Речная старина

О сайте | Ссылки | Благодарности | Контактная страница | Мои речные путешествия |
Волга | Днепр | Кама | Нева | Ока | Окно в Европу | Север | Урал и Сибирь |
Материалы из газет, журналов и книг | Путеводители | Справочные и информационные материалы |
Список пароходов (1852-1869 гг.) | Справочник по пассажирским пароходам (1881 - 1914 гг.) | Старый альбом | Фотогалерея |
Коллекция Елены Ваховской | Коллекция Зинаиды Мардовиной | Коллекция Игоря Кобеца | Коллекция Сергея Новоселова |
События 1841-1899 г.г. | События 1900-1917 г.г. | События 1918-1945 г.г. | События 1946-1960 г.г. | События 1961-1980 г.г. |
Затоны от Костромы до Сормова

  1. Зимовка в речке Казохе. Расположена на правом берегу р. Волги у верхней части г. Кинешмы. Зимовку судов в этом месте удобной признать нельзя, потому что суда осенью становятся на Волге и заводятся в речку уже весною по мере прибыли воды; полезная площадь для вводки судов в речку не велика, может поместиться не более 15 небольших судов, поэтому на зимовку здесь останавливаются только мелкие порожние суда.

  2. Зимовка в аванпорте Кинешемской гавани. Расположена на правом берегу р. Волги в нижней части г. Кинешмы, в речке Кинешемке. К устройству этой гавани приступлено было в 1906 году и произведены были только земляные работы выше моста снятием поверхности земли и прорыт канал для протока р. Кинешемки, длиною около 200 сажен и шириною до 4-х аршин. Работы были приостановлены в том же году и до сего времени не возобновлялись. В 1912 году Министерством Путей Сообщения отпущено на оборудование части гавани ниже моста—одного ковша—24.000 рублей. Однако работы производились только земляные по устройству откосов и застилке их камнем, расширение же полезной площади для постановки судов не производилось, а потому устье речки остается в том же естественном положении, в каком было и прежде, если не считать сооруженного прорытием одного ковша по левой стороне р. Кинешемки близ ее устья. В ковше этом может поместиться не боле 5—6 баржей, а в устье речки до моста может поместиться баржей 10—не больше. Судам, оставшимся на зимовку у г. Кинешмы и не попавшим осенью в речку Кинешемку (в ковш), приходится оставаться на Волге, вводиться же в речку Кинешемку следует весною по мере прибыли воды.

  3. Затон Кривоозерский. Расположен на левом берегу р. Волги, находится ниже устья р. Унжи против города Юрьевца. Затон вполне защищен от весеннего ледохода; хотя и представляет собою удобную зимовку, но вследствие отклонения русла от коренной луговой Волги к горной стороне, причем остров остается слева от судового хода, груженые суда на большой осадке уже не могут попадать в затон. Наряду с этим следует отметить, что на берегу затона находится лесопильный завод Брандта, к которому пригоняется много леса в плотах, а также постоянно производится погрузка на суда с лесопилки, а потому большая часть затона занимается плотами и судами Брандта. Чтобы попасть в затон, нужно заходить через приверх острова, оставляя его справа, причем ниже приверха дно реки левого берега каменистое; когда здесь был ходовой фарватер, то последний обставлялся бакенами, с переменою же фарватера обстановка в этом месте снята, а поэтому и вход в затон судами без обстановки опасен. Затон этот довольно обширный, поместиться в нем может до 100 судов; глубина его от 10 до 12 четвертей.

  4. Затон Сокольский или Монастырский. Распопожен на левом берегу р. Волги в 20 верстах ниже города Юрьевца и в 1 версте выше с. Сокольского. Затон довольно обширный, поместиться в нем может до 200 судов. Вход в затон мелеет, глубина входа 7 четвертей. Затон защищен со стороны Волги Гребыхинским и Сокольским островами, между которыми образовался проран или Гребыхинская воложка. Суда размещаются на зимовку выше прорана, а некоторые остаются зимовать у острова. В Сокольском затоне зимуют пароходы Волжско - Унженского П ва и баржи, груженые хлебом, а также дебаркадеры. Глубина в затоне в отношении к меженнему горизонту водомерного поста (выше ноля 5 четвертей или 40 сотых сажени)— 12 четвертей.

  5. Гремячевский затон. Расположен на правом берегу р. Волги и находится выше Пучежа в 3-х верстах. Затон этот стал известен с 1910 года; первым был поставлен в него караван Клюкина. Затон защищен от Волги песчаной высокой косой, порос тальником и вполне безопасен от весеннего ледохода. Длина затона около 300 сажен, средняя ширина 50—60 сажен. Вход в затон удобный, имеет глубину 20—30 четвертей. В нем может поместиться до 20 груженых судов и до 20 порожних, которые могут становиться в устье затона, а весною по прибыли воды уводиться выше ближайшего селения к затону—села Гремячего, находящегося в полуверсте.

  6. Зимовка у посада Пучежа. Расположена на правом берегу р. Волги. Суда становятся на зимовку на р. Волге и с весенней прибылью воды вводятся в речку Пушавку, где и сохраняются от волжского ледохода. В речке может поместиться до 20 судов, не поместившиеся суда иногда остаются в Волге у устья речки. В районе Пучежа есть зимовочные места у дер. Марковой и затон Абрашкинский. Оба затона расположены на левом берегу р. Волги: 1-й ниже Пучежа верстах в трех, в Ширмокшанском рукаве, и 2-й—в 7 верстах ниже Пучежа. В этих затонах возможна зимовка только порожних судов – здесь преимущественно ставятся суда местных судовладельцев; суда ставятся на зиму под затонами и вводятся весною по мере прибыли воды.

  7. Затон Василевский. Расположен на правом берегу р. Волги в одной версте выше слободы Василевой, отделен от коренной Волги косою, поросшей мелким кустарником; берег со стороны Волги во избежание размыва укреплен фашинником с камнем, а с верхней части или головы затона загражден от ледохода дамбами; в общем затон для зимовки удобный, глубина в затоне считается 12 четвертей, ширина входа в затон около 40—50 сажен, длина затона приблизительно 500—600 сажен, ширина его до 40 сажен. Судя по полезной площади для зимовки, в затон могут поместиться до 60 судов.

    Василевский затон служит преимущественно для зимовки землечерпательных машин и пароходов Казанского Округа М. П. С. На правом берегу затона находятся казенные мастерские с механическими приспособлениями и жилыми помещениями для администрации и служебного персонала. Зимующему каравану частных лиц постановка для судов уделяется в ухвостье затона ниже казенного каравана, а весною по мере прибыли воды вводятся выше, следуя за казенными судами.

  8. Рахмановский затон (бывший Рахманова) находится на левом берегу р. Волги ниже слободы Василевой в 3-х верстах. В последнее время затон занесло песком и он порос уже кустарником, так что для судоходства он должен считаться потерянным.

  9. Затон Меркушевский или Дьяконовский. Расположен в 5 верстах ниже слободы Василевой на правом берегу р. Волги. Затон имет длину сажен 350—400, но довольно узкий —шириной около 20 сажен. Вход в затон удобный и глубокий. Затон этот служит исключительно для зимовки плашкоутов Нижегородского моста р. Оки, так что для посторонних судов места для зимовки не остается.

  10. Зимовка у д. Юг. Расположена на правом берегу р. Волги в воложке и находится выше Городца в 6 верстах, у д. Юг, за Югским островом; суда заводятся воложкой снизу и размещаются под песчаной косой правого берега, а весной по прибыли воды зимующий караван от весеннего ледохода вводится в речку Юг.

  11. Затон Сологузовский. Расположен на правом берегу Волги выше Городца верстах в 3-х, у дер. Сологузова. Затон защищен со стороны Волги песчаной косой, поросшей кустарником; в общем затон удобный и безопасный, но довольно мало поместительный, вход в него узкий и не глубокий; суда, не вошедшие в затон, становятся на р. Волге у входа в затон и вводятся лишь по мере весенней прибыли воды.

  12. Затон Городецкий. Расположен на левом берегу р. Волги у села Городца; затон со стороны Волги защищен высокой песчаной косой, поросшей кустарником. Полезной водной площади для постановки судов имеется около 900 сажен, шириною 15—20 сажен. В навигацию 1912 года в июле вход в затон и в затоне расчищала землечерпательница; глубина доведена до 9--10 четвертей, так что в затоне может поместиться более 100 судов.

  13. Линдовский затон. Расположен на левом берегу р. Волги в 10 верстах выше Н.-Новгорода. Затон защищен со стороны Волги довольно высокой песчаной косой, повыше входа в затон впадает речка Линда. Стоянка в затоне во время весеннего ледохода вполне безопасна, но сам по себе затон мало поместительный и в нем зимуют лишь суда Т-ва Н. А. Бугрова, у которого в близком расстоянии находятся мукомольные мельницы, и в последнее время нефтянки Т-ва бр. Нобель.



| © "Речная старина" Анатолий Талыгин 2006-2017 год. | Контактная страница. |