Речная старина

О сайте | Ссылки | Благодарности | Контактная страница | Мои речные путешествия |
Волга | Днепр | Кама | Нева | Ока | Окно в Европу | Север | Урал и Сибирь |
Материалы из газет, журналов и книг | Путеводители | Справочные и информационные материалы |
Список пароходов (1852-1869 гг.) | Справочник по пассажирским пароходам (1881 - 1914 гг.) | Старый альбом | Фотогалерея |
Коллекция Елены Ваховской | Коллекция Зинаиды Мардовиной | Коллекция Игоря Кобеца | Коллекция Сергея Новоселова |
События 1841-1899 г.г. | События 1900-1917 г.г. | События 1918-1945 г.г. | События 1946-1960 г.г. | События 1961-1980 г.г. |
Затоны от Нижнего Новгорода до Чебоксар

  1. Затон или зимовка судов у с. Подновья на правом берегу Волги верстах в пяти ниже г. Н.-Новгорода. Зимовкою здесь особенно пользоваться нельзя, так как затон ничем не защищен от весеннего ледохода. Здесь становят иногда порожние суда для ремонта.

  2. Собчинский затон. Расположен на левом берегу р. Волги, ниже г. Н.-Новгорода, верстах в десяти. Затон, хотя и поместительный, но в нем не так глубоко, и вход в него не широкий 1), так что для груженого каравана не удобен; в нем можно зимовать только порожним судам и пароходам, которые весною по прибыли воды уводятся выше, потому что во входной канал попадает с Волги лед. В затоне расположены жилые помещения для служащих и частные дома, которыми в случае надобности могут пользоваться судовладельцы на условиях аренды.

    В этом затоне имеют постоянную зимовочную стоянку пароходы администрации М. П. Зарубина; для служащих этого пароходства имеются постоянные жилые помещения, ремонтные мастерские, кузницы. Ближайшее селение к затону, село Богоявленское, находится в 1½ верстах от затона.

  3. Затон Люлеховский. Расположен на левом берегу Волги ниже Н.-Новгорода, в 30 верстах, против села Безводного; ближайшее селение к затону, дер. Ваганьково, находится в 3 верстах от затона. Вход в затон удобный, глубокий и вполне безопасный от весеннего ледохода; затон имеет в длину 500—600 с. и среднюю ширину в 40 — 50 саж. В затоне постоянно зимуют пароходы и дебаркадеры, бывшие М. К. Кашиной, ныне „Камво"; здесь это пароходство имеет хорошо оборудованные для ремонта судов с паровыми двигателями мастерские, жилые помещения для служащих и команды и свои противопожарные средства.

    Затон впервые был оборудован бывшим пароходством О-ва Вулкан в 1871 г. Затонный левый берег был арендован у крестьян селения Ваганьково, по 250 руб. в год. На берегу затона были возведены постройки: жилые помещения для конторы, механика и служащих и команды зимующего каравана, мастерские с паровыми двигателями, обошедшиеся около 40 тысяч рублей.

    О-ву Вулкан недолго пришлось пользоваться затоном—всего лишь один год, т. к. в 1872 году О-во ликвидировало свои дела, пароходы распродало разным частным судопромышленникам, а затонские постройки вместе с машинами распродало по частям, выручив от его продажи что-то около десяти тысяч рублей и получив от этой операции до 30 тысяч рублей убытка.

  4. Затон Жуковский. Расположен на левом берегу р. Волги, против села Кадниц (ближайшее селение от затона—д. Жуковка —в 4 верстах). Вход в затон удобный, имеет ширину около 20 сажен, глубиною 15 четвертей; длина затона до 300 сажен, средняя ширина 40—50 сажен, глубина 11—12 четвертей при горизонте выше 0—0,008 по Исадскому водомерному посту; выше затона находится озеро, но оно отделено от затона узким и мелким протоком; в затоне может поместиться до 50 судов. Со стороны Волги затон защищен высокой песчаной косой, поросшей лесом, вследствие чего он вполне безопасен от весеннего ледохода. Затон служит преимущественно для зимовки пароходов „О-ва по Волге". При затоне имеются хорошо оборудованные и принадлежащие этому О-ву механические мастерские и жилые для служащих помещения, а также школа и больница с постоянным фельдшером. Вообще, Жуковский затон отличается благоустройством, как в санитарном, так и в противопожарном отношениях.

  5. Керженский затон (в Старой Волге). Расположен на левом берегу р. Волги и находится в трех верстах выше города Макарьева; отделен от коренной Волги островом; в приверхе затон огражден высоким песком, поросшим кое-где мелким кустарником. Затон этот новый, устроен в 1909 г. по ходатайству Совета Съездов (см. отчет Совета за 1909 г. стр. 67), представляет очень удобное и вполне безопасное место для зимовки судов. Длина затона более 200 сажен, ширина 40—50 сажен; дно затона песчано-илистое; вход в затон расчищен в навигацию 1912 года землечерпательной машиной, прорезь входного канала разработана шириною в 25 сажен и глубиною в 14 четвертей, глубина же затона по промеру, произведенному 20 сент. 1912 г. (при горизонте выше 0 по водомерному Исадскому посту 0,08) -14 и более четвертей. В затоне может поместиться до 20 груженых большемерных судов и до 40 судов порожних. В затон впадает река Керженец, но из нее ледохода не бывает, и опасности для зимующего каравана эта река не представляет. Если бы выше устья р. Керженца расчистить землечерпательной машиной сажен на 100 и по правому берегу подчистить, тогда бы получился обширный затон и можно было бы поместить в нем до 300 судов.

  6. Исадский затон (в устье р. Сундовика). Находится у правого берега р. Волги у села Исад в 3 верстах от с. Лыскова. Затон этот хотя и обширный, но удобств для зимующего каравана не представляет. В затон впадает речка Сундовик, из которой весною во время спуска воды с мельничных плотин выбрасывает лед, который силою течения напирает на зимующий караван и причиняет зимующим судам большие аварии, ломает их и даже срывает с причалов и уносит в Волгу. Такие случаи нередки и повторяются почти ежегодно, а потому даже и местные судовладельцы в настоящее время предпочитают лучше ставить свои суда на зимовку в Керженский затон, как в более безопасное место.

  7. Шелковый затон или Великовская заводь. Расположен на левом берегу р. Волги, ниже села Исад, верстах в 30 от названного села; затон отделен от Волги песчаной косой, выше затонного ухвостья от левого берега по песчаным отмелям расположена струеотводная дамба. Нижняя часть затона называется „Шелковым затоном", а верхняя, отделяющаяся невысоким сухим песком, носит название „Великовской заводи". В затоне и во входе в него имеются песчаные отмели, хотя в общем затон обширный и безопасный от весеннего ледохода; вход в него прямой, по луговому яру глубина от 7 до 22 четвертей. Ближайшее селение от затона, село Великовское, находится верстах в пяти. Зимовочных помещений в затоне нет, поэтому в нем могут останавливаться на зимовку только суда, застигнутые случайно осенним ледоходом. Прежде у села Великовскаго была дровяная пристань,—туда во время весеннего разлива вводили суда для погрузки дров.

  8. Затон Кременский. Расположен на правом берегу р. Волги у дер. Кременок, что ниже Шелкового затона, верстах в трех; отделен от коренной Волги невысокой песчаной косой. Вход в затон глубокий: в него могут входить груженые суда. Длина затона около 600 сажен и ширина до 60 сажен. Затон не безопасен для зимующего каравана от весеннего ледохода: заграждающая в приверхе от Волги в Осельском яру невысокая дамба во время весенней прибыли воды заливается, и лед из Волги попадает в затон. Поэтому в затоне можно останавливаться только судам, внезапно захваченным осенним ледоходом.

  9. Сомовский затон. Расположен на левом берегу Волги в Сомовской воложке. Затончик этот малопоместительный и может служить лишь временной случайной зимовкой для судов, застигнутых осенним ледоходом. Затон со стороны Волги от весеннего ледохода загражден высоким Сомовским островом, а со стороны Сомовской воложки невысокой песчаной косой, так что находится в ухвостье Сомовской воложки. Ближайшее селение в горной стороне—село Фокино, а в левой—луговой стороне—село Разнежье, верстах в 4-х от затона. Чтобы попасть в эти селения, нужно переезжать с одной стороны Волгу, а с другой Сомовскую воложку.

  10. Васильсурский затон. Расположен на правом берегу р. Волги, у самого города. Хорошо защищен, как со стороны Волги, так и со стороны Суры, вполне безопасен от весеннего ледохода, но недостаточно поместителен и, кроме того: значительно обмелел. Глубина в нем в настоящее время при входе 5—6 четвертей, а выше по затону 4 четверти, так что остановившиеся на зимовку суда размещаются частью в устье затона, а частью выше устья, у правого берега реки Волги, и вводятся в затон весною по мере прибыли воды в Волге.

  11. Затон Ватагинский или Ватажка. Затон этот находится ниже г. Козмодемьянска в 20 верстах и расположен у правого горного берега; затон небезопасный, и для зимовки судов считается неудобным- в нем может поместиться груженых и порожних судов не более 30-ти. Постоянной зимовки судов в нем нет, останавливаются в этом затоне суда лишь захваченные ранним осенним ледоходом, как это и было осенью 1912 г. когда в нем зазимовало 30 баржей груженых и порожних и 8 пароходов.

    В 1913 году в нем срезало весенним ледоходом буксирный пароход „Провинция" Никольского и груженую хлебом баржу Кузнецова .

  12. Зимовка у г. Чебоксар . Расположена по правому берегу реки Волги, ниже устья речки Чебоксарки; в смысле зимовочного пункта удобств никаких не представляет; суда ставятся на зимовку у правого берега, причем со стороны Волги ничем не защищены, а потому здесь остаются на зимовку суда лишь местных жителей и дебаркадеры, которые весною вводятся от весеннего ледохода в речку, но она мало поместительна, и не попавшим в нее судам приходится оставаться под устьем речки.

  13. Затон Голодаевский. Расположен на левом берегу р. Волги против города Чебоксар. Затон этот для зимовки не годится, так как в верхней части занесен песком, а в нижней части совсем почти обмелел. Поэтому здесь почти никто судов на зимовку не ставит, а если и оставляют, то только порожние подчалки, и они остаются на Волге у песка, а затем уже весною по прибыли воды заводятся в затон к лесным пристаням Губина, Хлебникова, Макарова (пристани Кувшинская, Кубинская или Раковая) для погрузки леса, дров и лесных материалов.

1 ) В этом году вход в затон расчищался землечерпательной машиной.




| © "Речная старина" Анатолий Талыгин 2006-2017 год. | Контактная страница. |