Речная старина

О сайте | Ссылки | Благодарности | Контактная страница | Мои речные путешествия |
Волга | Днепр | Кама | Нева | Ока | Окно в Европу | Север | Урал и Сибирь |
Материалы из газет, журналов и книг | Путеводители | Справочные и информационные материалы |
Список пароходов (1852-1869 гг.) | Справочник по пассажирским пароходам (1881 - 1914 гг.) | Старый альбом | Фотогалерея |
Коллекция Елены Ваховской | Коллекция Зинаиды Мардовиной | Коллекция Игоря Кобеца | Коллекция Сергея Новоселова |
События 1841-1899 г.г. | События 1900-1917 г.г. | События 1918-1945 г.г. | События 1946-1960 г.г. | События 1961-1980 г.г. |

Очерк развития речного пароходства в Западной Сибири.

"Томские губернские ведомости" 1863г №22, 7 июня, пятница. Источник: Сайт Новосибирской государственной областной научной библиотеки

В 1844 г. Потомственный Почетный Гражданин и Коммерции Советник, Ростовский купец Никита Федоров Мясников положил начало пароходству в Западной Сибири, заведя пароход шведской работы Основу, в 50 сил, низкого давления, и получив за то десятилетнюю привилегию на плавание по рекам Западной Сибири. Вскоре, однако, ничтожность фрахтового дохода за перевозку грузов побудила Мясникова передать пароход этот Надворному Советник Паклевскому — Козелло сначала на коммисионерском праве, а потом в полную собственность вместе с полученной им от Правительства привиллегий. До 1853 г. пароходская компания, составленная из Основы и парохода, принадлежащего г. Фридрихсгамскому купцу Швецову, в 30 сил низкого давления, шла весьма неуспешно и не имела почти никакого дохода. К тому же второй пароход оказался малосильным и остался без употребления, а Основа делал в лето один рейс от Тюмени до Томска, оставаясь иногда во льдах Оби и не успевая приходить во время.—Конечно подобная неаккуратность доставляла только убытки, как владельцам парохода, так и кладчикам товаров.

В 1853 г. образовалась новая компания из купцов Селенгинских Марьина и Кондинского, Иркутского- Хаминова и Томского — Тецкова, выписавшая из Бельгии пароход Ермак, во 100 сил, высокого давления, в железном корпусом. Ермак с 1854 года по настоящее время делает самые исправные и удачные рейсы, Он так смел и предприимчив, как некогда был знаменитый покоритель Сибири, в честь которого он носит это имя.— Раз у него лопнул цилиндр, он при действии другого доставил груз из села Самарова, находящагося в 12-ти верстах от устья Иртыша, до Тюмени; в другой раз повредился котел, но он, несмотря на трудность, дошел понемногу до Томска почти от самого Сургута, лежащего в 180 верстах от Барнаула вниз по течению Оби; в третий--изломалось колесо и он смело шел на одном уцелевшем; в четвертый — сломался руль, он, взявши по бокам баржи и руководимый ими, достигнул успешно до назначенной пристани.

К компании этого пароходства в 1857 году присоединился г. Паклевский-Козелло с прежним пароходом Основа и новым Иртыш, в 80 сил, среднего давления. Таким образом соединились в этой компании под фирмою «Польза» 250 сил.

Пароходы эти занимались перевозкою разных товаров в Томск, назначенных преимущественно на золотые промысла, а откуда доставляли в Тюмень, ко времени Нижегородской ярмарки чаи, провоз которых вознаграждал главным образом расходы по пароходству и доставлял фрахтовый барыш. Независимо от этой компании, другая, в 1859 году под фирмою «Дружба», состоящая из купцов Тюменских Решетникова и Трофина и Екатеринбургского Михайлова, выстроили пароход в 80 сил, названный Тюмень, который и совершал отдельные рейсы. В том же году заведены были пароходы Тайга и Иоанн, каждый в 25 сил; первый выписан был из Бельгии отставным чиновником Кайдановым, а второй устроен Екатеринбургским купцом Рязановым. Пароход г. Кайданова делал в 1860 г. рейсы по притокам Иртыша и по большой Оби, доходил до реки Сосвы, вытекающей из Уральского хребта для розысков золотых россыпей,— но безуспешно. Весною 1861 г. ходил за товарами, оставленными в Ирбите пароходовладельцем Тецковым, но мог дойти только до деревни Чубаровой; а в прошедшем году, по обильному разливу рек Ницы и Ирбитки доходил до г. Ирбити, откуда привел три завозки г. Тецкова с товарами в два рейса. Пароход же г. Рязанова ходит в настоящее время в Березово для транспортирования рыболовных судов и перевозки рабочих в Тобольск и Тюмень. Паклевский — Козелло в 1859 г., приобрел еще пароходы Работник в 120 сил, на котором в 1860 г. доставлял по Иртышу казенную соль из Корякова в Тобольска, вместо г. Беренса, заключившего контракт на перевозку соли по весьма дешевой цене и не успевшего устроить к назначенному сроку ни парохода, ни баржей. Ко «Польза» состоявшая из пяти лиц, в 1859 г. разделилась: пароход Основа достался по жеребью Марьину, Ермак— Хаминову, Иртышь — Тецкову, а остальными компаньонам Паклевскому — Козелло и Кондинскому были выделены денежные паи.

Первые два составили новую компанию под фирмою «Опыт»; но как Марьин умер в 1860 г., то оба парохода Ермак и Основа перешли во владение Хаминова.— Хаминов деятельно принялся за дело и пра помощи механика Бирюкова исправил пароход «Основу», так что он стал делать по три рейса в лето и с довольно хорошими грузом.

В 1860 г. построены были три парохода: Сибиряк в 120 сил, принадлежащий компании "Дружба"; Победа в 80 сил г. Беренса и Союз в 80 сил, с железным корпусом, находящийся в общем владении пароходовладельцев: Хаминова, Паклевского, Тецкова и Ко «Дружба».

Пароход г. Беренса Победа, выстроенный при значительном содействие от казны, вовсе не соответствует громкому своему названию и в первый же год не мог исполнить своей обязанности: за него буксировали соляные баржи пароходы Работник и Тюмень. В 1862 г. он не смог спасти от бури буксируемую им баржу, которая и разбилась с 52 000 пуд соли.
Союз занимался в 1861 г. перевозкою тяжестей между Тобольском и Тюменью и прилежащим к ним окрестностям, а весною 1862 г. ходил с гру зом, набранным в Ирбитской ярмаре, преимущественно для Бухарцев, до Омска и Семипалатинска и заработка его окаэалась довольно удачною.

В 1861 г, Коммисионер питейных откупов Западной Сибири Корчемкин, выстроил 25 сильный пароход Благодать собственно для перевозки спирта по Западной Сибири, почему он в том же году и сделал один рейс до Томска, а в последствии делал такие же рейсы до Тобольска и Омска.

В 1862 г. построены два парохода: Бухарец в 20 сил, принадлежащий Корчемкину и Колесникову, вступившему с первым в компанию, и Надежда 25-сильный Тобольского купца Суханова. Бухарец назначался для возки товаров для Бухарцев и Ташкентцев, но по малосильности своей и быстроте Иртыша около Семипалатинска оказался негодным для этой цели. Надежда совершил первый рейс из Тюмени в Томск в 38 суток с грузом в 8000 пуд; пароходы более сильные делают тоже самое менее чем в половину этого времени. Еще построен был в Тюмени 60-сильный пароход для Адамовского, но, по несостоятельности Адамовского, продан механиком Гуллетом — Томскому купцу Тецкову и назван Дмитрием. (У г. Тецкова еще построен за последнее время и готов к плаванию 10-ти сильный пароход, пока не имеющий названния. Ред.) Все вышеозначенные пароходы, кроме Ермак, Основа, Тайга и Иоанн, построены в Тюмени механиками Гакс и Гуллет.
Хотя они и совершают определенные рейсы, по редкий год остаются без исправлений. На 1863 год еще строится три парохода: 1-й в 60 сил Ирбитским обществом Всех Скорбящих, 2-й г. Корчемкиным с Ко. в 60 сил, для перевозки спирта по Западной Сибири, и 3-й Тарским купцом Айтыкиным в 100 сил (Пароход этот назначается для перевозки дров по Иртышу). Все эти пароходы, кроме Беренса Победа, транспортирующего исключительно казенную соль, перевозят в течение Сибирской навигации, в 4¼ месяца, из Тюмени в Томск до 500000 пуд разных фабричных, колониальных, мануфактурных, кунгурских и тюменских кожевенных товаров, приобретаемых частью на Кяхту и частью на промысла, как Алтайские, так и Восточной Сибири, получая за это фрахта да 250000 руб.
Из Томска же возят исключительно Китайские чаи до 150000 пуд, имея фрахта до 150000 руб. сер.
Таким образом пароходство по рекам Западной Сибири, доставляя достаточные выгоды компаниям и хозяевам пароходов за перевозку грузов, многим сотням рук заработанную плату, оживляет торговлю вообще и особенно споспешествует торговле Китайскими чаями. Ко всему этому пароходы представляют удобство и дешевизну переездов по водяному пути для многих служащих и частных лиц. Пароходные компании, имея в виду один груз, берут с пассажиров самую ничтожную плату, избавляя их от несносной и вредно — утомительной поездки по Барабе, по проложенным на большом протяжении гатям, потрясающим самый крепкий организм и расстраивающим здоровье.



| © "Речная старина" Анатолий Талыгин 2006-2017 год. | Контактная страница. |