Речная старина

О сайте | Ссылки | Благодарности | Контактная страница | Мои речные путешествия |
Волга | Днепр | Кама | Нева | Ока | Окно в Европу | Север | Урал и Сибирь |
Материалы из газет, журналов и книг | Путеводители | Справочные и информационные материалы |
Список пароходов (1852-1869 гг.) | Справочник по пассажирским пароходам (1881 - 1914 гг.) | Старый альбом | Фотогалерея |
Коллекция Елены Ваховской | Коллекция Зинаиды Мардовиной | Коллекция Игоря Кобеца | Коллекция Сергея Новоселова |
События 1841-1899 г.г. | События 1900-1917 г.г. | События 1918-1945 г.г. | События 1946-1960 г.г. | События 1961-1980 г.г. |
По Оке от Рязани до Горького

За Рязанью ока течет по ровной долине, причудливо извиваясь среди зеленеющих лугов. Вдали с палубы парохода все еще виднеется на высоком берегу Рязань. Ока здесь узка. Села редки, так как во время большого весеннего разлива река мощно разливается по низменным берегам, местами на 10-12 километров.

В 23 километрах от Рязани, на правом берегу Оки, находится интересное местечко – Льгово. Здесь в XIII в. Всеволод Суздальский разгромил рязанские войска. Дальше по правому берегу Оки – село и станция Вышгород, древний город Ожск, ниже – Половский разъезд, далее село Троица-Поленица.

В колхозах прибрежных сел в большом количестве разводится зеленый лук, отправляемый далеко за пределы области. За последние годы в левобережных колхозах около г. Спасска разводят томаты (на площади до 40 га).

Первая пристань от Рязани – г. Спасск (в 93 км) на Оке. Город расположен на Спасском озере, соединенном с нынешним руслом Оки двухкилометровой протокой. Спасское озеро представляет собой прежнее русло, по которому протекала ока в древние времена.

Напротив, на живописных высотах, поросших деревьями, село Шатрище, которое большим оврагом отделяется от села Старая Рязань, бывшего когда-то городом. Это древняя Рязань, основанная в XI в. и бывшая столицей Рязанского княжества до 1237 года, когда она была разрушена монгольским ханом Батыем.

До настоящего времени сохранились остатки земляных валов, которыми была обнесена Старая Рязань.

У села Старая Рязань в древние времена впадала река Проня; ныне ее устье на 7 километров выше по течению.

Высоты на Оке вскоре заканчиваются, уходя далеко влево и вправо. Ока снова извивается среди заливных лугов.

Следующая пристань – Киструс (на левом берегу). Она является одновременно пристанью и для нижележащего села Исады (на правом берегу).

Исады – одно из красивейших сел на Оке. «Исады» или «Исад», в старину служило названием для рыболовных поселков, речных пристаней, озер, в которых ловилась рыба.

Ниже пристани пароход идет узким местом. Здесь поставлен семафор.

Далее Шилово – одна из крупнейших пристаней на этом участке Оки, расположенная на правом берегу. Вблизи пристани – станция Шилово Московско-Рязанской железной дороги (линия Москва – Рязань – Сызрань). В Шилове молочно-огородный совхоз и крахмалопаточный завод.

Ниже Шилова – село Юшта. Ока здесь поворачивает к северу, огибая Касимовскую гряду.

Далее ряд пристаней местного значения: Тырновская Слобода (на правом берегу), Ижевское (на левом берегу), Копаново (на правом берегу). В Ижевском расположен колхоз-миллионер «Красный Октябрь» и племенной рассадник – животноводческий совхоз. Немного ниже слева в Оку впадает Пра.

На этом участке Оки – перекат Медвежья Голова (Ока здесь делает извилину, напоминающую голову медведя), Добрынин остров и воложка Денежка (воложка - разветвление русла реки, отделенное от основного русла островом)  - одна из значительных по длине. Здесь прекрасное место для отдыха, рыбной ловли, охоты, купания и водного спорта.

По народному преданию, на Добрынинском острове жил богатырь Добрыня Никитич, а на другом кургане, в 5 км, была ставка другого героя былин – Алеши Поповича. Несмотря на такое расстояние, богатыри свободно переговаривались, а однажды Добрыня даже перекинул своему товарищу топор.

По берегам Оки луга простираются до села Рубецкого, ниже которого начинаются леса. Они тянутся на стони километров по ее правому берегу. Это остатки знаменитых когда-то Муромских лесов.

Следующая пристань Лашма. Здесь небольшой завод изготовляет посуду. В десяти километрах ниже, на левом берегу, село Забелино – лесная пристань. Здесь в Оку впадает р. Гусь. По ее имени называли когда-то  строящиеся здесь деревянные баржи «гусянами». Сейчас суда барочной конструкции здесь не строятся.

Миновав Селезово – дом отдыха речников и Касимовский затон Московско-Окского пароходства, пароход подходит к Касимову.

Касимов – районный центр Рязанской области. Ближайшая железнодорожная станция в 60 км от города. Летом наиболее удобное сообщение по Оке, которая соединяет Касимов с железнодорожной сетью через Шилово (вверх по Оке) и Муром (вниз по Оке). Касимов связан также автобусным сообщением со станцией Тума, на линии Москва – Владимир.

Город красиво расположен на высоком левом берегу. Дома, склоны, пригорки утопают в зелени. За время пароходной остановки можно осмотреть старинный гостиный двор – торговые ряды с аркадой, на площади бывший собор в готическом стиле и земляной мост постройки XVIII в. (на улице Дзержинского). В бывшей татарской части города, куда ведет живописная зеленая улица, в здании старой мечети с минаретом находится краеведческий музей, где хорошо отображена природа Касимовского района. Недалеко расположен музей-текия, где похоронены касимовские ханы.

Касимов основан в XII в. и назывался тогда Мещерский городец.

Василий Темный пожаловал его в удел ордынскому царевичу Касиму, по имени которого и назван город.

В 1636 г. город посетил знаменитый путешественник Олеарий, совершавший свои поездки по России и Волге.

В Касимове одна из крупнейших сетевязальных фабрик, при ней механические мастерские, по сути дела самостоятельный завод, выпускающий машины и запасные части для сетевязальных фабрик; заводы чугунолитейный, утюжный, овчинно-шубный. Вблизи города на реке карьеры по добыче бутового и известкового камня, который отправляется речным путем в Москву, Рязань и Горький для строительства и химической промышленности.

В Касимове затон и химические мастерские, где производится текущий и капитально-восстановительный ремонт флота.

Касимов – прекрасное дачное место. Здесь имеются все условия для здорового летнего отдыха – хорошее купание, живописны окрестности.

Ниже Касимова Ока делает снова крутой поворот. Пароход идет лукой около 100 километров, тогда как прямое расстояние между концами этой луки (Касимов – Елатьма) не более 25 километров.

В 22 км ниже Касимова – село Починки, расположенное на высоком правом берегу. На противоположном берегу раскинулся сосновый бор.

Ниже в Оку с правой стороны впадает Мокша, которая вместе со своим притоком Цной прорезает ряд хлеборобный районов. С парохода не видно впадения Мокши в Оку, так как она впадает в старицу (старое русло). Судоходство идет по новому руслу.

Мокша известна своими дубовыми лесами, русло ее засорено корчами. Валежником и черным дубом.

Несколько ниже устья Мокши, на правом берегу, расположена пристань Ватажка. Далее интересна Белынская прорва, по которой пароход идет на протяжении 4 километров. Прорва засемафорена. Кроме береговой обстановки, она обставлена бакенами. Ходовая полоса узкая, течение быстрое, особенно в большую воду.

Далее берега становятся все красивее: зелень, чернолесье, хвоя, сосна чередуются, лаская взор.

Вдали на левом берегу Оки виден красиво расположенный г. Елатьма – одно из лучших дачных мест на Оке. На противоположном берегу против города раскинулся большой заповедный бор.

Ниже Елатьмы Ока вступает в пределы Владимирской области.

В 33 километрах от Елатьмы – Дмитриевы горы – первая пароходная пристань на территории Владимирский области. Долина реки здесь значительно расширяется. Оба берега низкие.

Далее у большой извилины Оки также на левом берегу – пристань Ляхи. Крупный районный центр и пристань для меленковских текстильных фабрик.

В 7 км ниже – Шиморский судоремонтный завод и затон, расположенный на правом берегу Оки. Огни завода ночью видны далеко от пристани. Здесь в сосновом лесу почти на самом берегу Оки раскинулся детский санаторий.

Ниже в Оку впадает река Железинка, текущая из глубин муромских лесов по местности. Богатой железной рудой. Группа прудов, вырытых еще крепостными крестьянами, террасами спускается к реке.

Около них расположены известные Выксунские заводы, пристанью для которых на Оке является село Досчатое.

Выкса и Досчатое вошли в состав вновь образованной Арзамасской области.

Пристань связана с г. Выксой узкоколейной железной дорогой. В Досчатом один из Выксунских заводов, изготовляющих листовое железо.

В 27 км на левом берегу Оки – город Муром. Это древнейший город в бассейне реки – он впервые упоминается в 862 году. Здесь жило племя мурома, давшее городу свое имя. С 1097 по 1392 г. Муром был столицей Муромского княжества. До взятия Казани это была пограничная крепость Русского государства, оплот борьбы против камских болгар. В первое столетие своей истории Муром был славянским городом, форпостом борьбы на востоке с враждебными племенами. В XVII в. в Муроме широко развились строительное, кожевенное, кузнечное и другие ремесла, а также и огородничество (муромский огурец, лук). В 1879 г. появляется механизированное льнопрядение в Дмитриевской слободе. В дальнейшем развитие города шло медленно.

За годы советской власти  муром превратился в крупный промышленный центр, город машиностроения. Муром дает стране машины, ткани, мебель, строительные материалы.

Муромские железнодорожные мастерские при советской власти выросли в крупный паровозостроительный завод. В городе имеются две большие текстильные фабрики; по дороге к Карачарову – большой фанерный комбинат.

В городе и его районе широко развито огородничество. Муромские огурцы пользуются большой известностью как лучший сорт скороспелых огурцов, дающий высокие урожаи. Культура семенного огурца в Муромском районе известна издавна.

Против Мурома пристань Ока-Липня, от которой идет узкоколейная железная дорога к Кулебакскому заводу. Выше пароходной пристани железнодорожный мост (линия Москва – Казань – Свердловск), открытый для движения в 1912 году.

Перед мостом в 2 километрах выше Мурома село Карачарово. Пол словам былин, Карачарово – родина легендарного богатыря Ильи Муромца.

Карачарово видно с парохода. В оврагах этого села найдены кости мамонта, носорога и оружия каменного века.

В 15 км ниже Мурома в оку впадает сплавная река теши длиной в 260 км.

За Муромом Ока снова вступает в район лугов. В 20 км ниже, близ села Благовещенского, видна чернеющая ложбинка – остаток доисторического озера. Здесь обнаружено много старинных предметов. Долина Оки между Муромом и Павловом по богатству остатков древности – одна из самых замечательных в СССР.

Река вступает в пределы Горьковской области.

За Муромом по правому берегу следуют местные пристани: Монастырек, Александрово, Жайск. Этот район интересен своеобразным кустарным промыслом – здесь изготовляют сундуки. Несколько ниже в Вареже развито производство топоров и ножей.

От Варежа на правом берегу Оки видно Павлово – один из замечательных уголков Горьковской области, центр самобытного художественного промысла, редких по мастерству отделки металлических изделий.

История этого края уходит в далекие времена, когда здесь, на лесистом берегу, была одна постройка перевозчика Павла (так гласит народная легенда). С колонизацией Поволжья «Павлов перевоз» оказался на скрещении водных и сухопутных путей. Здесь стала развиваться торговля, и появились ремесленные цехи, кузницы.

Условия работы павловских кустарей были тяжелыми. О старом Павлове имеется значительная литература.

В настоящее время коренным образом изменились условия труда и быта павловских металлистов. Для них широко открыты двери школ, клубов, библиотек, театра. За годы пятилеток в Павлове построены десятки многоэтажных домов, общественных зданий; заасфальтированы и замощены улицы, проложен водопровод.

Среди павловских кустарей часто встречаются самородные таланты, настоящие виртуозы, возбуждающие изумление исследователей. Уникальные изделия павловцев могут служить украшением лучших музеев мира.

Ряд замечательных изделий павловцев находится в Горьком, в краеведческом музее. В Павлове в местном музее широко представлены работы местного мастера Волкова. Среди них обложка к книге «Мать» А.М. Горького. Каждая буква обложки – складной нож с несколькими лезвиями. Все вместе образуют яркий изумительный ансамбль. Здесь есть и другие работы Волкова: нож «Серп и молот» из 34 предметов, рыба-нож весом в 0,26 г, «Кремлевская башня», состоящая из 353 деталей. В музее можно ознакомиться с хирургическими предметами, изготовленными павловцами в годы великой Отечественной Войны.

За время стоянки парохода можно успеть осмотреть музей и даже побывать в центре города. К приходу парохода на дебаркадере открывается киоск с павловскими изделиями (ножи, ножницы и др.).

Ниже Павлова Ока делает крутую луку к западу. Берега становятся живописнее; Ока проходит в так называемых окских воротах, образуемых с востока Горбатовской лукой, а запада отрогами Гороховецких возвышенностей. Здесь с левой стороны в Оку впадает ее главный приток – судоходная река Клязьма. По длине она занимает среди притоков Оки первое место (721 км), по величине площади бассейна (42500 кв. км) – второе (первое место занимает бассейн Мокши).

Клязьма берет свое начало в северо-западной части Московской области. На Клязьме расположены г. Покров, областной центр Владимир, Ковров, Мстера, Вязники, Гороховец. Через эти пункты проходит Горьковская железная дорога. На левом судоходном притоке Клязьмы – Тезе находится город Шуя.

За устьем Клязьмы вскоре виден г. Горбатов, расположенный на внутренней стороне извилины, так что пароход, подходя к нему сверху, как бы огибает его. На подошве берегового кряжа, вдоль нагорного берега Оки раскинулось село Избылец, славящееся, как и Горбатов, своей вишней. Горбатовский сорт вишен типа владимирской – один из лучших отечественных сортов вишни. Темно-бордовая, крупная, она идет на изготовление лучших сортов ликеров и наливок.

С парохода город исключительно красив. Здесь одно из лучших мест летнего отдыха не Оке. Вокруг несколько домов отдыха.

От Горбатова до Горького для пароходов линии Москва – Уфа еще одна остановка – Дзержинск.

Город Дзержинск – центр химической промышленности Горьковской области. Город теплофицирован, имеет трамвай, водопровод и канализацию. В городе ряд новых зданий, поликлиника, два дворца культуры, Дом Советов.

Дзержинск находится на линии Горьковской железной дороги (Москва – Горький). Железнодорожный вокзал – в 2 км от пристани. По железной дороге от Дзержинска до Горького 32 километра.

За Дзержинском Ока делает крутую извилину влево, затем вправо и подходит к высокой горе, у подножья которой расположено Дуденево, пристань для пароходов линии Москва – Горький. В Дуденеве крупные судоремонтные мастерские и большой затон. Пристань обслуживает кожевенный Богородский район.

Пройдя Оленинскую воложку, пароход минует Доскино, одно из крупнейших затонов Волжского бассейна. Здесь судоремонтный завод им. Жданова.

Ниже Доскина село Гнилицы, далее село Новинки – питомник садоводства. На реке чувствуется оживление; мы приближаемся к крупному центру Поволжья – Горькому.

Вскоре внимание туриста привлекут железобетонные корпуса автозавода им. Молотова. Это крупнейший индустриальный гигант Оки. Вместе с рабочим городком завода он по численности населения не уступает дореволюционному Нижнему Новгороду. В 1930 г. там, где было заболоченное место, заложен первый камень горьковского автозавода, а через 18 месяцев с конвейера начали сходить первые автомобили.

Нет такого уголка в Советском Союзе, где мы не встретили бы грузовую или легковую автомашину с марками «ГАЗ», «М-1», «М-4», «Победа», «ЗИМ» - эти марки известны всем.

С палубы теплохода, идущего из Москвы, мы увидим у специально оборудованных причалов автозавода суда особой конструкции, на которых перевозятся грузовые и легковые автомашины. В пути мы не раз повстречаем их с продукцией Горьковского автозавода.

Рядом с автозаводом вырос новые автозаводской район Горького. Все улицы городка автозаводцев утопают в зелени и цветах. Мы видим новые многоэтажные здания, целые кварталы жилых индивидуальных каменных домов, обширные здания школ, нового концертного зала, универмага.

Вновь разбитый парк с крупным стадионом непосредственно соприкасается с жилыми кварталами автозаводцев. Широким бульваром зелени парк выходит к реке. Запоминается решетка парка, она, несомненно, принадлежит к лучшим образцам советской архитектуры.

Вблизи автозавода, на месте болотистой трясины, построен еще один индустриальный гигант – величайший по своей мощности и оборудованию станкозавод. Он выпускает во много раз больше станков, чем выпускали все станкостроительные заводы царской России.

Ниже автозавода, на правом берегу Оки – Мыза, связанная с Горьким трамвайным сообщением, и Молитовка.

Справа, параллельно Оке, идет полотно Московско-Казанской железной дороги. Вдоль берегов окские грузовые пристани. До постройки окского постоянного моста здесь заканчивали свои рейсы пароходы линии Москва – Горький.

Впереди большой арочный железобетонный мост через Оку, построенный в годы первых пятилеток вместо старого наплавного (понтонного) моста.

Пройдя окский мост, пассажирские пароходы линий Москва – Горький и Москва – Уфа входят в Волгу.

Туристы, едущие на пароходах этих линий, впервые знакомятся с Волгой в Горьком. Здесь волжский узел пассажирского нефтяного и сухогрузного флота.

Город виден с палубы теплохода еще издали. Точно подернутые легкой дымкой тумана, вырисовываются перед взором туриста террасы домов, зелень садов, спускающихся к Волге и Оке. Перед вами грандиозный амфитеатр одного из крупнейших и красивейших городов нашей Родины – Горького.


Публикацию Путеводителя подготовили Андрей Урицк и Анатолий Талыгин



| © "Речная старина" Анатолий Талыгин 2006-2017 год. | Контактная страница. |