Речная старина

О сайте | Ссылки | Благодарности | Контактная страница | Мои речные путешествия |
Волга | Днепр | Кама | Нева | Ока | Окно в Европу | Север | Урал и Сибирь |
Материалы из газет, журналов и книг | Путеводители | Справочные и информационные материалы |
Список пароходов (1852-1869 гг.) | Справочник по пассажирским пароходам (1881 - 1914 гг.) | Старый альбом | Фотогалерея |
Коллекция Елены Ваховской | Коллекция Зинаиды Мардовиной | Коллекция Игоря Кобеца | Коллекция Сергея Новоселова |
События 1841-1899 г.г. | События 1900-1917 г.г. | События 1918-1945 г.г. | События 1946-1960 г.г. | События 1961-1980 г.г. |

Описание судов и бурлацкого промысла

Навигация начинается тотчас поспаде весенних вод, и период её можно безошибочно принять от первого мая, до первого ноября. Нагруженные суда, по выходе на свободные воды реки, взводятся вверх по течению бичевой, посредством лошадей. На парусах же и веслах суда сплавляются только по течению реки и, вообще, сплавное судоходство далеко не так важно, как взводное.

Суда, плавающие вверх и вниз по Оке и её судоходным притокам, принадлежат к разряду плоскодонных и осадка их, сообразно с количеством груза, бывает от 10 вершков до аршина. Когда воды в реке достаточно, они подымают груз до 35 /т. пудов, в среднее же количество воды до20/т. пудов, а во время мелководья не более 9/т. пуд. Суда эти следующие:

Гусянки первоначально и с давних времен строились на р. Гусь в Касимовском уезде, отчего и получили свое название; ныне строят их, кроме того, на рр. Унже, Оке и преимущественно на Волге, у Нижнего Новгорода. Так, как суда эти предназначаются для плаванья, во все время навигациии, по рекам мелководным; и потом, входят в Волгу, где часто употребляются для распауженья больших судов во время мелководья; то их строят так, чтобы они, при наименьшем осадке, поднимали сколько можно болыший груз. В этих видах делают их весьма легкими; дают им значительную ширину и длину, самое плоское дно и низкие вертикальные борты. Нос и корма гусянки загнуты тупо; дек покрывает ее только у кормы, которая несколько возвышена над боками. Мачта, в одно дерево, ставится в самой средине судна и к ней прикрепляется бичевая снасть; при попутном же ветре, иногда подымается небольшой парус, ускоряющий плавание. Вообще, гусянки очень неповоротливы и при сильном ветре обыкновенно, останавливаются у берегов. Лес, на постройку их, употребляется еловый.

Коломенки больше всего строятся в Пермской и Оренбургской губерниях: на Каме, Чусовой и Белой и покупаются в Нижнем Новгороде. Небольшая часть их выстраивается также в Касимовском и в Зарайском уездах. Они имеют совершенно плоское дно, которое к корме и к носу суживается постепенно; борты вертикальные, к корме и к носу несколько поднятые. Лес употребляется тот же, что и для гусянок.

Полубарки делаются из соснового и елового лесу; крепятся деревянными нагелями и частью железом; конопатятся паклею и мочалою, и пазы забиваются тонкими досками, с употреблением железных скоб.

Паромы строятся, преимущественно, на р. Гусь и на Мокше (Тамбовской губернии). Они употребляются для распауженья больших судов во время мелководья и бывают без дека. Кроме того, по Оке ходят тихвинки, барки, прорезы, рыбняшки, дощенники и разных размеров лодки. Большая часть судов этих покупается судопромышленниками в Нижием Новгороде; кроме того, постройкою их занимаются крестьяне некоторых, прибрежных Оке, селений, преимущественно Касимовского уезда. Эта барочная подделка с давних времен производится в с. Гусьском погосте, где ежегодно выстраивается от 5 до 25 гусянок. до 10 полубарок, до 25 паромов и до 15 лодок. Кроме того, постройка судов производится близ Касимова, купцом Шемякиным; а в селениях Ибердусе, Рубецком, Ташинке, Слизове и Свинчусе, (все на Оке), повременам только, строятся и продаются эти суда на месте или сплавляются в Нижний Новгород и Коломну. Всего выделывается их в Касимовском уезде на сумму до 45 т. р. с. в год. В Зарайском уезде занимаются постройкою судов малых размеров: паромов и лодок, преимущественно в селах: Деднове, Ловцах и Сельцах. В Рязанском и Спаском уездах судов почти не строят. На постройку всех судов, сделанных в Рязанской губернии в течении 1857 года, употреблено лесу елового и соснового на сумму 26,7 40 р. с. Каждое судно может служить от 8 до 10 лет; по обветшании они ломаются на дрова, а иногда и на постройки, преимущественно в Москве.

Размеры судов, их вместимость, цена и пр. следующие:

 Название судов.  Длина в саженях  Ширина в аршинах Высота боковых стен в четвертях Сколько подымают пудов грузу  Величина осадки в вершках.  Цена судов в рублях Количество (**) лошадей для взвода судов.
 
от
до
от
до
от
до
от
до
от
до
от
до
от
до
Гусянки (*)
29
33
19
23
4
5
20/т.
35/т.
12
16
500
880
30
З6
Коломенки
17
18
12
13
б
8
до 15/т.
12
20
300
600
до 20
 Полубарки 
14
16
10
12
4
6
до10/т
12
15
300
500
до 15
Паромы
9
13
9
13
до 4½
до 8/т.
12
  15 90
150
до 10
Лодки
2
5
4
7
до 5
до 700 п.
12
  15
50
120
2
5

(*) Гусянки больших размеров, в последнее время, запрещены для плаванья по московорецкому пути и введены, так называемые, форменные барки, длина которых не превышает 30 сажен и ширина 20 аршин.

(**)0быкновенно полагается по одной лошади на каждые 1000 пудов весу нагруженной барки.

Суда ходят по р. Оке со скоростью неравномерной; противные ветры более всего замедляют плаванье; вообще же, при благоприятных обстоятельствах, среднюю скорость движения судов бичевой можно положить по 25 верст в сутки. По москворецкому пути скорость движения судов еще более условна. Высота воды оказывает здесь наибольшее влияние. Иногда дня два, три и даже неделю суда стоят на месте, по причине мелководья, так, что перегружаются на два и даже на четыре паузка, чтобы сделать осадок менее.

Разного рода судов выходит ежегодно из пристаней губернии значительное количество, и для управления ими требуется не менее значительное число рабочих. Вот причина развития, одной из главнейших отраслей сельской промышленности губернии,—бурлачества. Промысел бурлака, по простоте своей и выгодам, более других сподручен крестьянам, незнакомым с другими, какими либо, более искуственными занятиями; потому то, почти все, свободное от земледелия, рабочее население прилежащих Оке местностей, так предано этому промыслу. Более всего промышляют бурлачеством в Спаском и Касимовском уездах; в Рязанском уезде промысел этот преобладает в меньшей степени; еще менее в Зарайском и незначителен в Егорьевском. Не все бурлаки нанимаются на суда, выходящие из губернских пристаней; часть их ищет себе работы вне пределов губернии. Лишь только очистится от льда Ока, бурлаки эти, целыми партиями в больших лодках, плывут в Муром, Нижний Новгород, Казань и в Саратов; иные заходят до Астрахани, где нанимаются на суда; некоторые же отправляются сухим путем в Моршанск и в Калугу. Бурлацкий промысел поддерживает благосостояние значительной массы населения; земледелие не страдает от него; потому что, за отходом бурлаков, всегда остаются в семействах достаточное число рабочих необходимых для обработки земли. За временные же труды свои, в продолжении 4 или 5 месяцев, бурлаки вознаграждается такими заработками, которые позволяют им поддерживать исправность своего хозяйства. В промысле бурлацком существует три подразделения: 1) прикащики на судах, 2) бурлаки коноводы и 3) бурлаки работники. На обязанности прикащиков лежит наем бурлаков, надзор за ходом судов и сдача груза по назначении. Прикащики ездят по селам и нанимают бурлаков, по цене назначенной хозяином. Они же принимают от продавцов разные товары на суда, присматривают за этими товарами, продовольствуют рабочих и, по прибытии на место, сдают груз приемщику, отвечая за неисправности, если они произойдут от их нерадения. Все это время они бывают на хозяйских харчах и получают от 100 до 150 р. с. жалованья. Это самая выгодная должность; но она требует большой честности, расторопности и деятельности.

Рязанские бурлаки-коноводы ведут суда вверх по рекам; но только до Коломны; по москворецкому же пути принимают от них суда коноводы окрестных селений. Доход коновода зависит от числа лошадей, которых он доставит. Иные имеют для сего двух, трех; а есть и такие, которые приводят 10 и 15 лошадей. В три с половиною месяца коноводы успевают сделать три путины; т: е: оборотить три раза, получая за каждый круглым счетом от 25 до 30 р. с. с пары лошадей.

Бурлаки-работники имеют несколько разрядов. Самая высшая и выгодная должность этого класса бурлаков, это лоцман, управляющий ходом судна. Рязанские лоцмана, в особенности из с. с. Деднова, Любичи и Ловец, славятся знанием Оки; но большая часть их выходит из губернии в Мценск, Калугу и Серпухов, где их всегда с охотой нанимают для провода судов, при сплавном судоходстве; на судах же, плавающих по рекам губернии, настоящие лоцмана бывают редко; а заведуют обыкновенно судами водоливы,—помощники лоцманов; иногда же некоторые из коноводов или простых бурлаков берутся управлять ходом судов. Бурлаки на судах, или так называемые сходочные рабочие, составляют последний разряд бурлаков. Часть их находится на судах, другая же при лошадях. Они нанимаются на все лето или помесячно, обыкновенно на хозяйских харчахи и обуви. Иногда, они сами тянут суда на лямках; впрочем это только в тех местах, где движении судов лошадьми представляются препятствия; постоянного же судоходства посредствои тяглицов в Рязанской губернии почти не бывает.

Наем рабочих на суда значителен в Касимовском и в Спаском уездах, где он производится преимущественно в гг. Касимове, Спаске и в с. Старой Рязани. Цены рабочим непостоянны; они много зависят от урожая хлеба и трав; а еще более от того расстояния, на котором производится судоходство. Обыкновенно, за доставку клади к месту назнаечения, за наем судов и рабочих существують следующие цены.

Места, до которых суда с пристаней доставляются. Лоцману. Водоливу. Коноводам с лошадьми. Сходочным рабочим Цена за доставку клади с пуда.
От До От До От До От 20 до 25 к. с. в день От До
От Коломны до Москвы - - 50р 65 р. 250 300 6 7 к.
От Перевлеса до Коломны - - 22 25 135 150 3 4
От Забелина до Рязани - - 18 20 125 135 3
От Шилова до Москвы - - 55 65 285 350
От Рязани до Нижняго 35 45 30 40 - 7 8
От Перевлеса до Нижняго 30 р. 25 р. - 6 7
От Шилова до Петербурга 100 120 75 80 - 18 20


| © "Речная старина" Анатолий Талыгин 2006-2017 год. | Контактная страница. |