Речная старина

О сайте | Ссылки | Благодарности | Контактная страница | Мои речные путешествия |
Волга | Днепр | Кама | Нева | Ока | Окно в Европу | Север | Урал и Сибирь |
Материалы из газет, журналов и книг | Путеводители | Справочные и информационные материалы |
Список пароходов (1852-1869 гг.) | Справочник по пассажирским пароходам (1881 - 1914 гг.) | Старый альбом | Фотогалерея |
Коллекция Елены Ваховской | Коллекция Зинаиды Мардовиной | Коллекция Игоря Кобеца | Коллекция Сергея Новоселова |
События 1841-1899 г.г. | События 1900-1917 г.г. | События 1918-1945 г.г. | События 1946-1960 г.г. | События 1961-1980 г.г. |

Судостроение в Балахне

Из книги Павла Мельникова "Балахна. Уездный город Нижегородской губернии", изданной губернской типографией Нижнего Новгорода в 1850 году, стр. 50-53

В Балахне и в Балахнинском Уезде, в прибрежных селениях, издавна занимаются постройками волжских судов в большом количестве. Проезжая зимою по берегам Волги в Балахнинском Уезде, встречаете сильную деятельность; повсюду строят барки, росшивы, дощаники и прочие волжские суда из леса, пригоняемого с Унжи. В Балахне и смежном с ним селе Кубинцове целая верфь. Здешние судостроители еще в 1634, 1635 и 1636 годах в Нижнем Новгороде показали свое искусство, построив корабль, на котором гольштинское посольство отправилось в Персию. Это был первый построенный в России корабль. Выше было сказано, что в Балахне строились струги для похода в Азов 1695 года.

Петр Великий, обративший особенное внимание на постройку волжских судов, в 1699 году запретил под смертною казнию строить по прежнему образцу старинные наши струги, коломенки, паузки, каюки, дощаники, насады и лодьи, и прислал в Балахну иноземцев для научения здешних судостроителей делать «суда вновь, по новому образцу, зовомые шмаки бешнерлеи»

В нынешнее время судопромышленность в Балахне довольно обширна, она производится зимою и в это время большая часть городских жителей занята какими либо работами по судостроению. Судостроителей в Балахне в 1849 году было 36 человек. Волжские суда они частию продают, частию же сами отправляют вниз по Волге, наняв рабочих и взяв кладь в Нижнем Новгороде.

С 1845 года в Балахне начали строить пароходы. Первый пароход, построенный здесь был Пермь, для Пермского Общества Пароходства, корпус его спущен на воду 7 июля 1845 года, а в августе месяце две баржи, в 1846 году они начали свои рейсы. В 1848 и 1849 году строился пароход деревянный с железными шпангоутами корабельным ннженером г. Бурачком. В августе 1849 года заложены корпуса пароходов Минин и князь Пожарский для пароходного общества Меркурий. Они спущены на воду весною 1850 года. Нет сомнения, что постройка пароходов разовьется здесь еще более, особенно когда устроится завод паровых машин, для которого здания уже готовы Балахнинского Уезда в дачах деревни Мышьяковки, рядом с Нижним Новгородом.



| © "Речная старина" Анатолий Талыгин 2006-2017 год. | Контактная страница. |