Речная старина

О сайте | Ссылки | Благодарности | Контактная страница | Мои речные путешествия |
Волга | Днепр | Кама | Нева | Ока | Окно в Европу | Север | Урал и Сибирь |
Материалы из газет, журналов и книг | Путеводители | Справочные и информационные материалы |
Список пароходов (1852-1869 гг.) | Справочник по пассажирским пароходам (1881 - 1914 гг.) | Старый альбом | Фотогалерея |
Коллекция Елены Ваховской | Коллекция Зинаиды Мардовиной | Коллекция Игоря Кобеца | Коллекция Сергея Новоселова |
События 1841-1899 г.г. | События 1900-1917 г.г. | События 1918-1945 г.г. | События 1946-1960 г.г. | События 1961-1980 г.г. |
Затоны в районе Самары

  1. Затон Аннаевский расположен на левом берегу реки Волги, верстах в 3-х выше Самары, что против дачи Аннаева. Затон этот образовался от наносных песков, спускающихся в виде песчаной косы, примыкающей к левому берегу Волги; хотя коса эта и довольно высока, но не совсем обеспечивает зимующие в затоне суда от весеннего ледохода. Затон этот ежегодно подвергается изменениям, вследствие того, что песчаная коса, защищающая затон от ледохода, спускается; кроме того наблюдается смыв песков этой косы, хотя коса искусственно засажена ивняком для удержания песка от смыва. Повыше затона имеется проран по левому берегу, которым весною идет лед, и с той стороны от прорана ежегодно грозит опасность зимующим судам от ледохода. Не смотря на это, в Аннаевском затоне, хотя и с риском, зимуют большое количество судов. Вход в затон и самый затон глубокие; в нем может поместиться более 200 судов груженых и порожних.

  2. Зимовка судов у гор. Самары. Суда у Самары ставятся на зимовку в реке Самарке, пароходы в старую бухту близ железнодорожного моста, а порожние баржи, поступавшие весною под груз хлеба, ставились у левого берега р. Самарки, пониже плашкоутного моста. С постройкою в 1911—1912 г.г. новой бухты у правого берега Самарки выше плашкоутного моста, русло реки Самарки сужено дамбой, ограждающей бухту, и зимовка баржей здесь оказалась опасной, вследствие невозможности спасти суда от весеннего ледохода и была переведена в Аннаевский затон (см. самарские гавани).

  3. Сухая Самарка расположена тоже на левом берегу Волги. Проток Сухой Самарки берет свое начало от устья р. Самарки и приверха Коровьего острова и выходит в Волгу ниже версты на три и ограждена со стороны Волги Коровьим островом, от приверха своего Сухая Самарка занесена высоким песком версты на полторы, близ устья р. Татьянки, которая впадает в Сухую Самарку, нижняя же часть ее имеет до выхода в Волгу водное пространство. Вход в Сухую Самарку с Волги хотя и не широкий -сажен 15—20, но очень удобный. Если в приверхе ее загородить дамбой на высоту весенних вод и русло в ней расчистить, получится незаменимая гавань: в ней могло бы поместиться до 300 судов. И Аннаевский и Поджабный затоны, как не совсем удобные для зимовки судов, могли бы в таком случае остаться в резерве, в Аннаевском затоне могли бы тогда становиться зимовать порожние баржи и мелкие суда.

    Будущность Сухой Самарки по отношению зимующего каравана может иметь большое значение, в том смысле, что по устройстве в ней затона здесь может поместиться приблизительно до 200 судов. Затон этот будет служить зимовкой нефтяным караванам, которые становились до этого зимовать в Поджабном затоне, который с каждым годом все более и более заносится песками и мелеет и который даже Казанский Округ М. П. С. не в состоянии будет поддерживать землечерпанием. С невозможностью же ставить в него на зимовку нефтяные караваны, затон этот теряет всякое значение. На основании этого инженерами Казанского Округа М. П. С. были произведены в 1911 году изыскания в Сухой Самарке, каковые и доказали, что затон этот будет самым удобным местом для зимовки судов, нагруженных нефтью. По составленному проекту предполагается устроить в Сухой Самарке заграждение дамбой около устья речки Татьянки, впадающей в Сухую Самарку с левой стороны. Самарское городское управление ходатайствовало пред Казанским Округом П. С. устроить незатопляемую дамбу в приверхе Коровьего острова, и предлагало казне за это устройство 40 тысяч рублей и отчуждало безвозмездно для нужд затона требуемое количество земли. По устройстве дамбы город имеет в виду эксплуатировать Коровий остров для лесных складов и других надобностей и сделать с острова чрез дамбу проезжую дорогу к Засамарской Слободе. Кроме того в будущем можно предполагать, что от затона к близ лежащей Самаро -Златоустовской ж. д. до станции Кряж будет проведена железно-дорожная ветка, по которой нефтяные грузы в зимнее время могут передаваться на ж. д.

  4. Затон Поджабный расположен на правом берегу Волги, в 9-ти верстах ниже Самары, при устье Рождественской воложки. Левый берег затона песчаный и невысокий, поросший тальником, правый берег высокий, в виде яра, поросший лесом. Затон вообще удобный и безопасный для стоянки судов, от весеннего ледохода вполне защищен; в затоне может поместиться до 150 судов. В нем ежегодно ставят на зимовку нефтяной караван. В навигацию 1912 года в затоне произведена была расчистка его землечерпательной машиной. Так как вход в затон заносится песком, то к осени, пред закрытием навигации, вход в затон следует вновь расчистить землечерпательной машиной до глубины, достаточной для входа груженых судов.



| © "Речная старина" Анатолий Талыгин 2006-2017 год. | Контактная страница. |