Речная старина

О сайте | Ссылки | Благодарности | Контактная страница | Мои речные путешествия |
Волга | Днепр | Кама | Нева | Ока | Окно в Европу | Север | Урал и Сибирь |
Материалы из газет, журналов и книг | Путеводители | Справочные и информационные материалы |
Список пароходов (1852-1869 гг.) | Справочник по пассажирским пароходам (1881 - 1914 гг.) | Старый альбом | Фотогалерея |
Коллекция Елены Ваховской | Коллекция Зинаиды Мардовиной | Коллекция Игоря Кобеца | Коллекция Сергея Новоселова |
События 1841-1899 г.г. | События 1900-1917 г.г. | События 1918-1945 г.г. | События 1946-1960 г.г. | События 1961-1980 г.г. |

Движение судов

В десятилетней сложности (с 1847 по 1856 год включительно) грузилось и выходило из пристаней Рязанской губернии разных судов, преимущественно гусянок, средним числом по 375 в год. (Цифры, входящие в статью о судоходстве в Рязанской губернии, взяты из годовых отчетов начальника 7-й дистанции путей сообщений (V отделения, IV округа) и по ним сделаны средние выводы) С меньшим успехом судоходство производилось в 1843 году, когда судов отправлено 185; с большим же в 1852 году, именно 458 судов. Рабочих требовалось на суда около 4000 ежегодно; число их было меньшее в 1849 году (1625 челов.)и большее 1852году (7084 человека).В навигации 1857 года судоходство производилось с успехом, превосходившим вдвое результаты самых выгодных годов предшествовавшего десятилетия. В течение этого года вышло из пристаней 879 судов и при них 12,694 рабочих. (Причиною этому, кроме хорошего урожая хлеба, еще различные неисправности, произшедшие по судоходству на р. Мокше (моршанской пристани), в следствие чего гужевая подвозка хлеба к пристани шиловской сделалась весьма значительна.) Более всего грузится судов на перевлесской пристани; шиловская, по количеству судов, стоит на втором мете ;потом, рязанская, барковская, забелинская и жерновицкая. В пятилетней сложности (с 1853 по 1857-г.)из пристаней рязанских выходило ежегодно следующее число судов:

Число судов
при них, судорабочих.
Из перевлесской
139
1877
Из шиловской
94
1425
Из рязанской
56
465
Из барковской
26
482
Из заблинской
24
295
Из жерновицкой
4
63
Из прочих нунктов на протяжении дистанции
211
2192
Прошло мимо ,
650
-
Разгрузилось
171
-

Почти все означенныя суда отправляются в Москву; только самая незначительная часть их идет в другие места; между прочим, в Калугу, Серпухов, Мценск, Белев, Петербург, Нижний Новгород, Моршанск, иногда и в Саратов, Перемышль, Киев и пр. При входе в Москву реку, некоторые суда перегружают кладь на другие, меньших размеров и доходят до Москвы; потом, нагрузившись новою кладью, сплавляются вниз по реке на веслах и не останавливаясь идут в Нижний- Новгород к ярмарке где, нагрузившись в третий раз, взводятся по пристаням и по выгрузке, остаются в них на зимовку до следующей навигации. В пятилетней сложности, ежегодно разгружается на пристанях губернии 171 судно, преимущественно в Перевлесе.

Судоходство, в пределах губернии, не подвержено никаким опасным случаям; несчастья, если они и случаются, то большею частью от неосмотрительности рабочих. В течении последних десяти лет, только два судна разбито и одно сгорело. (Редким исключением, в этом отношении, служит 1856 год, по своей в высшей степени эксцентричной зиме. От бывших морозов река первоначально покрылась движущимся салом, а 18 октября льдом; от чего судоходство неожиданно н преждевременно было прервано и большое число судов, не дойдя до своих мест, должны были остановиться в разных местах, на протяжении всей дистанции. 30 октября Ока опять вскрылась; а 7 ноября снова замерзала. 30 ноября Ока, еше раз, вышла из берегов; и только 10 декабря окончательно покрылась льдом. К тому же, в течении всего сентября месяца, дули сильные ветры и нередко случались бури. От всех этих причин, в судоходстве не могли не произойти беспорядки: 2 судна были залиты водой во время бури и 4 затерты льдом. Хозяева судов, недошедших до своих мест, большею частью, выгрузили кладь и отправили ее гужем; 49 судов остались с своим грузом до следующей навигации и наконец, явилось множество жалоб коноводов и судорабочих на хозяев. которые не хотели уплатить условленных денег.)

Рассматривая систему рек Рязанской губернии в отношении судоходном, нельзя не признать ее вообще выгодною. Ока, глубоко вдаваясь в губернию, как бы желала этим излить на нее, как можно более, свое благодетельное влияние. Значительнейший приток её Проня, при общем направлении на восток, только на протяжении своего судоходного состояния (около 30 верст) течет на север; так, что важнейшая пристань—Перевлес находится почти математически в центре губернии. Проня, Ока и Москва река составляют, таким образом, почти прямую линию натурального судоходства к главнейшему пункту сбыта произвдений губернии —Москве. Важный недостаток этой линии заключается в том, что течение рек противно направлению торгового пути; извилистое течение Оки, и в особенности Москвы, тоже замедляет судоходство; но, не смотря на это, оно производится беспрепятственио и вполне обеспечивает главный сбыт произведений большей части губернии. Не менее важна в торговом отношении и остальная часть течения Оки, служа проводником к Нижнему-Новгороду, откуда, также, как и из Москвы, привозятся в губернию предметы, в которых она нуждается. Но пристани шиловская и барковская, несмотря на обширный круг своего действия, собственно для губернии далеко не так важны, как пристань перевлесская; потому, что, находясь в стороне, сбывают более произведения соседней Тамбовской губернии. К сожалению юго-восточные уезды, самые хлебородные, совершенно лишены водяного пути и должны довольствоватся затрудительной и дорогой транспортировкой хлеба гужем.

В заключение статьи о судоходстве следует сказать, что в 1858 году оно в первый раз производилось при содействии парового двигателя. Три парохода, приспособленные к плаванию на мелководных реках сделали в этом году первый опыт буксировки судов между Москвой и Нижним-Новгородом. Результаты пароходства по Оке еще не обнаружились; но, по всей вероятности, владельцы пароходов г-да Львов и Барков будут хорошо вознаграждены. По крайней мере, нельзя не пожелать им полного успеха; потому, что развитие судоходства по Оке посредством пароходов, чрезвычайно оживит движение товаров по одному из важнейших торговых путей в государстве. Содействуя удобству и легкости сообщений, пароходство окажет, вместе с тем, благодетельное влияние и на нравственность прибрежных Оке жителей; уменьшив, сильно развитый между ними, бурлацкий промысел, приучающий крестьянина к беспорядочной жизни вдали от семейства.



| © "Речная старина" Анатолий Талыгин 2006-2017 год. | Контактная страница. |