Речная старина

О сайте | Ссылки | Благодарности | Контактная страница | Мои речные путешествия |
Волга | Днепр | Кама | Нева | Ока | Окно в Европу | Север | Урал и Сибирь |
Материалы из газет, журналов и книг | Путеводители | Справочные и информационные материалы |
Список пароходов (1852-1869 гг.) | Справочник по пассажирским пароходам (1881 - 1914 гг.) | Старый альбом | Фотогалерея |
Коллекция Елены Ваховской | Коллекция Зинаиды Мардовиной | Коллекция Игоря Кобеца | Коллекция Сергея Новоселова |
События 1841-1899 г.г. | События 1900-1917 г.г. | События 1918-1945 г.г. | События 1946-1960 г.г. | События 1961-1980 г.г. |

- 42 -

иметь на каждые 900 пудов клади по три работника. Без попутного ветра, лучшею тягою была бечевая. Сотни тысяч людей питались на Волге бурлацкою лям­кой. Судовладельцы брали с кладчиков в 1857 г. от Самары до Костромы, на протяжных (т. е. с одной артелью, только дневной ход, а ночью отдых на якоре), с пуда 55 к., со сменной же артелью почти вдвое дороже.

До сих пор мы касались исключительно грузо­в движения. Как же удовлетворялись потребности пассажиров? О них совсем не беспокоились, пока не появились пароходы, сносно устроенные, а это про­изошло, сравнительно, ещё недавно, так как даже в течение многих лет волжского пароходства оно не было приспособлено для пассажиров.

Чтобы иметь представление о путешествии по Волге в конце прошлого столетия, мы приведём извлечение из дневника протоиерея Скопина, ездившего из Астра­хани в Саратов в 1797 г. по делам службы.

10-го июля о. Скопин выехал на (дощанике) лодке и только на другой день проехал Дурновскую и Лебяженскую станицы. Близь последней долго простояли за ветром. Лебяжью проехали вечером. Встретили дорогою две сплавные с хлебом из Вятки и две с лесом и дровами. 12-го, т. е. на третий день, прошли мимо Замьяна: сильный ветер едва не погубил путников, спаслись в ерик. Прошла буря, и на дощанике подняли парус, с которым и доплыли до Енотаевска, но оставили его влево, остановившись на несколь­ко вёрст выше «на быстроте воды» в Яру, ночевать. «Здесь стояв, вдруг услышали, — пишет о. Скопин, — пальбу и вниз спускающиеся две лодки». Однако, благодаря спокойствию, с которым стояли спутники о. Ско­пина, лодки, очевидно, разбойничьи, не тронули их, или не заметили.

На рассвете 13 числа побежали к Копановской станции; шли часть пути бечевой. Едва только вечером этого дня прошли Ветлянку. 14 утром были у с. Ни­кольская. «Вечером в день сей, — пишет о. Скопин,



| © "Речная старина" Анатолий Талыгин 2006-2017 год. | Контактная страница. |