Речная старина

О сайте | Ссылки | Благодарности | Контактная страница | Мои речные путешествия |
Волга | Днепр | Кама | Нева | Ока | Окно в Европу | Север | Урал и Сибирь |
Материалы из газет, журналов и книг | Путеводители | Справочные и информационные материалы |
Список пароходов (1852-1869 гг.) | Справочник по пассажирским пароходам (1881 - 1914 гг.) | Старый альбом | Фотогалерея |
Коллекция Елены Ваховской | Коллекция Зинаиды Мардовиной | Коллекция Игоря Кобеца | Коллекция Сергея Новоселова |
События 1841-1899 г.г. | События 1900-1917 г.г. | События 1918-1945 г.г. | События 1946-1960 г.г. | События 1961-1980 г.г. |
Затоны от Сызрани до Саратова

  1. Зимовка около Сызранского моста. Повыше с версту от Сызранского моста на левом берегу Волги расположен небольшой затончик, защищенный со стороны Волги песчаной косой. В затоне может поместиться от 20 судов и более; в нем зимуют нефтекачки и нефтяные баржи, которые переводят пред закрытием навигации от нефтяной пристани Батраки. Ставят также суда на зимовку у правого горного берега пониже Батраков, под крутым плечом, где на­ходится соляная выгрузка. Суда от весеннего ледохода защищены быками, но стоянка судов в этом месте опасна, а потому тут мало ставят на зимовку судов и то только почти порожние.

  2. Зимовка у города Сызрани, расположена у левого Лопатинского острова, против Сызрани и Ракового Яра; зимовка эта образовалась благодаря занесению высоким песком с приверха Лопатинского острова коренной Раковой Волги, вследствие чего образовался новый ход в Зауморскую воложку, сделавшуюся коренной Волгой. У Лопатинского острова ставят теперь Сызранские дебаркадеры и мелкие суда. Со временем, когда старая Раковая Волга совсем будет занесена песками, здесь, может быть, образуется хороший затон.

  3. Черный затон расположен у правого берега Волги ниже города Сызрани в 52-х верстах.

    Затон остается в том же положении, в каком был и раньше; в нем прежде зимовали пароходы и баржи Общества „Нептун". Затон этот очень глубокий и совершенно безопасный.

  4. Алексеевсшй затон расположен у правого берега Волги близ села Алексеевки, ниже города Хвалынска в 25 верстах. Затон для зимовки судов удобный и безопасный от весеннего ледохода. Раньше занимался Камско-Волжским Обществом, в настоящее время в нем зимуют пароходы О-ва „Самолет" и другие. В затоне имеются у Общества „Самолет" для ремонта судов свои мастерские и жилые помещения для служащих. Вход в затон ежегодно после спада весенних вод заносит песком от размываемого нижней части ухвостья острова у входа в затон, вследствие чего вход в затон требует каждую осень расчистки землечерпательной машиной.

  5. Балаковский затон расположен у левого берега Волги близ села Балакова. Затон этот был бы очень удобен для зимовки судов—он отделяется от Волги высокой песчаной косой, левый берег порос высоким лесом, но вход в затон заносится песчаными отмелями, а потому без расчистки входа в него попасть нельзя, и судам на зимовку приходится вставать вне затона у левого берега Волги под затоном. Устье выше и ниже затона заставлено плотами, и несколько плотов заведено уже по большой воде в затон, где и остаются на зимовку.

    В навигацию 1912 года было приступлено к устройству Балаковской бухты; начато было прорытие канала по речке Балаковке землечерпательной машиной, причем пройдено и вынуто верхнего слоя грунта в длину до 150 сажен, в ширину около 15 сажен, глубиною в уровень с меженным горизонтом воды в Волге; затем работы по землечерпанию оставлены, машина уведена и работ в бухте никаких не производится. При этом следует заметить, что от Балакова до Сара­това, на расстоянии около 150 верст, удобных зимовочных мест для груженых судов нет.

  6. Курдюмский затон расположен на правом берегу Волги и находится верстах в 2-х от села Курдюма, в 20 верстах выше города Саратова. Затон для зимовки судов был очень удобен: правый берег его высокий, а левый песчан, низменный, длина затона приблизительно в 1000 сажен, ширина около 100 сажен, глубина до 12 четвертей. В затоне могло поместиться до 300 судов. Впоследствии затон от времени до времени заносился песком, и вход в него в настоящее время занесен настолько, что попасть в затон судам для зимовки невозможно, Возобновить в нем зимовку судов возможно при условии, если только расчистить землечерпательной машиной как вход, так и самый затон.

  7. Зимовка у гор. Саратова.Зимовка расположена у правого берега в протоке Тарханской воложки, отделяющейся от реки Волги Беклемишевским островом; имеет достаточную глубину; суда на зимовку размещаются в Тарханской воложке и частью у городского берега, в виду удобства относительно ремонта судов представляет собой один из удобнейших и поместительных затонов; тем не менее имеются и некоторые недостатки: во-первых, при весеннем подъеме воды в затон попадает с приверха от села Пристанного лед, заставляющий судовладельцев принимать меры к обеспечению судов от повреждения; во-вторых, весенними водами несет массу наносов, от которых верхняя часть затона постепенно мелеет. В общем длина затона считается около пяти верст при средней ширине около 100 сажен и более. При затоне имеются постоянные мастерские и жилые помещения, принадлежащие разным владельцам.

  8. Затон Покровский и гавань или бухта Покровская расположены на левом берегу реки Волги у слободы Покровской, что против города Саратова. Затон от коренной Волги отделяется песчаной косой и постепенно мелеет от наносных песков, влекомых чрез полуразрушенную Покровскую дамбу, так что для зимующих судов удобств этот затон не представляет. Затон соединен с бухтою узким перешейком; бухта эта образовалась посредством „Сазаньего ерика", расположенного почти параллельно затону. Покровская бухта или гавань устроена в 1901 году, по Высочайше утвержденному 13 июня 1899 года проекту, средствами Общества Рязанско-Уральской железной дороги. В верхней части бухты выше слободы Покровской впадает речка Саратовка, которая вследствие раннего своего вскрытия выносит из речки в коренную Волгу лед. Для защиты судов от повреждения от этого льда, пониже устья речки устроены ледорезы. Длина входного канала около 500 сажен, ширина до 18 сажен, глубина 8-10 четв., а длина бухты у села Покровского, где расположены хлебные амбары, около 200 сажен. Входной канал со стороны Волги заносится песком, а потому в канале каждую навигацию после спада вод расчищается землечерпательной машиной Рязанско-Уральской железной дороги.

  9. Зимовка у Князевского острова расположена у правого берега Волги, в 4-х верстах ниже Саратова. Озеро Князевское соединено с Волгою нешироким каналом и представляет из себя нечто в роде гавани. Устроена эта зимовка для собственных надобностей Рязанско- Уральской железной дорогой. В гавани ставятся суда для разгрузки, а также это место служит и зимовкой для судов. В гавань проведена железно-дорожная ветка тем же Обществом Рязанско-Уральской железной дороги.



| © "Речная старина" Анатолий Талыгин 2006-2017 год. | Контактная страница. |