Речная старина

О сайте | Ссылки | Благодарности | Контактная страница | Мои речные путешествия |
Волга | Днепр | Кама | Нева | Ока | Окно в Европу | Север | Урал и Сибирь |
Материалы из газет, журналов и книг | Путеводители | Справочные и информационные материалы |
Список пароходов (1852-1869 гг.) | Справочник по пассажирским пароходам (1881 - 1914 гг.) | Старый альбом | Фотогалерея |
Коллекция Елены Ваховской | Коллекция Зинаиды Мардовиной | Коллекция Игоря Кобеца | Коллекция Сергея Новоселова |
События 1841-1899 г.г. | События 1900-1917 г.г. | События 1918-1945 г.г. | События 1946-1960 г.г. | События 1961-1980 г.г. |
Москва-река (обзорная информация)

В самых древних летописных документах, повествующих о Москве, упоминается и Москва-река, связывавшая будущую столицу Русского государства со многими речными путями Русской равнины.

Важнейшей торговой и военной дорогой была Москва-река. По ней шли караваны с товарами на восток к Волге, на запад – к истокам реки и дальше на Смоленск по Днепру к Киеву. По многоводной тогда Москве-реке плыли новгородские купцы. Сюда везли самые разнообразные товары.

Река, которая в XIX столетии стала мелководной и запущенной, когда-то давала жизнь городу. «Она видела, как Москва была еще селом, стояла никем не знаемая, как потом возвеличилась, сделалась городом, видела все ее несчастья и славу, и, наконец, дождалась до ее величия. Теперь эта бывшая деревенька «Кучко» сделалась величайшем и многолюдным городом Европы» (Лев Толстой, очерк «Кремль»). История Москвы-реки тесно связана с жизнью и историей нашей столицы. Не раз воды Москвы-реки были теплы от пламени московских пожаров, красными от крови сражавшихся у стен Кремля.

Первое описание Москвы-реки дано в 1558 г при Иване Грозном. Первые инженерные исследования Москвы-реки и ее притоков были произведены при Петре I. Подробное и обстоятельное описание Москвы-реки и ее притоков впервые было сделано в 1879 году.

Москва-река среди рек Окского бассейна по длине занимает третье место, уступая лишь Клязьме и Мокше. Она принимает до 590 притоков. Из них наиболее значительные: Лусянка, Коноча, Пахра, Северка, Коломенка, Ионоч, Руза, Истра, Сходня, Яуза, Пехорка, Гжелка, Нерская.

Москва-река берет начало в пределах Смоленской области, в 30 км от г. Гжатска. На первых километрах своего пути Москва-река принимает четыре незначительных притока – Коноплевку, Рогачевку, Масловку и Базерку. До озера Михайловского ширина Москвы-реки не превышает полметра. За озером река поворачивает на юго-восток, образуя долину. Пройдя 40 км от своих истоков, она вступает в пределы Московской области, где ширина ее не более 20 метров. До Можайска Москва-река течет в узкой долине. Постепенно расширяясь, она в низовьях достигает ширины до 200 метров. В своем течении река часто меняет направление, образуя излучины, колена, что значительно затрудняет судоходство.

Вместе со своими многочисленными притоками Москва-река охватывает площадь 17337 кв. километров. На своем пути Москва-река проходит города Можайск, Рузу, Звенигород, Кунцево, Москву и Коломну. В 6 км ниже Коломны Москва-река на 502 километре своего пути впадает в Оку. Наиболее живописны берега Москвы-реки у Звенигорода, Кунцева, в Черте Москвы и в низовьях около Северки.

Москва-река обычно вскрывается в середине апреля. Вскрытие реки иногда сопровождается внезапным и сильным паводком, поднимающим уровень воды в реке на 3-8 метров. В прошлом весенние разливы Москвы-реки, сопровождавшиеся периодическими наводнениями, особенно пагубно отражались на Замоскворечье. Последний большой паводок, вызвавший наводнение, был в 1926 году. Самое большое наводнение, достигшее катастрофических размеров, случилось в 1908 году. Подъем воды превысил меженный уровень в черте города на 8.7 метра. Москва-река и водоотводной канал соединились в одно русло, было затоплено свыше 2500 домов. Улицы Замоскворечья, Дорогомилова напоминали Венецию. Жители этих районов, отрезанные от центральных улиц города Москвы, переправлялись к месту работы на плотах и лодках.

К началу XIX века Москва-река превратилась в зловонную и мелководную реку, только весенними паводками напоминая москвичам о своем былом раздолье.

Канал им. Москвы в корне изменил режим Москвы-реки в пределах столицы, дав ей воды значительно больше, чем было раньше в ее русле. Карамышевский гидроузел и другие сооружения последних лет избавили москвичей от бедствий наводнений.

У Щукина Москва-река соединяется с каналом им. Москвы. Немного ниже, у Серебряного Бора, начинается Хорошевское спрямление. Излучина в 6.5 километров спрямляется 2-километровым каналом. Ниже второе спрямление – Карамышевское с судоходным шлюзом, входящим в комплекс сооружений канала им. Москвы. Шлюз расположен почти при входе Москвы-реки в черту столицы. Второй узел – Перервинский расположен в противоположном конце, при выходе реки за черту города. Это как бы входные ворота столицы, в пределах которых расположена новая магистраль Москвы – ее большой водный проспект. Карамышевская плотина расположена выше подмосковного дачного местечка – села Крылатского. Вместе с городом Кунцево, Ворошиловским парком село Крылатское осталось как бы в тупике, на излучине внеходового фарватера. Только пригородные теплоходы типа «Москвич» совершают свои рейсы туда от Бородинского моста.

От Карамышевского шлюза Москва-река идет к Филям и вступает в черту города.  В Филях расположен Западный порт столицы. Он имеет грузовые гранитные причалы, оборудованные первоклассными портальными кранами и другими современными механизмами.

В пределах столицы Москва-река идет на протяжении 48 км, пересекая центр города.


Публикацию Путеводителя подготовили Андрей Урицк и Анатолий Талыгин



| © "Речная старина" Анатолий Талыгин 2006-2017 год. | Контактная страница. |