Речная старина

О сайте | Ссылки | Благодарности | Контактная страница | Мои речные путешествия |
Волга | Днепр | Кама | Нева | Ока | Окно в Европу | Север | Урал и Сибирь |
Материалы из газет, журналов и книг | Путеводители | Справочные и информационные материалы |
Список пароходов (1852-1869 гг.) | Справочник по пассажирским пароходам (1881 - 1914 гг.) | Старый альбом | Фотогалерея |
Коллекция Елены Ваховской | Коллекция Зинаиды Мардовиной | Коллекция Игоря Кобеца | Коллекция Сергея Новоселова |
События 1841-1899 г.г. | События 1900-1917 г.г. | События 1918-1945 г.г. | События 1946-1960 г.г. | События 1961-1980 г.г. |

Перевозка арестантов на баржах, буксируемых пароходами Курбатова

Томские губернские ведомости 1882 г., 24 апреля, суббота №16. Источник: Сайт Новосибирской государственной областной научной библиотеки

Приводим обещанные подробности нового контракта, заключенного 29 января н. г. Главным тюремным управлением с купцом Курбатовым на перевозку арестантов между Тюменью и Томском. Наиболее важные условия контракта следующие:
Для перевозки арестантов от Тюмени до Томска с промежуточными нунктами и обратно от Томска до Тюмени, с теми же промежуточными пунктами, Курбатов обязуется поставить собственные три железные парохода, во сто двадцать силь каждый, три железные же баржи (плавучие тюрьмы) и, сверх того, два парохода меньших размеров, особой мелкосидящей конструкции, которые могут проводить при четырех четвертном (аршин) состоянии воды, а именно: один в 40 сил и один в 35 сил. Мелкосидящие пароходы назначаются для того, во 1-х, чтобы в случае мелководия реки Туры и невозможности проходить по ней большим пароходам, проводить, арестантские баржи от Тюмени до деревни Артамоновой и даже, если мелководие заставит, до Тобольска, откуда баржи ведутся большими пароходами; и во 2-х; что при мелководии реки Томи и невозможносги доставить арестантские баржи до пристани Черемушинской (близ Томска) большими пароходами, проводить арестантские баржи до этой пристани от пункта, где большие пароходы встретят затруднение. В случае же, такого мелководия реки Туры, Тобола и Томи, чго невозможно будеть движение по ним даже мелкосидящих пароходов, арестанты от Тюмени до деревни Артамоновой следуют пеше-этапным порядком: а в Артамоновой принимаются на баржу и отправляются далее пароходом, а также и на реке Томи, от деревни Орловой до Томска, следуют тоже пеше-этапным порядком. Перечисленные сплавные средства, как все вместе, так и по частями, употребляются, по усмотрению контрагента, лишь бы в точности исполнены были принятия условия. В течение каждой навигации должно быть сделано из Тюмени в Томск и обратно не менее восемнадцати рейсов.

Арестанты помещаются исключительно на баржах, буксируемых пароходами. Баржи эти устроены, согласно заключенному с правительством 29-го Октября 1869 года контракту, на перевозку арестантов по рекам Туре, Тоболу, Иртышу, Оби и Томи, по чертежам, утвержденным главным инспектором пересылкн арестантов. Каждая баржа имеет 255 фут длины и 26 фут ширины. Внутри баржи устроены четыре арестантские камеры, из коих три большие и одна малая, а именно: первая, в носовой части баржи имеет 52 фут длины и от 16 до 21 футов в ширину; вторая, в кормовой части, в длину 55 футов и 5 дюймов и в ширину от 20 до 24 футовь; третья, в средине баржи, в длину 52 фута и в ширину 24 фута и четвертая в длину 23 фута. Площадь палубы под тентом равняется 2040 квадратным Футам. Для
помещения конвойного офицера, доктора, фельдшера и конвойной команды устроены каюты в носовой части палубы; больница для арестантов и арестантская кухня находятся: первая - в кормовой части, а последняя по средине палубы. Три карцера на палубе близ конвойной каюты и помещение в корме баржи для склада продовольствия арестантов и для ледника. На каждой барже, в четырех арестантских камерах, помещаются в передний рейс из Тюменю до Томска — до шести сот человек арестантов, но ежели арестантов в передних рейсах будет менее назначенного выше количества, то занимать из числа показанных камер: для 400 и до 500 человек - три большие; менее 400 человек — две большие и одну малую; менее 300 человек — две большие и менее 200 человек — одну большую и одну малую. За таковым размещением арестантов по камерам, остающиеся все свободные помещения в баржах и на палубе оставляются в полном распоряжении Курбатова и ему предоставляется занимать их кдалью. В обратный же путь из Томска в Тюмень занимать арестантами одну большую или малую камеру, смотря по количеству их. Пароходы в оба пути (в Томск и обратно) находятся в полном распоряжении Курбатова.

За означенную перевозку арестантов казна уплачивает Курбатову, ежегодно независимо от числа перенозимых арестантов и их семейств, по сто пяти тысяч руб. серебром, в следующие сроки: а) не позже первого Февраля каждого года половину, то есть пятьдесят две тысячи пятьсоть рублей; и б) вторую половину по прекращении навигации и по получении от местного инспектора пересылки арестантов квитанции в исправной доставке арестантов, и никак не позже 25 октября
каждого года. После первых пяти .лет срока действия контракта, Главное тюремное управление имеег право нарушить или совсем прекратить его, во всякое время, но не иначе как с предварением о том контрагента за год вперед, так что первый срок контракта не может быть короче шести лет. Если же подобного предварения не будет, то срок контракта длится десять лет.

Остальные пункгы заключают в себя малоинтересные и общеизвестные подробности перевозки арестантов. Контракт подписан статс-секретарем К. К. Гротом.


| © "Речная старина" Анатолий Талыгин 2006-2017 год. | Контактная страница. |