Речная старина

О сайте | Ссылки | Благодарности | Контактная страница | Мои речные путешествия |
Волга | Днепр | Кама | Нева | Ока | Окно в Европу | Север | Урал и Сибирь |
Материалы из газет, журналов и книг | Путеводители | Справочные и информационные материалы |
Список пароходов (1852-1869 гг.) | Справочник по пассажирским пароходам (1881 - 1914 гг.) | Старый альбом | Фотогалерея |
Коллекция Елены Ваховской | Коллекция Зинаиды Мардовиной | Коллекция Игоря Кобеца | Коллекция Сергея Новоселова |
События 1841-1899 г.г. | События 1900-1917 г.г. | События 1918-1945 г.г. | События 1946-1960 г.г. | События 1961-1980 г.г. |

Действия Днепровской флотилии в годы Великой Отечественной войны


(Публикацию подготовил Андрей Урицк по материалам книги "Повесть о великих реках русской равнины", Л.Л. Ильина, А.Н. Грахов, Ленинград 1983)

Никогда прежде реки и озера Русской равнины не использовались в таком масштабе в военных действиях, как в Великую Отечественную войну. Военные действия охватили огромную территорию, и армиям приходилось беспрерывно преодолевать множество водных преград, в том числе такие мощные и широкие реки южного склона Русской равнины, как Днепр, Дон, Десна.

Днепровская флотилия помогла Советской Армии задержать стремительное наступление врага и выиграть время, необходимое для эвакуации важных объектов, дополнительной мобилизации в армию и народное ополчение, формирования и сосредоточения резервов, а в ряде мест и для подготовки войск к переходу в контрнаступление, хотя его успех еще и не мог быть развит.

11 июля 1941 года Днепровская флотилия была разделена на три отряда: Днепровский – для взаимодействия с частями 26-й и 38-й армий, Припятский – в помощь 4-й и 5-й армиям и Березинский – в помощь 21-й армии.

Днепровский отряд содействовал работе советских переправ через Днепр на участке Киев – Канев, отгоняя огнем с кораблей вражескую авиацию, пытавшуюся разбомбить мост в районе Канева. Но 6 августа противнику удалось выйти к реке, и находившимся в районе Черкасс кораблям пришлось отходить вверх по течению Днепра к Киеву мимо занятого противником левого берега.

На извилистой, поросшей по берегам лесом реке Березине действовал Березинский отряд флотилии. Разведав, что немцы навели выше Паричей переправу через реку, корабли отряда прорвались туда и высадили десант. Взорвав переправу и захватив пленных, десантники погрузились обратно на суда и ушли назад. Корабли Березинского отряда держали противника в постоянном напряжении. Неожиданно вынырнув из-за лесистой косы, они начинали вдруг бить прямой наводкой по занятым врагом населенным пунктам. Противник был вынужден даже временно отвести свои части из Здудичей и некоторых других мест.

Березинский отряд действовал и на Днепре. Корабли его сорвали форсирование Днепра немцами выше устья Березины и в то же время успешно охраняли свои позиции на участке Белый Берег – Холмичи. А когда 23 августа враг занял Печкинский и Окуниновский мосты, Березинский отряд высадил подрывников возле Окуниновского моста, завершив разрушение его огнем орудий с кораблей. Отряд не допустил наведения переправы через Днепр и в районе Сухолучья, а когда противник стал сосредотачиваться на участке Страхолесье – Домантово, всячески мешал ему в этом огнем.

Корабли Припятского отряда прикрывали отход частей 3-й армии в районе Мозырь – Юровичи, защищали от врага переправы через левый приток Припяти реку Птичь, а также помогали переправе советских войск на восточный берег Днепра ниже устья Припяти.  Неоценимую помощь оказали они прижатым к Десне отступавшим войскам, приняв участие в удержании переправы у реки Остер.

В 1943 году после разгрома под Курском и Орлом враг сосредоточил свои силы на строительстве Восточного вала – оборонительного рубежа, пересекавшего Русскую равнину от моря до моря. Он проходил по рекам Сожу, Днепру и Молочной. Гитлер считал, что наступление русских захлебнется на Восточном вале и война примет позиционный характер. Но осенью войска Украинского, Воронежского, Степного и Юго-Западного фронтов вышли к Днепру на протяжении 700 километров от Лоева до Запорожья и сходу начали форсирование реки и захват плацдармов.

В бассейнах Припяти и Березины из-за заболоченности местности и отсутствия развитой дорожной сети наступление советских войск летом 1944 года могло проводиться лишь отдельными группами. В помощь им ещё в 1943 году была создана Днепровская военная флотилия. Основу ее составляли корабли Волжской военной флотилии, передислоцированные по железной дороге с Волги на Десну к Чернигову. Днепровская флотилия помогала отдельным группам советских войск 1-го Белорусского фронта объединиться в общем маневре, обеспечивая переброску подразделений через реки, высаживая десанты, разрушая переправы противника и подавляя его оборону огнем.

Район Полесья был хорошо укреплен противником, в ряде мест по рекам враг выставил даже бревенчатые боновые заграждения, начиненные минами и опутанные колючей проволокой. Поселок Здудичи на Березине, например, прикрывало два боновых заграждения, ниже и выше по течению. Этот населенный пункт был отлично подготовлен немцами к обороне, но 25 июня 1944 года корабли флотилии высадили десант во фланг противнику юго-восточнее Здудичей, а тральщики там временем подошли к боновому заграждению. В ночь на 26 июня в тыл вражеской обороны был высажен еще один десант, и противник, опасаясь окружения, стал отступать по Березине к Паричам. Тогда, прорвавшись вверх по реке, корабли флотилии в упор, с расстояния в 500 метров, расстреляли мост у Паричей.

Из-за дождей вода на перекатах Березины поднялась в июне 1944 года более чем на 1.6 метра. Это облегчило действия флотилии, но советским войскам, вышедшим к реке в районе Стасевки – Доманова, на другой берег вброд было не переправиться. Корабли флотилии тут же пришли на помощь: за 1.5 суток они перебросили через реку несколько десятков тысяч солдат и офицеров – 17-ю, 73-ю, 96-ю, 102-ю и 207-ю стрелковые дивизии. 29 июня был взят Бобруйск, и немецкие войска, расположенные по северному берегу Припяти, оказались под угрозой окружения.

Припятская операция началась в конце июня прорывом кораблей флотилии в район Скрыгалова, намеченного для переброски на левый берег реки частей Советской Армии, и высадкой десанта в Петрикове. Речники участвовали во взятии всех населенных пунктов, расположенных по Припяти. А в боях за Пинск корабли флотилии действовали не только на Припяти, но и на притоках Пине и Ясельде. Кстати, десантники закрепились в Пинске, когда фронт находился от города еще на расстоянии 80 км. Из-за сильного заградительного огня противника подойти ещё раз близко к городу корабли не смогли. Тогда связь с десантом и снабжение его наладили с помощью свободно пускаемых по течению реки лодок, которые потом канатами подтягивались обратно.

Большую помощь войскам 1-го Белорусского фронта оказали партизаны, которым были знакомы все тропки в болотистых лесах, все подходы к рекам, все мели и перекаты в их руслах. Внезапно появлялись они из топей болот, словно материализуясь из речного тумана, - и летели под откос поезда, рушились в воду фермы мостов и наведенные врагом переправы. В Белоруссии партизанами было выведено из строя 5529 мостов, на Украине – 2206. В июне 1944 года они помогали частям Советской Армии при форсировании Птичи, Случи, Друти и других рек Полесья.

Противник с самого начала войны пытался использовать реки Русской равнины как пути сообщения, и протекающая в широтном направлении Припять, а также Днепровско-Бугский канал, естественно, не были оставлены им без внимания. В 1942 году немцы перевезли по каналу около 200 тысяч тонн грузов. На следующий год количество перевозок должно было ещё увеличиться, но партизаны взорвали часть шлюзов, уровень воды на участке от Пинска до Кобрина упал на 30-60 см, и движение судов там стало невозможным. Хотя враг и наладил работу судостроительной верфи в Петрикове, обеспечить регулярное судоходство по Припяти  из-за отсутствия лоцманов и постоянной угрозы нападения партизан ему не удалось. Весной 1943 года партизаны потопили на Припяти немецкий пароход и пять барж, которые он тянул, - уйти сумел только охранявший их бронекатер. Немцы тотчас же, по  горячим следам, выслали против партизан два броневых парохода и четыре бронекатера, но на базу они не вернулись…

Чтобы парализовать действия советской флотилии, противник, отступая, взорвал шлюзы Днепровско-Бугского канала. Пришлось перевозить корабли на Западный Буг по железной дороге до Малкиной Гурны, ведь им предстояло участвовать еще во многих военных операциях на реках Западной Европы. Недаром 9 мая 1945 года в Берлине рядом со знаменами частей Советской Армии бился на весеннем ветру и бело-голубой краснозвездный флаг Краснознаменной Днепровской флотилии.



| © "Речная старина" Анатолий Талыгин 2006-2017 год. | Контактная страница. |