О крушениях и других несчастных сдучаях
Естественные недостатки здешних водяных путей причиняют нередко крушение или значительные повреждения судов, с которыми неразрывно связаны большие или меньшие убытки. Подробные сведения по этому предмету имеются только за последние 5 лет; что же касается предшествовавших годов, то можно привесть только общие цифры, извлеченные из губернаторских отчетов.
На Каме крушение судов бывает очень редко, потому что фарватер реки широк и не имеет, ни береговых, ни подводных камней. Но иногда случается, что суда затирает льдом или, что от оплошности лоцмана они садятся на мель. Подобные случаи не обходятся без убытков для судохозяев и владельцев груза. Кроме того, в последнее время, на Каме появились карши, которые особенно опасны для судов и пароходов, идущих против течения реки.
Более всего крушений и несчастных случаев бывает на р. Чусовой, не смотря на всевозможные предосторожности, принимаемые при сплаве весенних караванов. Здесь, иногда, при всей опытности лоцмана и усердии рабочих, бывает невозможно избегнуть крушения судна. При этом нередко погибает несколько человек судорабочих, которые, не смотря на опасность, стараются из всех сил спасти судно с грузом. Убытки от крушения судов бывают вообще не велики, потому что груз, сплавляемый по р. Чусовой, состоит преимущественно из металлов, которые при спадении воды поднимают и снова нагружают в суда, для отправления к месту назначения; поэтому, величина убытка, при подобпом крушении, ограничивается стоимостью судна и платою рабочим за поднятие металла из воды и вторичную его нагрузку.
С1843 по 1856 год, включительно, потонуло 98 судов, т. е. средним числом по7 судов в год. С 1857 по 1861 год потонуло 50 судов, причем весь убыток понесенный хозяевами составляет 50,480 р. сер. Средним числом можно принять, что погибает 10 судов, ценностью в 5,048 руб. сер. в год. Следовательно, крушение каждого судна обходилось владельцу с небольшим в 500 руб. сер. Подробные сведенния о крушении судов по р. Чусовой с 1857 по 1861 год, включительно, показаны в ведомости № 5, в приложении.
ВЕДОМОСТЬ № 5
О числе судов, разбившихся по р. Чусовой, с 1857 по 1861 год, с указанием понесенных убытков
Названия мест, около которых суда разбивались | 1857 | 1858 | 1859 | 1860 | 1861 | Всего за 5 лет | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Число судов | Ценность груза | Число судов | Ценность груза | Число судов | Ценность груза | Число судов | Ценность груза | Число судов | Ценность груза | Число судов | Ценность груза | |
Камень Красный | 2 |
1300 |
- |
- |
- |
- |
1 |
400 |
1 |
800 |
4 |
2500 |
Камень Молоков | 2 |
1300 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
1300 |
Камень Лысан | 1 |
670 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
670 |
Камень Волегов | - |
- |
4 |
3500 |
- |
- |
- |
- |
5 |
5000 |
9 |
8500 |
Камень Горчак | - |
- |
1 |
510 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
510 |
Камень Хороший | - |
- |
1 |
800 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
800 |
Камень Печка | - |
- |
1 |
800 |
- |
- |
2 |
800 |
1 |
5000 |
4 |
6600 |
Камень Разбойник | - |
- |
2 |
1500 |
- |
- |
- |
- |
2 |
3950 |
4 |
5450 |
Камень Омутный | - |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
600 |
1 |
1100 |
3 |
1700 |
Камень Дироватый | - |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
1200 |
1 |
1200 |
Дер. Копчик | 1 |
600 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
600 |
С. Чусовские городки | - |
- |
- |
- |
1 |
250 |
- |
- |
- |
- |
1 |
250 |
Д. Кирпичная | - |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
600 |
2 |
3000 |
4 |
3600 |
Уст. р. Грязной | - |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
2000 |
1 |
2000 |
Перекат дарымский | - |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
3 |
3000 |
3 |
3000 |
Прист. Кашкинская | - |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
9 |
9300 |
9 |
9300 |
Деревня Чизма | - |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
2500 |
1 |
2500 |
Итого | 6 |
3870 |
9 |
7110 |
1 |
250 |
7 |
2400 |
27 |
36850 |
50 |
49480 |