Речная старина

О сайте | Ссылки | Благодарности | Контактная страница | Мои речные путешествия |
Волга | Днепр | Кама | Нева | Ока | Окно в Европу | Север | Урал и Сибирь |
Материалы из газет, журналов и книг | Путеводители | Справочные и информационные материалы |
Список пароходов (1852-1869 гг.) | Справочник по пассажирским пароходам (1881 - 1914 гг.) | Старый альбом | Фотогалерея |
Коллекция Елены Ваховской | Коллекция Зинаиды Мардовиной | Коллекция Игоря Кобеца | Коллекция Сергея Новоселова |
События 1841-1899 г.г. | События 1900-1917 г.г. | События 1918-1945 г.г. | События 1946-1960 г.г. | События 1961-1980 г.г. |

Описание судоходных и сплавных рек, в отношении к удобствам судоходства и сплава

(Главным основанием, для составления статьи о водяных сообщениях, послужили сведения взятые из дел V отдления, IV округа и 7-й дистанции путей сообщений.)

Важнейший путь, по которому ежегодно вывозится за пределы губернии главный избыток её произведений,— Ока. Несмотря на мелководье, доходящее местами до 3 и менее фут, она судоходна на всем течении своем по Рязанской губернии (478 верст); и успеху судоходства препятствуют, более или менее, только противные ветры и внезапная убыль воды. Боковые ветры, образуя мели в тех местах, где река становится мелководной, тоже вредят судоходству; но мели эти, как было уже сказано, открываются в конце июля и бывают не каждый год; а только в большую убыль меженных вод. Препятсвия представляемыя ими устраняются, отчасти тем, что суда имеют обыкновенно при себе в запасе паузки, на которые, приблизясь к мели, складывают часть груза и приводят, таким образом, осадку свою в глубину, соответствующую глубине воды по фарватеру на мелях. Чаще других открываются и потому вреднее прочих две дедновские, ловецкая,селецкая и исадская мели, на коих мелководье реки доходит иногда до 2 фут. Но так как первые четыре находятся в одном месте, на протяжении 35 верст, то суда делают перегрузку только по приближении к первой из них; и потом проходят беcпрепятственно прочие. Гораздо более неудобств представляет судоходству то обстоятельство, что направление течения реки противно направлению главного торгового пути; и потому, почти все суда, с своим тяжелым грузом, должны быть ведены вверх по реке; а возвращаются обратно, если и нагруженные, то несравненно легче, по течению.

Кроме Оки, из рек Рязанской губернии судоходны еще Трубеж, Проня к Пара; но не на большом протяжении, в особенности Пара; только за 2½ версты до впадения в Оку, именно от с. Борок. эта последняя становится судоходной; даже и на этом незначительном пространстве нормальный горизонт её не судоходен, и только по вскрытии реки, в продолжение одного месяца, Пара содержит в себе воды глубиною до 9 Фут; так, что в это время, производится но ней, весенними водами, сплавное караванное судоходство. Проня становится судоходной от с.Жерновиц, т.е. за 29 верст до впадения в Оку. Но, от Жерновиц до Перевлеса, на расстоянии 6-ти верст, судоходство производится также, как и на Паре, во время весенних вод, в продолжении одного месяца; от Перевлеса же оно продолжается беспрепятственно во все время навигации. Песчаное свойство дна Прони причиною, что паправление фарватера иногда в ней изменяется, но нечувствительно, так, что это обстоятельство особенных препятствий судоходству не представляет.

Что же касается до Трубежа, рукава р. Оки, то он судоходен на всем протяжении, т: е: с небольшим 9 верст; но только весною. В это время грузится в нем небольшое число судов, с купленными в зимнее время в Рязани товарами. В меженнее стояние вод судоходство по Трубежу прекращается; а в зимнее время он представляет удобное место для зимовки судов.

К сплавным речкам, которые все текут по лесистым местам Мещерской стороны и впадают в Оку с левой стороны, принадлежат: Щелинка на 10 верст, Цна от с. Купли-Ям на 20 верст, Шья на 15 верст и Пра. По ним, весенними водами, производится сплав лесу и дров. Таким образом, собственно судоходная линия в пределах губернии заключает в себе 518½ верст общего протяжения; но только от устья Москвы-реки и до устья Синтула, т.е. на расстоянии 427 верст, Ока с своими притоками входит в состав V отделения и 7 дистанции, IV округа путей сообщений, управление которой находится в г Рязани. Судоходство натуральное и никаких гидравлических сооружений для улучшения его не существует; для покрытия же необходимых расходов производится, с выходящих из пристаней судов, пошлинный сбор по ¼ к. с. с каждого рубля клади.



| © "Речная старина" Анатолий Талыгин 2006-2017 год. | Контактная страница. |