Речная старина

О сайте | Ссылки | Благодарности | Контактная страница | Мои речные путешествия |
Волга | Днепр | Кама | Нева | Ока | Окно в Европу | Север | Урал и Сибирь |
Материалы из газет, журналов и книг | Путеводители | Справочные и информационные материалы |
Список пароходов (1852-1869 гг.) | Справочник по пассажирским пароходам (1881 - 1914 гг.) | Старый альбом | Фотогалерея |
Коллекция Елены Ваховской | Коллекция Зинаиды Мардовиной | Коллекция Игоря Кобеца | Коллекция Сергея Новоселова |
События 1841-1899 г.г. | События 1900-1917 г.г. | События 1918-1945 г.г. | События 1946-1960 г.г. | События 1961-1980 г.г. |

 

№ 12                                                                                    ДЕЯТЕЛЬ                                                                            531

ОТ САРАТОВА ДО КАЗАНИ ПОЛВЕКА НАЗАД.

(путевые записки).

В 1853 году брат мой Григорий (в последствии профессор патологии в Киевском университете и известный исследователь «проказы»), кончив курс в гимназии, должен был поступить в Казанский университет, куда отец поручил мне проводить его. (Впоследствии он перешёл в Московский университет, где кончил курс по медицинскому факультету).

23 июля 1853 года пришёл снизу (из Астрахани) с двумя большими баржами 1)  и стал на якоре, у Саратова, пассажирский четырёх-трубный пароход  2) Православный 3), принадлежащий компании Меркурий. Мы заранее, за несколько дней, взяли с братом Григорием билеты в конторе комиссионера общества Змеицына вечером и перешли на пароход. Каюты устроены удобно, хорошо отделаны и меблированы. — Это первое моё дальнее водяное путешествие.

Ночь была бурная; небо заволокло чёрными тучами. Саратов, окрестные горы, берега, Волга — покрылись глубоким мраком, в котором беспрестанно сверкала молния; крупный дождь стучал на палубе; шум и плеск, дробящихся о борта парохода волн, скрип мачт и раскаты грома долго не давали заснуть; окно было опущено и в каюте душно. Пароход ночевал в Саратове и 24 июля и только в 10 часов утра, услыхали мы команду капитана — «делай пар»; трубы задымились сильнее и сильнее, дым повалил гуще, черней и мы снялись с якоря; раздался троекратный оглушительный свист и пароход отвалил. Прибытие и отбытие пароходов всегда привлекает на берег толпы любопытных 4).

Саратов не скрылся ещё из виду, как показалось уже Пристанное — село на правом берегу (нагорной стороне 5) Волги в 15 верстах от города.


1)       Баржа – длинное, большое судно, на котором грузится товар. Пароходы буксируют (тянут на канате) иногда 2, 3 и более барж.

2)       Собственно лёгких пассажирских пароходов на Волге ещё нет.

3)       Мною снят акварельный рисунок этого парохода хранящийся в моей рукописи.

4)       Ещё в 1818, 1834 и 1836 годах были попытки устроить Волжское пароходство, но все эти пароходы оказались негодными. Начало Волжского пароходства считают с 1843 г., когда полковник Соколовский построил первый пароход Сокол, вполне удовлетворивший требованиям, и за это 10-тилетие до 1853 года пароходство по Волге стало сильно развиваться.

5)       Правый берег Волги называется нагорной, а левый —  луговой стороной



| © "Речная старина" Анатолий Талыгин 2006-2017 год. | Контактная страница. |