Речная старина

О сайте | Ссылки | Благодарности | Контактная страница | Мои речные путешествия |
Волга | Днепр | Кама | Нева | Ока | Окно в Европу | Север | Урал и Сибирь |
Материалы из газет, журналов и книг | Путеводители | Справочные и информационные материалы |
Список пароходов (1852-1869 гг.) | Справочник по пассажирским пароходам (1881 - 1914 гг.) | Старый альбом | Фотогалерея |
Коллекция Елены Ваховской | Коллекция Зинаиды Мардовиной | Коллекция Игоря Кобеца | Коллекция Сергея Новоселова |
События 1841-1899 г.г. | События 1900-1917 г.г. | События 1918-1945 г.г. | События 1946-1960 г.г. | События 1961-1980 г.г. |

V

Около этого времени начинает ломать лед на Медведице; вода поднимается и лед отстает от берегов. Река тронулась. Тогда спешат спускать барки на воду. Это делается со всевозможной быстротой, потому что вода уходит скоро и неожиданно. Но нри этом необходима особенная осторожность, чтобы при спуске не разбить барку.

Для того под самой серединой посудины, вдоль килевой доски устраиваются полати , вроде клеток, только длиннее их и прочнее, и не квадратные,а продолговатые, в целый четырех-саженный брус длины, а ширины-в обыкновенное толстое клеточное бревно. Полати бывают передние и задние, то-есть одни ближе к носу, а другие к корме. Они подходят под самые “озды” и подбиваются так туго, как только можно это сделать, чтобы на них мог па опираться вся тяжесть барки, которая по малой мере имеет 3 и 4 тысячи пудов собственного весу. Когда полати устроены, тогда, по числу клеток, в той стороне барки, которая обращена к реке, втаскиваться под барку девяти-саженные брусья и кладутся между клетками; один конец их упирается в днище барки, а другой спускается к воде или вообще по направлению, куда должна скатиться барка. Брусья эти называются слезами. За тем под днище барки, у самого борта, который обращен к яру, ставится барец, деревянный столп, очень прочный, служащий подставкой, и одним концом упирается в берег,а другим подпирает край днища; он ставится вертикально. Когда все таким образом приготовлено, тогда один ряд клеток, который к воде, совершенно выбирается из под барки и заменяется подставками, вертикальными же, которые упираются в днище у борта и в землю.

Ко всем этим подставкам, исключая “барца” (главная подставка, “барин”), становится по два человека, самых расторопных из бурлаков, один с топором, а другой с железным кулаком. По знаку, данному лоцманом, они быстро начинают рубить наискось нижнюю часть подставок. Это, по техническому выражению бураков, значит крошить. Работа идет быстро, судорожно; при каждом ударе топора, подставки будто входят в землю; барка вздрагивает и садится на одну сторону. Бурлаки рубят дружно. Во время этой опасной операции они беспрестанно окликают друг друга:

- У тебя что?

-Легче, легче!

-Кроши и живей! кроши...

-Стой, ребятушки! клонит -секи ровней...

—Легче! убьет...

Между тем барка постоянно дрожит, садится на сторону. В несколько мгновений все подставки подрублены, ослаблены и барка видимо опирается на один барец. Строжайшим образом наблюдают, чтоб подставки подсекались совершенно одинаково и одновременно и чтобы барка склонилась на берег в равной степени как над одной подставкой, так и над другой. При неровном подсекании она перекашивается на бок, перекашивает и барец, мгновенно падает, и тогда нет спасения тем, которые ее подсекают.

Когда барка осядет на барце и видно будет, что она мало опирается на подставки и находится почти в висячем положении, те рабочие, которые до сих нор стояли у подставок с молотами, дружно, но весьма осторожно выбивают подставки прочь и мгновенно удаляются.

Барка ложится на один барец.

Тогда все переходят на противоположную сторону, берут шесты и упирают в бока барки, помогая её падению; а человек десять из них берут длинную верёху, на которой устроены мочальные хомутки, и идут к наклоненной стороне барки, и становятся в отдалении, чтобы только концом верёхи можно было достать до барца, Они раскачивают на хомутках бревно и что есть силы ударяют в барец. Барец выбит с разу, и барка, лишась последней опоры, стремительно падает на ту сторону, где положены слезы, и почти в одно мгновение по слезам скатывается в воду.

Все снимают шапки и крестятся.

Падение это так быстро и трение по слезам так сильно, что бревна дымятся и издают смолистый запах. Барка совершает это падание с яру, возвышающегося иногда над водой сажени на две и на три.

Барка на воде. Рабочие влазят в нее и тщательно осматривают внутри и снаружи: нет ли каких повреждений, целы ли бока, не вытащена ли прядь конопатки, не открылась ли течь и т. п., и затем, уже на воде, начинают крыть посудину.

Прежде всего кладутся озды, тоже готовые, как и другие принадлежности барки. Эго род связей, скрепляющих верхнюю часть судна, вроде маточин в доме. Озды носят различные названия, смотря по месту, где положены, и по назначению: на середине барки кладутся две льяльные озды.

Они называются так потому, что устраиваются на льяле , то-есть там, где водоливы выливают воду из барки. По сторонам льяла кладутся две полевые озды (к ”полю”); ближе к переду судна ложится озда полатная, или ухватная передняя, служащая для кладки якори. Якорная кладка делается на переднем ухвате, на брусе, который врубается в копань, у днища барки, и крепится вместе с ухватной или полатной оздой. Эта озда находится на расстоянии 7 сажень от переднего пня (о пне я говорил выше: их два, передний и задний; это то, что у волжских судов носит название водореза и чердаков или кормы). В задней части барки кладутся также две озды, ухватные задние, которые имеют такие же ухваты, сак и передняя озда; этот последний ухват употребляется для травки каната во время чалки.

К оздам крепятся стоянки, вертикальные подставки, на которые должна опираться крыша барки. Нижний конец их ставится в гнездо копани, т. е. вдалбливается в нее у самого днища; потом в середней части прикручивается к озде “хомутком” из мочалы, а в верхнем конце стоянков делается шип, на который и надевается конь. Самым высоким стоянком делается тот, который крепится к полатной, то-есть середней озде; он бывает десятью четвертями выше стен посудины, а остальные стоянки постепенно понижаются к носу и корме барки на нет, как здесь выражаются. Следовательно, конец тоже понижается и упирается в нос и корму. Конек, как я заметил, накладывается на стоянки, а потом уже по коньку кладутся чоблоки, род стропил, один конец которых врубается в конек, а другой в концы копани или в накруток.

Сколько копаней, столько должно быть и чоблоков. ”Обчоблучивши” барку, кладут по чоблокам решетник из досок, подобно тому как кладется он на кровле дома, а уж на него настилается лубок, в два и три ряда, так-что на барку извиестного нам размера идет от 600 до 700 лубков. Крыши волжских и медведицких барок бывают преимущественно тесовые, долевые и поперечные, двойные и одинарные, как на доме; для избежания подмочки, под крышу кладут сще скалу, березовую кору; иногда кроют вдоль, в накрышку, которая делается таким образом, что верхняя доска, лежащая ближе к коньку, закрывает часть нижней, а эта следующей доски, и таким образом дождевая вода, падая на крышу, свободно скатывается по доскам и не делает подмочки.

На носу и на корме кладутся подушки, из которых передняя носит еще название огнива. На подушках укрепляются правильные весла, на корме и на носу по веслу; то, которое на носу, называется поноспым. Весла делаются из цельных девятисаженных брусьев, которых толстый конец имеет 10 и 12 вершков в отрубе. К тонкому концу приделывается лопасть или перо: это-трехсаженные доски, толщиною в 2½ вершка; на лопасть идет три таких доски. Тонкий конец правильного дерева проушается с двух боков, потом в этом же конце делается мыс, и этим мысом и ушами лопасть крепится к дереву. Заднее весло верхним, толстым концом идет к гребенке, которая назначается собственно для правежа барки; она имест форму гребня с кочатками, и состоит из двух столбов, утвержденных внизу в самые копани; на верху их делается перекладина с ”кочатками”, посредством которых лоцман закрепляет весло на поводок, в случае если нет возможности удержать его против напора воды и тяжести самой барки, увлекаемой течением. Это весло крепит всю барку и потому важнее переднего, на котором, в случае надобностн, работают человек 20 и 25, мсжду тем как на заднем управляется один лоцман с помощником. От столбов гребенки идут в косвенном положении две пожилины или верёхи, на которых устраиваются подмостки для лоцмана и его помощника; на левой пожилине утверждается подвесельник, толстая бичева, конец которой прикреплен к веслу у самой лопасти. Посредством этой бичевы весло может свободно поворачиваться вправо и влево; шворня же в этом весле нет, как это делается в лодках. Весло держится на этом подвесельнике и на кочатках гребенки, и никогда не может упасть в воду. Иногда бывает, что по быстроте реки нет никакой возможности перевернуть весло на бок: в таком случае, для избежания этого, на середине весла, под самой подушкой устраивается особый вороток, род петли, и когда лоцман не в силах справиться с правилом, тогда он кличет одного из рабочих, и тот посредством рычага, продетого в вороток, на подушке же сворачивает весло на-бок, плаш. На пожилине же приделывается маленькая петля, ”вороба”, посредством которой поднимается и опускается весло.

Поносное весло, как я сказал, лежит ва огниве, на котором сделана ”засечка”, называемая башмаком ; на башмаке поддерживается весело. Засечка делается между двух кочатков на подушке, которые держат весло с той и другой стороны и не дают ему перевернуться плашмя.

В передней части барки, на крыше, устраиваются полати из досок, наподобие помоста, для удобнейшего разбега бурлаков во время правила поносным веслом.

У полатей устраивается люк, который называется творилом трюм же называют мурьем.

На палубе, к тому и другому борту, становится гребля, с одинаковым числом гребков для рабочих; рабочие действуют на гребки стоя, и гребут только от косы или от проноса, или наконец при тихости течения воды; в прочее же время гребки вытаскиваются на палубу и сушатся: иначе бы они мешали плаву, постоянно зацеплялись бы за яры и деревья.

На спуск и на предварительную уборку посудины дается не более трех дней.



| © "Речная старина" Анатолий Талыгин 2006-2018 год. | Контактная страница. |