приблизительно же можно положить, в сутки, от 70 до 1,000 верст вверх и около 140 верст вниз по течению.

В Е Д О М О С Т Ь

об управлении пароходов и содержании их экипажа

Название должностей

Число экипажа на пароходах

Оклады жалованья в рублях

в 120 сил

в 80 сил

в 60 сил

в год

в лето

в месяц

Командир

1

1

1

700 - 1000

-

-

Помощник его

1

1

1

300 - 400

-

-

Механик

1

1

1

1500 - 2000

-

-

Машинист

1

1

1

400 - 600

-

-

Помощник его

1

1

1

200 - 390

-

-

Лоцманы

2

2

2

-

180 - 223

-

Штурвальные

2

2

2

-

-

12 - 15

Кочегары

8

8

6

-

-

10 - 12

Матросы

9

8

7

-

-

8 - 10

Примечание. Показанные в этой ведомости цифры заимствованы из дел начальника судоходства и выражают только приблизительно число экипажа и содержание его. Как то, так и другое подвержено влиянию различных условий и обстоятельств и потому может беспрерывно изменяться.

Оснастка пароходов пассажирных и буксирных в общем сходна, но различается только в частности. Кроме величины, на количество снасти имеет влияние назначение и сила парохода.

Вообще здешние пароходы могут буксировать: в 120 сил — 70 т., в 80 сил — от 50 до 60 т. и в 60 сил — от 30 до 40 т. пудов груза.



| © "Речная старина" Анатолий Талыгин 2006-2017 год. | Контактная страница. |