Пароходство.
Начало и постепенное его развитие.
Первая пароходная комнания учреждена в Пермской губернии в 1846 году, под фирмою: «Пермское пароходное общество». Деревянный пароход Пермь, в 60 сил, построенный этим обществом, должен был по предположению открыть действия еще в 1846 году, но, по причине неудачной постройки, оставался в бездействии до 1848 года. В 1847 году компания Гакс и Тет построила, при Пермской пристани, второй пароход Два Брата, также деревянный, в 40 сил. Пароход этот буксировал баржи с кладью, но по малому числу сил, действия его были незначительны. Таким образом первые два года пароходство существовало здесь более в виде опыта; настоящие же действия его начались с 1848 года. С этого времени началось постоянное пароходное сообщение по Каме и Волге, и число пароходов при Пермской пристани стало год от году увеличиваться.
В 1848 и 1849 году при Пермской пристани существовало две компании пароходства: 1) «Пермское пароходное общество», которое имело один пароход Пермь и кортомило у г. Классена нароход Елисавета и 2) Гакса и Тета, которые имели один пароход Два Брата. В 1850 году Пермское пароходное общество построило новый пароход, под названием Кяхта, а компания Гакса и Тета—пароход Екатеринбург и в следующем году пароход Урал. В 1851 году здесь открыла свои действия Камско-Волжская компания, которой принадлежали пароходы: Стрела, Заря, Звезда, Комета и Камышин. Таким образом в течение 6-ти лет число действующих пароходов возросло до 11. В 1852 году Камско- Волжская компании присоединила к числу действовавших в предыдущем году еще пароходы: Чайку и Вестник, а в 1853 г. Орла и Луну. Пароходы: Пермь и Кяхта прекратили свои действия, а с ними уничтожилось и Пермское общество. Кортомленный до тех пор этим обществом пароход Елисавета начал действовать самостоятельно. В 1854 году из Камско-Волжского общества выбыло два парохода: Звезда и Комета. В 1855 году купец Любимов построил пароход Любимый, переименованный в 1859 году в Пермь. 1856 года образовалась компания Ильина и Севастьянова и построила пароход Нахимов. В этом же году купец Гран построил пароход Корнилов. а г. Всеволжский—Пожву. В 1857 году компания Ильина и Севастьянова построила пароход Два Николая, переименованный в 1859 году в Петра, а Камско-Волжская компания—пароход Чижик. В1858 году было построено два парохода, из коих Владимир принадлежал купцу Подошвеникову, а Товарищ—купцу Грану. В тоже время из Камско-Волжского общества выбыло два парохода: Камышин и Чайка. В этом же году открыло действие при Пермской пристани общество Кавказ и Меркурий, которое при начале имело здесь 4 парохода: Лоцман, Молодец, Бурлак и Сильверст. В 1859 году компания Ильина и Севастьянова продала все свои пароходы вновь учредившейся компании «Соваж и Миронов» и построила два парохода: Щука и Ерш, которых назначение состояло в перевозке пассажиров и срочной клади в небольшом количестве. Для этой последней цели при каждом из них имелось по одной барже. В компании «Соваж и Миронов» прибыло 4 парохода: Ольга, Елисавета, Федор и Добрыня, а выбыл пароход Нахимов. Кроме того в этом году учредилось буксирное пароходное общество «Дружина» и открыла действия компания почтового пассажирного пароходства «Самолет>. В первом из них было два парохода: УФа и Шаква, а во втором 5 пароходов: Телеграф, Депеша, Гонец, Курьер и Эстафет. В то же время выбыло два парохода: Владимир, купца Подошвеникова, и Товарищ, купца Грана. В компании «Кавказ и Меркурий» прибыло 3 парохода: Сибиряк, Купец и Адашев, а выбыл пароход Сильверст. В 1860 году открыла действия, пароходная компания «Польза», которой принадлежали 4 парохода: Молога, Шексна, Самара и Саратов.