Речная старина

О сайте | Ссылки | Благодарности | Контактная страница | Мои речные путешествия |
Волга | Днепр | Кама | Нева | Ока | Окно в Европу | Север | Урал и Сибирь |
Материалы из газет, журналов и книг | Путеводители | Справочные и информационные материалы |
Список пароходов (1852-1869 гг.) | Справочник по пассажирским пароходам (1881 - 1914 гг.) | Старый альбом | Фотогалерея |
Коллекция Елены Ваховской | Коллекция Зинаиды Мардовиной | Коллекция Игоря Кобеца | Коллекция Сергея Новоселова |
События 1841-1899 г.г. | События 1900-1917 г.г. | События 1918-1945 г.г. | События 1946-1960 г.г. | События 1961-1980 г.г. |

Типы деревянных судов

Лодьи, большие плоскодонные суда строятся в Соликамском уезде, на Каме, при Усольских и Ленвенских соляных промыслах, из грубо-обтесанного соснового, елового и пихтового леса и топорных досок; крепятся нагелями и конопатятся мочалами, а пазы застилаются тонкими дощечками со скобами.

Главное и единственное назначение лодей состоит в сплаве соли от Ленвенских и Усольских соляных промыслов, по Каме и Волге, к Нижнему-Новгороду. Поэтому они, по прибытии на место, ломаются на дрова или переделываются на подчалки конных машин. Иногда их нагружают дровами и сплавляют к низовым пристаням, по Волге, до Астрахани, где, употребляются на постройки. Скорость сплава лодей зависит от быстроты течения и от попутных ветров. Для ускорения движения употребляются гребки.

Бархоты строятся в Соликамском уезде, на р. Каме, при с. Новом-Усолье и горном городе Дедюхине, из соснового, елового и пихтового леса. Устройство их сходно с устройством лодей, с тою только разницею, что бархоты имеют меньшие размеры и заостренные нос и корму. Главное назначение бархотов состоит в сплаве соли от Дедюхинских и Усольских соляных промыслов до Перми и Нижнего - Новгорода; по прибытии на место они продаются на постройки. Для ускорения движения употребляются так же, как и на лодьях, гребки.

Барки строятся в Чердынском и Соликамском уезде, на реках: Колве, Вишере и Мошевице; в Кунгурском, на реках: Сылве, Барде и Чусовой; в Осанском, на р. Турке; в Красноуфимском, на реках: Бисерте, Уфе и Чусовой и в Верхотурском на р. Туре. На постройку употребляется преимущественно сосновый и отчасти еловый и пихтовый лес. Они крепятся нагелями и конопатятся паклею. Барки назначаются исключительно для сплава металлов с заводов до места сбыта, большею частью, до Нижнего-Новгорода и там продаются на постройки. Для ускорения движения барки, употребляются гребки, а при попутном ветре и паруса.

Полубарки строятся на всех пристанях на р. Чусовой, в уздах Екатеринбургском и Красноуфимском, из елового, пихтового и соснового леса, крепятся нагелями и отчасти железом, конопатятся паклею и мочалом; пазы застилаются тонкими дощечками с железными скобами. Они назначаются для сплава металлов и ходят вверх и вниз по течению до обветшания. Полубарки, с металлами, доплывают только до Перми, где металлы перегружаются в коломенки или шитики; из них первые идут оттуда до Лаишева и сдав груз возвращаются, а вторые доходят до Нижнего-Новгорода.

Коломенки строятся в Соликамском уезде на р. Каме, в Красноуфимском узде на р. Чусовой, в Екатеринбургском на р. Чусовой и Кунгурском, на р. Сылве. На постройку употребляется сосновый, еловый и пихтовый лес, а на мелкие поделки березовый, липовый и черемуховый. Коломенки имеют плоское дно, которое к корме и к носу постепенно суживается; борты их строятся совершенно вертикально и возвышаются несколько к корме и к носу, а сверху настилается палуба. Они назначаются для сплава разного рода металлов, коровьего сала и масла. По достижении г. Лаишева металлы перегружаются в другие суда, болеее удобные для плавания по р. Волге. На Волге коломенки употребляются вместо подчалков, при конно-машинных судах. А иногда конные машины устраиваются на коломенках; но в таком случае борты их возвышаются и внутреннее скрепление усиливается. Некоторые коломенки ходят с грузом до Рыбинска и даже до С. Петербурга; иногда они сплавляются по Волге до Дубовки, а там разбираются и перевозятся волоком на Дон. Для ускорения движения их употребляются гребки, а при благоприятном ветре и паруса.

Шитики строятся в Чердынском и Соликамском уездах, на реках Колве и Каме, из елового, пихтового и соснового леса; крепятся: днище и бока нагелями, а на стыках гвоздями; эти же части конопатятся иногда паклею и мочалой; крыша у некоторых поперечная в два теса. Шитики назначаются преимущественно для перевозки соли. Они ходят по Колве, Вишере, Каме; и Волге, от г. Чердыни до Нижнего-Новгорода; а по сдаче клади, осенью, возвращаются назад и ходят таким образом до обветшания. Наконец ломаются и продаются на постройки и частью на дрова. Для ускорения хода употребляются гребки, а при попутном ветре паруса.

Разшивы и кладные- строятся в Чердынском и Соликамском уездах, на реках Вишере, Колве и Мошевице, из соснового и елового леса. Носовая часть у них приподнята, палуба на носу и корме настлана навесом за борт судна, так что ширина её везде одинакова; крепятся нагелями и железом, конопатятся паклею и вымазываются смолою. Разшивы плавают по рекам: Колве, Вишере и Каме, от Чердыни до Нижнего-Новгорода и обратно. Для ускорения хода употребляются гребки, а при попутном ветре паруса.

Баржи строятся в Чердынском уезде на р. Вишере, в Соликамском на р. Каме и при г. Перми. На постройку употребляют: для днища—еловый, а для стен, крыши и прочих поделок—сосновый лес. Устройство их сходно с разшивамн, с тою только разницею, что нос и корма узкие. Они назначаются для сплава чаев, металлических изделий и разных произведений и ходят, как вниз, так и вверх по рекам Каме и Волге. Баржи с грузом большею частью буксируются пароходами.

Тихвинки строятся в Чердынском уезде, на р. Колве, из соснового и елового леса; крепятся нагелями и железом; конопатятся паклей и вымазываются снаружи смолой. Они предназначаются преимущественно для сплава соли от Пермских соляных промыслов до Нижнего-Новгорода; но ходят и с другими товарами: по Колве, Вишере, Каме и Волге. От Нижнего-Новгорода тихвинки возвращаются осенью, после ярмарки, а от Сарапула до Чердыни делают два рейса в навигацию, в июне и сентябре. При попутном ветре тихвинки ходят на парусах, а в противном случае тянутся бичевой.

Каюки строятся в Чердынском уезде, по р. Колве, из соснового, елового и пихтового леса. Они употребляются для сплава соли от Пермских соляных промыслов до Нижнего-Новгорода и Сарапула и для перевозки хлеба и других товаров, от Нижнего-Новгорода и Сарапула, вверх, до Чердыни. Таким образом они плавают вверх и вниз по Колве, Вишере, Каме и Волге. Из Нижнего-Новгорода каюки возвращаются осенью, после ярмарки, а те, которые ходят только до Сарапула, успевают сделать два рейса в навигацию и возвращаются в июне и сентябре. При попутном ветре они ходят на парусах, а в тихую погоду тянутся бичевой.

Гибежные лодки строятся в Екатеринбургском уезде, на р. Чусовой, при Шайтанской и Кашкинской пристанях, из соснового, елового и пихтового леса. Они назначаются исключительно для сплава металлов по Чусовой, Каме и Волге до Нижнего-Новгорода и там продаются вместе с грузом или отдельно на слом.

Подчалки строятся в Соликамском уезде, на р. Каме, при с. Новом-Усолье, из соснового и отчасти из елового и пихтового леса. Они назначаются только для сплава и ходят по р.р. Каме и Волге, от с. Нового-Усолья до Нижнего-Новгорода, где по прибытии разгружаются и продаются. Для ускорения хода употребляют весла или гребки.



| © "Речная старина" Анатолий Талыгин 2006-2017 год. | Контактная страница. |