Речная старина

О сайте | Ссылки | Благодарности | Контактная страница | Мои речные путешествия |
Волга | Днепр | Кама | Нева | Ока | Окно в Европу | Север | Урал и Сибирь |
Материалы из газет, журналов и книг | Путеводители | Справочные и информационные материалы |
Список пароходов (1852-1869 гг.) | Справочник по пассажирским пароходам (1881 - 1914 гг.) | Старый альбом | Фотогалерея |
Коллекция Елены Ваховской | Коллекция Зинаиды Мардовиной | Коллекция Игоря Кобеца | Коллекция Сергея Новоселова |
События 1841-1899 г.г. | События 1900-1917 г.г. | События 1918-1945 г.г. | События 1946-1960 г.г. | События 1961-1980 г.г. |

IV.

Когда все уже приготовлено для сборки барок и партия рабочих разделена на артели, каждый лоцман ведет свою артель на пристань. Там они делят между собой приготовленный для барок лес, который еще при перевалке с Волги разложен был отдельно но берегу. Лоцман в куче бревен находит серединную доску днища, которая называется килем, не потому что в самом деле имеет форму киля других волжских судов, собственно ходовых, а потому что занимает место киля; она ничем не отличается от других досок днища, а только длиннее их. Лоцман, вымерив ее аршином, узнает таким образом длину барки, и вслед за тем рабочие расчищают на берегу место от снегу, кочек и других неровностей. Здесь ставят клетки.

Клетками называются небольшие деревянные срубы, вышиною в сажень или около того. Они кладутся прямо на расчищенную землю, и делаются из небольших брусков, длиною по шести четвертей каждое полено; таких полен в каждой клетке бывает до 30, потому что на каждую из четырех сторон сруба приходится по 8 и 6 бревен. Под каждую барку требуется 12 таких клеток, по шести пар, или, как говорят бурлаки, шесть под борт. Это на такую барку, длина которой равняется 18 саженям, а ширина 13 аршинам; но если барка длиннее, то клеток требуется больше: под барку, длина которой составляет 21 сажень и ширина 15 аршин, необходимо подставить 14 клеток, или по семи к каждому борту; а в противном случае, при недостаточном количестве клеток, днище барки, положенное на них, будет непременно обвисать, особенно когда доски днища довольно тонки. При рубке клеток наблюдают, чтобы брёвна, в том месте где они образуют угол сруба, вырезывались очень мало, именно на столько, сколько нужно для того, чтобы бревна не могли скатываться одно с другого, отчего самый сруб бывает прочнее и может выдержать какую угодно тяжесть. Клетки располагаются так, что крайние две пары, которые должны подпирать нос и корму, находятся в близком одна от другой расстоянии; а прочие четыре пары ставятся между ними или овально, в форме самой барки, которая должна опираться на них боками, или по прямой линии.

Наверху каждой клетки, по самой середине, кладутся подголовки. Это такие же бревна, как и в самом срубе, только кладут их на клетки вдоль барки, а по середине каждого подголовка делают небольшой выем. по преимуществу овальной формы. На подголовки каждой пары клеток кладут перекладины от одной клетки до другой поперек барки. Эти перекладины называются оздами и концами кладутся в те выемки на подголовках, о которых я сейчас заметил, что они овальной формы; выемки эти не позволяют оздам кататься из стороны в сторону. Озды делаются из целых дерев, самой надежной прочности, потому что на них лежит вся тяжесть барки.

Когда таким образом устроены клетки, подголовки и озды, начинается сбор самой барии. Прежде всего кладется на озды, по середине, килевая доска; потом между барочным лесом подыскивают другие доски днища по мете, означенной римскими цифрами, и кладут их по порядку с левой и правой стороны киля. смотря по метам, о которых я упомянул выше в своём месте. Эти побочные доски днища называются усами, на том основании, что концы их срезаны вкось, или по местному выражению - имеют косину дли того чтобы округлено 6ыло днище к носу и к борту. Но как доски днища не всегда бывают одинаковой длины с баркой, то в середине кладутся иногда не цельные доски, а сшивные, со вставками но середине, которые поэтому и называются осередками, и не имеют косины.

На днище втаскиваются копани, тоже по мете, означенной римскими цифрами. Конанями называются согнутые дерева, имеющие форму глаголя; дерева эти выкапываются из земли вместе с корнем, отчего и носят название “конаней”. Иные называют их также ребрами, другие кокорником (вроде тугунов). Копани употребляются для скрепы днища и боков барки; но как они загнуты только с одного конца, то к другому, также для скрепы боковых досок барки, пришиваются накрутки или приставки, одинаковой величины с загнутым концом кокорника, который назначен для скрепы боковых досок противоположной стороны барки. Место сгиба копани называется головой или башкой, а тот конец кокорника, к которому пришивается накрутка и составляет такой же сгиб как и башка,- махалкой. Каждая конань ложится таким образом на свое место, после чего в передней и задней части барки ставятся пни, из коих передний составляет род водореза; они укрепляются в килевой доске посредством шпигорьев.

Когда ребра и пни поставлены надлежащим образом, начинается выважка днища или подборка. Так как килевая доска и усы с осередками, а также копани имеют уже готовые отверстия для сшивки их, то в эти отверстия, снизу днища, вбиваются шашки или деревянные толстые гвозди, которые проходят насквозь через днище и самую копань; в каждую доску днища вбивается не менее двух шашек в том месте, где лежит копань; там же, где стыкаются между собою осередки сшивных досок, в этих стыках для большей прочности бьют по четыре железных гвоздя. Потом в конец каждого уса бьется но два железных гвоздя, которые проходят сквозь ус и башку, чтоб всего более укрепить концы усов

Так вываживается днище. Этой пробивкой оно плотно притягивается к копапям, как пришитое. За пробивкой днища смотрят весьма тщательно, потому что на нем опирается вся тяжесть груза и оно более прочих частей подвергается опасности: трется об карчи, задевает мели и т. п.

Копаней на каждой барке бывает от 60 до 75 штук, так что ребро от ребра находится на расстоянии 7 или 8 вершков.

Теперь начинается обшивка боков. Доски, которыми они обшиваются, называются боковинами или обшивкой. Первая доска, охватывающая кругом усы и головы копаней, носит назвапие привала или привальной доски. Она шьётся железным гвоздем, расстоянием гвоздь от гвоздя не более шести вершков; гвозди бьются в днище и пробивают самую привальную доску. Доска эта - самая важная из всех боковин, и потому укрепляется как только можно лучше. За тем прошиваются другие боковины. Поверх привальной доски и первой боковины кладутся первые бархоты, назначение которых -связывать барку и предохранять ее от повреждения. Бархоты составляют род большого, прочного обруча, огибающего всю барку выше привала, и делаются полукруглые, из тонкого полубруса, который на вершок толще привала и потому прочней. Они делаются для того, чтобы в случае, если барка во время сплава ударится о берег, о дерево, или потрется о приух вешняка,-бархот мог сберечь ее от перелома и другого повреждения; бархоты спасают ее при переходах через плотины, где барка делает большой перегиб, весьма опасный. На первую и вторую боковину кладут другой бархот, а иногда и третий - на вторую и третью боковины, смотря по высоте и длине барки. Все они крепятся большими шпигорьями, прохватывающими насквозь и копани.

Боковая обшивка медведицких барок имеет вышины 13 и 14 четвертей.

По верхнему венцу обшивки кладется деревянный пояс, вроде бархота, называемый бычком, который также как и бархот предохраняет судно от повреждения в верхней частии, если ему случится задеть за что-либо во время хода.

Когда все это кончено. приступают к пробойке или конопатке барки. Обыкновенно конопатить начинают с днища. Пробойщик берет известной величины пучок мочал и, смотря на ладу или на щель в днище между досками, сучит требуемой толщины и длины веревку вроде жгута. которая называется прядью. Прядь сучится во всю длину барки, и где щели больше, там еще несколько подвивают мочал, чтобы жгут был толще. Цельными они делаются потому, чтобы труднее вытаскивались из щелей и могли противостоять напору воды и другим повреждениям. Пробивают их деревянными мушкорьями или молотками: обыкновенно один бурлак, вложив в щель прядь, наставляет лебеву, которая бывает железная и деревянная (больше железная), а другой бьет мушкорем сколько позволяют силы. Хорошо пробитая прядь с трудом может быть вытащена, если даже один её конец висит.

Бока барки пробиваются тоже мочалами и такими же прядьми как днище, с той только разницей,

что каждая прядь обёртывается еще паклей, наподобие того как обматывается проволокой струна гитары. В боковой пробивке употребляют паклю потому, что она плотнее закрывает все мельчайшие щели и не пропускает воду. Так как барка во время пробойки стоит на берегу, то что-бы узнать не течет ли она, льют па днище воду, и если она просачиваться, то пробивают снова; но боковую пробивку нельзя пробовать таким образом, и потому ее пробивают паклей, которая не так легко пропускает воду.

На барку идет 10 пудов пакли и 25 пудов мочал. Шингорьев требуется от 35 до 40 пудов.

Стройка барки производится на расстоянии сажени от яра-не меньше, а дальше весьма часто.

За места на берегу платят 6 руб. с барки.

Так-как клетки большею частью берутся уже готовыми от местных владельцев, то за потребное под барку количество их платят до 1 руб. 20 коп.

Пробойка барок оканчивается к 20-му марта: иногда и раньше, а иногда и позже, смотря по зиме.



| © "Речная старина" Анатолий Талыгин 2006-2017 год. | Контактная страница. |