Речная старина

О сайте | Ссылки | Благодарности | Контактная страница | Мои речные путешествия |
Волга | Днепр | Кама | Нева | Ока | Окно в Европу | Север | Урал и Сибирь |
Материалы из газет, журналов и книг | Путеводители | Справочные и информационные материалы |
Список пароходов (1852-1869 гг.) | Справочник по пассажирским пароходам (1881 - 1914 гг.) | Старый альбом | Фотогалерея |
Коллекция Елены Ваховской | Коллекция Зинаиды Мардовиной | Коллекция Игоря Кобеца | Коллекция Сергея Новоселова |
События 1841-1899 г.г. | События 1900-1917 г.г. | События 1918-1945 г.г. | События 1946-1960 г.г. | События 1961-1980 г.г. |
Затоны от Увека до Астрахани

  1. Зимовка у села Увек расположена у правого берега Волги, в 12 верстах ниже г. Саратова, защищена от льда каменной дамбой и ледорезами. За дамбой производится разгрузка нефти в резервуары. Весной от бокового наноса льда спасает железный ледокол.

  2. Зимовка у колонии Ровное расположена на левом берегу Волги и находится ниже Саратова в 110 верстах. Затон этот безопасный, удобный, глубокий и поместительный.

  3. Затон Золотовский расположен на правом берегу реки Волги у села Золотого, разделяется на два затона—первый горный у самого села; правый берег горного затона высокий, каменистый, крутой, а левый песчаный, поросший лесом. Грунт затона каменистый. Затон хотя и представляет собою удобную зимовку, но из впадающей в него речки Золотухи заносится песком и мелеет. Длина затона около 150 сажен, ширина от 20 до 30 сажен, глубина входа в затон по промеру 27 июля 1912 г. 7 четвертей, а в затоне до 8—10 четвертей. На водомерном посту у Саратова по рейке над нулем значилось 80 сотых сажени. В затоне зимуют пароходы и мелкие суда большею частью местных жителей или случайно застигнутые осенним ледоходом.

    Второй затон у Золотого, так называемый „Черный затон", также расположен на правом берегу р. Волги. Затон глубокий и поместительный; в нем зимовали—груженый нефтяной караван Кожебаткина и другие суда, случайно застигнутые осенним ледоходом. Зимующие суда вполне защищены от весеннего ледохода песчаной косой. Дно затона илистое, так что при промере в нем наметкою, последняя уходила в дно затона более 2-х аршин и не доставала твердого грунта. Затон этот имеет однако, большой недостаток: во время весенних и осенних ледоходов, при низовом ветре, образуются у Золотовскаго берега сплошные заторы во всю Волгу, вследствие чего затон наполняется льдом, которым зимующие в затон суда могут быть выжаты на тот или другой берег. Как указывают местные жители, такой случай был несколько лет тому назад с зимовавшими в Черном затоне баржами Кожебаткина.

  4. Затон Соленая воложка находится ниже Камышина в 7 верстах и расположен на левом берегу Волги; отделяется от коренной Волги песчаной косой; в верхней части берега высокие поросшие лесом. Затон этот образовался из Николаевской воложки, и по которой прежде подходили суда к слободе Николаевской за погрузкой пшеницы, и привозимой с Эстонского озера соли. Глубина затона 12 четвертей, в нем может поместиться около 200 судов; затон вполне защищен от весеннего ледохода. Ближайшее селение к затону слобода Николаевская. Затоном этим в последнее время для зимовки судов пользоваться невозможно, потому что его сильно занесло песком, который теперь не расчищают, как это было прежде.

  5. Затон Быковский находится ниже Камышина в 45 верстах, расположен на левом берегу р. Волги и защищен от нее высокой песчаной косой. Затон этот неособенно поместителен, в нем зимуют суда случайно захваченные осенним ледоходом. Ближайшее селение к затону с. Быковы Хутора. От Быковых Хуторов до Царицына почти на 120 верст удобных естественных затонов для зимовки судов нет.

  6. Затон Царицынский расположен на левом берегу р. Волги, против города Царицына, отделяется от коренной Волги высокой песчаной косой и представляет собой вполне удобную, обширную и защищенную от весеннего ледохода зимовку для зимующих в нем судов. Вход в затон заносится песком; в 1904 году для предотвращения этого был прорыт канал выше ухвостья, длиною около 200 сажен, шириною около 20 сажен и глубиною до 18 четвертей, и в самом затоне была подчищена площадь в 1350 кв. сажен, а в 1905 году землечерпательной машиной разработан был для входа судов канал в 377 сажен длиною и шириною 20 — 30 сажен. Несмотря на принятые меры вход в затон заносится песком и по настоящее время расчищается землечерпательницей; в затоне может поместиться до 260 порожних и груженых судов; глубина затона до 12 четвертей. При затоне имеются мастерские для ремонта судов и жилые помещения для служащих, принадлежащие разным пароходным фирмам. Каждую зиму здесь останавливается большое количество пароходов, груженых и порожних судов. Затон этот служит единственным надежным убежищем для зимующих судов в этом плесе, так как, хотя у гор. Царицына суда на зимовку и останавливаются у городского берега, но зимовка здесь далеко небезопасна, и суда во время весеннего ледохода подвергаются большой опасности.

  7. Зимовка у колонии „Сарепта". С проведением ж. д. к Сарепте находящейся ниже Царицына в 30 верстах, в воложке у правого берега, которая в приверхе ограждена дамбою, стали останавливаться зимовать груженые суда с нефтью и другими товарами для передачи их на ж. дорогу. Здесь же стала происходить нагрузка с ж. д. в суда и в течение навигации, равно как и передача грузов с воды на ж. д.

    Ниже, вплоть до Астрахани, почти на 500-верстном расстоянии, естественных затонов для зимовки судов нет, а потому случайно захваченные суда осенним ледоходом принуждены останавливаться где либо у селений под рынками или под крутыми песками, где и сохраняются от весеннего ледохода.

  8. Зимовка судов в районе Астраханских пристаней расположена в Балде, выше и ниже города, у Царева, на форпосте, и у Заячьего острова. Зимующим судам весенний ледоход, вследствие его слабости, вреда не причиняет, а потому зимовка тут считается безопасной.



| © "Речная старина" Анатолий Талыгин 2006-2018 год. | Контактная страница. |