Речная старина

О сайте | Ссылки | Благодарности | Контактная страница | Мои речные путешествия |
Волга | Днепр | Кама | Нева | Ока | Окно в Европу | Север | Урал и Сибирь |
Материалы из газет, журналов и книг | Путеводители | Справочные и информационные материалы |
Список пароходов (1852-1869 гг.) | Справочник по пассажирским пароходам (1881 - 1914 гг.) | Старый альбом | Фотогалерея |
Коллекция Елены Ваховской | Коллекция Зинаиды Мардовиной | Коллекция Игоря Кобеца | Коллекция Сергея Новоселова |
События 1841-1899 г.г. | События 1900-1917 г.г. | События 1918-1945 г.г. | События 1946-1960 г.г. | События 1961-1980 г.г. |

534                                                                                        ДЕЯТЕЛЬ                                                                            № 12

Я познакомился с главным машинистом шведом Янсен, и часто просиживаем с ним по нескольку часов в его каюте, где за стаканом кофе он рассказывает мне и брату про своё отечество — и Швецию, плавания по Балтийскому и Немецкому морям, о наших русских городах по Волге: Астрахани, Нижнем-Новгороде и других; по вечерам Ломтев играет нам на палубе или в кают —компании и время идёт довольно скоро. Содержание на пароходе дорого, к тому-же плавание не быстро, так что от Саратова до Самары мы шли около 5 дней; правда, что против течения и ветра с тяжело нагруженными баржами не шибко разойдёшься.

Симбирск  1) прошли ночью, он расположен на высокой и крутой горе, на правом берегу Волги. — За Самарой, к Симбирску, начинаются очень высокие и крутые горы, покрытые густыми лесами, это — Жигули, древний притон волжских разбойников: обрывистые склоны к Волге, глубокие овраги, густые и большие леса, отдаленность жилых мест и теперь еще способствуют воровству и скрывают много беглых. При конце этих гор лежит деревня Жигулиха; далее тянутся горы уже не так высокие, местами покрытые лесом, большей-же частью образующие довольно крутые склоны разноцветных пород глин и извести; по временам мелькают на берегу красивые сёла и деревни; виды вообще довольно живописны, хотя местами и однообразны.

Но вот и Казань. Пароход простоял ночь около переката в 10 верстах от города; на перекате дно Волги так занесено песком во всю ширину её, что нет места глубже 21/2 аршин; перекат идёт на небольшое пространство.

Не доходя 45 вёрст до Казани (плывя от Саратова), перекат простирается с версту; суда и пароходы останавливаются на этих местах по нескольку часов, иногда стоят и по суткам для отыскания фарватера (удобного прохода), который, как уверяли меня лоцмана, меняется беспрерывно: едва-ли не каждый день вода затягивает песком один и промывает другой. — Плавание наше совершилось благополучно, два раза только сидели мы на мели и первый раз, не доходя Самары, простояли около 6 часов. От Саратова до Казани считают до 900 вёрст.

Казань не на самой Волге и город едва виден с палубы. Мы бросили якорь близь конторы пароходства Меркурий. На противоположном берегу возвышается гора Услон, у подошвы её лежит деревня того-же имени; здесь похоронена жена Меньщикова, любимца Петра I-го, когда, ехавши в ссылку в Березов с мужем и семейством, она скончалась около этой деревни.


1)       Симбирск построен в 1648 году и был первоначально крепостью.



| © "Речная старина" Анатолий Талыгин 2006-2017 год. | Контактная страница. |