Речная старина

О сайте | Ссылки | Благодарности | Контактная страница | Мои речные путешествия |
Волга | Днепр | Кама | Нева | Ока | Окно в Европу | Север | Урал и Сибирь |
Материалы из газет, журналов и книг | Путеводители | Справочные и информационные материалы |
Список пароходов (1852-1869 гг.) | Справочник по пассажирским пароходам (1881 - 1914 гг.) | Старый альбом | Фотогалерея |
Коллекция Елены Ваховской | Коллекция Зинаиды Мардовиной | Коллекция Игоря Кобеца | Коллекция Сергея Новоселова |
События 1841-1899 г.г. | События 1900-1917 г.г. | События 1918-1945 г.г. | События 1946-1960 г.г. | События 1961-1980 г.г. |

VII.

Лоцмана, наблюдающие ежедневно за прибылью в убылью воды, говорят наконец, что река дрогнула. Тогда только барки пускаются в путь; а до того времени, пока вода не пошла еще на убыль, они не отходят от пристани: по местному выражению барки догоняют воду. И действительно, вода уходит так быстро, что, не догоняя ее, невозможно выбежать в Дон, а если это и удастся, то каравану предстоит еще много опасностей на Дону от россыпей.

От Копен до устья Медведицы барки должны пробежать около 380 верст; суда, выходящие из Лысогорской пристанн, должны пройти 460 верст, чтобы выбежать в Дон.

На этом пространстве караваны встречают бесчисленное множество препятствий; мели, россыпи, рынки, яры, огрудки, проносы, перекаты, осередки, мельницы и плотины попадаются на каждых пяти верстах.

В Саратовской губернии барки должны миновать следующие опасные места, изображением которых я надеюсь передать самую топографию судоходной части Медведицы:

1) Отаевская мельницца и плотина представляют те затруднения, что сваи в вешняке биты дурно, не на местах, и неровно: никакое искусство лоцмана не может здесь отвратить опасности, и барки, проходя вешняком, только случаем могут спастись от убоя. В нынешнем году убита здесь барка купца Зайцева.

2) Гришачинская мельница имеет те же неудобства. Ниже плотины река двоится, образуя два хода, вправо и влево; первый проход опасен тем, что имеет огрудки и мели, скрытые под водою.

3) Князевский и Бахметевский юрты имеют много кос; каждую весну косы эти высыпаются на новых местах и каждую весну изменяют положение реки. Они опасны потому, что лоцман никак не может предвидеть изменения русла реки и неизбежно попадает на мель: делается глубоко там, где в предыдущую весну было мелко, и наоборот - мелко и опасно там, где было глубоко и безопасно,

4) Крестовская мельница и плотина. По случаю устройства вешняка не на фарватере, барки спускаются по урезу, придерживаясь правого берега. Когда вешняк пройден благополучно, караван должен пройти еще песчаную косу, которая находится ниже плотины в 20 саженях; на правой стороне встречается осередок, на который набегают барки от быстрого течения воды, и только сильным и продолжительным биением поносного весла отбиваются к левому берегу, к колонии, где снова могут попасть на яр, покрытый водою. Только дружная работа всей артели может спасти барку от той и другой опасности.

5) Затем идут жирновские россыпи, на которых в самую большую воду не бывает больше 8 четвертей. Этот перекат тем дурен, что мели тянутся с обеих сторои, и барки должны идти между двух кос, придерживаясь урезом к правому берегу, где песчаная коса не так опасна.

6) Жирновская мельница с плотиною и Жирновский мост, который в самую лучшую весну не затопляется водой. Плотину караваны проходят вешняком, а мост-воротами, почти с неизбежной опасностью убить барку - в воротах о сваи, битые дурно и неровно, а в вешняке-о приух.

7) Ланевская плотина не хороша, во первых, потому, что дурно устроен вешняк, а во вторых потому, что большая часть воды идет прямо к мельнице и так стремительно, что затаскивает в этот пронос барки и убивает о сваи. В последний сплав осталась там барка купца Шортан.

8) По Нижнедобринскому юрту Медведица течет чрезвычайно извилистым руслом; на каждой версте встречается новый изгиб реки, новое колено; когда смотришь издали, видно, как одна барка идет вниз по течению, другая по видимому поднимается вверх против воды; в одном изгибе вода увлекает ее к югу, в другом она стремится к северу. Изгнбы эти в иных местах, стесняя воду, заставляют ее бежать стремительно, в других-замедляют ход каравана. Затем против самой Добрянки река троится; часть воды отделяется в два крайние проноса, которые все-таки остаются мелки и непроходимы, а в третьем, главном проходе, остается мало воды.

9) Добринская мельница тем опасна, что едва только успеют барки выйти из вешняка, как их встречает новое препятствие: ниже плотины, как-раз против вешняка, от наносной земли образовался островок, с твердым грунтом; на островке вырос куст и мешает проходу судов, которые опять должны спускаться по урезу.

10) Выше Мазуровской мельницы река снова делится на двое; правый проход опасен, потому что в нем под водою находятся рынки; суда входят в левый рукав-и не всегда благополучно.

11) Выше Красноярской мельницы, у самого входа в вешняк, образовался такой же островок, какой мы видели ниже Добринской плотины; на островке вырос куст. Караваны должны обходить его или правой, или левой стороной; при этом барки подвергаются опасности или попасть на плотину, или удариться о приух.

12) В ста саженях выше Фоменковой мельницы надобно опасаться левого берега реки, потому что вода здесь стремительно уходит в пронос и может увлечь барку в озеро, откуда уже выход невозможен. Потому барки идут на урезах, придерживаясь правого берега.

13) По всему Митякинскому юрту река идет в пологих берегах и по извилистым коленам; мели и розсыпи залиты водой; на протяжении пятнадцати верст, в каждом колене барки спускаются по урезу, придерживаясь то правого, то левого берега, а иногда разом на двух урезах, потому что и с правого, и с левого берега выдаются в реку или яр, или россыпь.

14) Против села Березовки находится новая опасная россыпь; в середине реки возвышается остров, и барки должны проходить вправо от острова, между двух кос, от которых и спасаются урезами.

15) В Лопуховском юрте, река недавно изменила свое течение и образовала два проноса; старое русло осталось непроходимым, хотя вода напирает к нему очень сильно, и только с помощью урезов и при продолжительном биении поносным веслом входят в вновь-образовавшийся фарватер, который, впрочем, сделался судоходным только с 1857 года.

16) Громковская мельница имеет дурно устроенный вешняк; он сделан косо, имеет неровные приухи; каменная плотина Громковской мельницы опасна не меньше вешняка; притом, запертая плотиною вода падает в ворота до того стремительно, что с трудом можно направить в них барку по урезу; при неровном ударе поносного весла, барка весьма легко может задегь за приух.

17) В Кондальском юрте при впадении Бурлука в Медведицу, из наносного песку сделалась отмель почти через всю реку, отчего барки принуждены входить в пронос и держаться берега под самым Кондалем.

Столько затруднений представляется на Медведице в одной Саратовской губернии, и притом в хороший год, когда зима бывает снежная и весна “дружная” и своевременная. Но такие годы бывают не всегда: кому не памятна весна 1857 года? А сколько, например, погибло барок в мелководье 1836, 1841, 1843, 1848 и 1855 годов. В 1855 году осталось на разных плотинах пять барок купца Полякова, в 1856 году - четыре барки купца Шортан, и в 1857 году десять барок того же купца обмелели на плотинах колоний Линева Озера и Крестового Буерака, где вешняк был засорен и вода прорвала плотину в разных местах. Из 125 барок, вышедших в 1857 году из медведицких пристаней, не было ни одной, которая не бросила бы часть груза где-нибудь на берегу; а иные вышли в Дон совершенно порожними.



| © "Речная старина" Анатолий Талыгин 2006-2017 год. | Контактная страница. |