Речная старина

О сайте | Ссылки | Благодарности | Контактная страница | Мои речные путешествия |
Волга | Днепр | Кама | Нева | Ока | Окно в Европу | Север | Урал и Сибирь |
Материалы из газет, журналов и книг | Путеводители | Справочные и информационные материалы |
Список пароходов (1852-1869 гг.) | Справочник по пассажирским пароходам (1881 - 1914 гг.) | Старый альбом | Фотогалерея |
Коллекция Елены Ваховской | Коллекция Зинаиды Мардовиной | Коллекция Игоря Кобеца | Коллекция Сергея Новоселова |
События 1841-1899 г.г. | События 1900-1917 г.г. | События 1918-1945 г.г. | События 1946-1960 г.г. | События 1961-1980 г.г. |
Горький

Горький расположен на обширной территории по берегам Оки и по правобережью Волги. По числу жителей он занимает первое место на Волге.

Большая часть города живописно расположена на крутых высотах, выходящих к правым берегам Волги и Оки. На левом берегу Оки, чуть выше стрелки, образованной слиянием великих рек Русской равнины, раскинулись Канавинский, Сормовский и Автозаводский районы города.

Современный Горький – крупный индустриальный центр, имеющий многие десятки разнообразных предприятий, в том числе такие гиганты, как автозавод имени В.М. Молотова и завод «Красное Сормово» им. А.А. Жданова; это большой культурный центр – город с многочисленными высшими учебными заведениями; это важный узел железнодорожных, речных, автогужевых магистралей.

Нижний Новгород (Горький) основан в 1221 году князем Юрием Всеволодовичем у места слияния Оки и Воли. Место это, в особенности же высокие, поросшие в те времена густым лесом Дятловы горы, поразили князя своей красотой и сходством с киевскими горами. Для большего сходства с Киевом Юрий построил здесь монастырь, назвав его Печерским, а речку, протекавшую по одному из нижегородских оврагов, стал именовать Почайной.

Новый город был заложен на границе княжества. Предусмотрительный князь хотел предупредить возможность вторжения врагов вглубь Руси, создавая в этом месте укрепленный пункт. Отсюда шел путь в Суздальскую, Муромскую, Рязанскую, Мордовскую и Булгарскую земли. Здесь можно было брать пошлину с судов, идущих с Оки и низовьев Волги. Живописные Дятловы горы как бы самой природой были созданы для возведения укрепления.

До начала XIV века Нижний Новгород не имел самостоятельного значения, он был как бы пригородом Суздаля и сторожевой твердыней Низовской земли. С 1350 года он начинает приобретать все большее самостоятельное значение среди городов Руси. Князь Суздальский Константин Всеволодович, желая усилить свое княжество, перенес престол из Суздаля в Нижний Новгород.

Началось соперничество с Москвой.

В 1392 году московский князь Василий Дмитриевич, сын Дмитрия Донского, сверг с престола последнего нижегородского князя Бориса и присоединил нижегородской княжество к Москве. С этого момента для Нижнего Новгорода начинаются почти непрерывные войны с татарами, в особенности с сильным Казанским ханством.

Важное значение Нижнего Новгорода как передовой волжской крепости побуждало московских князей всячески укреплять город. В начале XVI века был построен нижегородский Кремль – выдающееся произведение искусства того времени. В настоящее время он восстанавливается в первоначальном виде. Его освобождают от позднейших пристроек и добавлений.

Когда Иван Грозный решил покорить Казань, сборным пунктом всех своих войск он назначил Нижний Новгород. Отсюда он выступил на Казанское ханство. После покорения Казани Иван Грозный опять шел через Нижний Новгород.

К началу XVII века Нижний Новгород сделался одним из крупнейших и процветающих городов России. По количеству взимавшихся торговых пошлин он становится первым городом на Волге и самым значительным после Москвы.

В 1611 году, когда внешние враги разрывали на части русскую землю, а русский престол стремился захватить польский интервент Владислав, Нижний Новгород, первым из русских городов, поднялся на защиту Родины, дав несгибаемый пример единодушия и патриотического подвига.

Пламенный патриот, нижегородский купец Козьма Минин выступил с горячим призывом к гражданам своего города: «Не жалеть имения, продавать дворы, заложить жен и детей для спасения Отечества».

На его зов откликнулись русские люди. Большое ополчение собралось в Нижнем Новгороде под руководством Козьмы Минина. Военным начальником был избран прославленный воевода Дмитрий Пожарский.

Народное ополчение, предводительствуемое Пожарским и Мининым, разгромило на голову польских интервентов, выгнав их за пределы страны.

Главная площадь Горького носит название Мининской. На ней воздвигнут памятник великому нижегородцу Козьме Минину.

В 1719 году при учреждении новых губерний Нижний Новгород стал губернским городом.

В памятный для русских 1812 год Нижний Новгород показал высокий пример патриотизма. Нижегородская губерния в кратчайший срок под начальством князя Грузинского организовала 13 ополченческих дружин, с честью поддержавших на поле брани доблестное имя нижегородцев.

С 1817 года Нижний Новгород делается важнейшим торговым пунктом России. Сюда переводится Макарьевская ярмарка – центр всероссийской торговли. Это была крупнейшая ярмарка в царской России. Она влияла на торговые обороты всей страны.  Нижегородская ярмарка занимала огромную площадь на стрелке, образуемой слиянием Оки с Волгой и составляющей Заокскую часть города – Канавино.

В начале XIX века центральные улицы Нижнего Новгорода были замощены и освещались керосиновыми лампами. Жители весной и осенью с риском для жизни переправлялись через Оку, так как единственный плашкоутный (наплавной) мост во время ледохода разводился.

После Октябрьской революции город стал крупнейшим индустриальным центром Поволжья. За годы пятилеток в Горьком и области построено более ста новых заводов и фабрик, в том числе: автомобильный завод имени Молотова, завод фрезерных станков, и др.

Капитально реконструирован громадный многопрофильный завод «Красное Сормово», основанный в 1849 году. На несколько километров растянулись вдоль реки заводские постройки и цехи волжского гиганта.

В 1851 году в Сормове было построено первое паровое судно «Астрахань». В 1903 году со стапелей Сормовского завода сошел первый в мире теплоход «Вандал». В 1913 году здесь был сконструирован и построен первый паровоз серии «С».

В 1951 году в Сормове построен первый гигантский земснаряд «Пятилетка». Здесь же строятся и землесосы. Завод выпустил целую серию таких машин. Из буксирного цеха на железнодорожных платформах подвозятся к воде уже полностью собранные мощные теплоходы-буксиры и грузовые теплоходы серии «Большая Волга».

За годы советской власти Горький стал крупным культурным центром. Сейчас в горьковских вузах насчитывается только профессорско-преподавательского состава более 1200 человек.

Приезжающие в город стараются побывать в литературном музее «Домик Каширина», связанного с именем Алексея Максимовича Горького – великого русского писателя, в честь которого в 1932 году бывший Нижний Новгород назван Горьким.

Литературный музей занимает одно из самых красивых зданий города (угол Провиантской и Мининской улиц). В нем собраны ценнейшие документы, рассказывающие о жизни и творчестве писателя. В библиотеке музея имеется много редких книг.

В городе сохранился ряд «Горьковских мест» - этапов замечательной жизни великого писателя.

В Нижегородской губернии было имение отца А.С. Пушкина – Болдино, где он прожил три осени (1830, 1833 и 1834 гг.). Осень 1830 года вошла в литературу под названием «Болдинской осени». За три месяца пребывания в Болдине Пушкин написал драмы и рассказы «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы», «Каменный гость», «Повести Белкина», «Домик в Коломне» и около 30 мелких стихотворений. В Болдине же Пушкиным написаны две последние, заключительные главы «Евгения Онегина».

В 1735 году в Нижнем Новгороде родился замечательный русский изобретатель И.П. Кулибин. С юных лет он увлекался техническими проблемами.

Тяжелый труд бурлаков натолкнул талантливого нижегородского механика-самоучку Кулибина на мысль построить судно, которое двигалось бы само без помощи бурлаков. Первые испытания водоходной машины «Водоход» состоялись в Петербурге в 1782 году. После ряда усовершенствований в 1804 году «Водоход» сделал пробный рейс по Волге. Имея на борту около 9 тысяч пудов груза т пассажиров, он пошел против течения со скоростью, превосходящей скорость судов, идущих под бечевой. Множество народа высыпало на берег, приветствуя изобретателя.

Нижний Новгород с древних времен был узлом больших речных дорог, местом крупного речного судостроения. В нем выросла целая плеяда выдающихся судостроителей, механиков, крупных эксплуатационщиков, больших знатоков пароходного дела.

Одним из них был Василий Иванович Калашников. Автор «Записок конструктора», высоко оцененных как русской, так и зарубежной печатью, В.И. Калашников по своим чертежам построил более 60 пароходов и более 100 модернизировал. Много судов с машинами, созданными выдающимся русским механиком и конструктором, совершают рейсы по Волге и рекам Волжского бассейна и до наших дней.

Очень велико значение Горького как транспортного узла.

В годы пятилеток через Волгу в районе города воздвигнут железнодорожный мост. Московская линия (Москва – Горький), бывшая раньше тупиковой, ныне идет через заволжские районы Горьковской области к городу Кирову. Вторая железнодорожная магистраль связывает Горький с южными районами страны.

Большой интерес представляет горьковский порт. Это один из крупнейших речных портов Советского Союза. Сюда с низовьев Волги, Камы, Белой, Вятки прибывают хлеб, соль, строительные материалы, нефтепродукты, рыба и многие другие грузы.

Горьковский порт – перевалочный порт с воды на железную дорогу и с железной дороги на воду. К низовым пристаням Волги, на Каму и Белую отсюда отправляют различные промышленные изделия, с низовьев рек сюда прибывают лес, хлеб, нефть, стройматериалы и другие грузы, направляемые сквозным путем в Москву.

К причальной стенке порта сразу подходит несколько судов. Мощные портальные и плавучие краны, транспортеры, штабелеукладочные машины, механические подъемники, многочисленные электрокары выполняют теперь тяжелую работу грузчика.

Недавно порт пополнился новыми механизмами отечественной постройки – грейферными пятитонными кранами. Этими кранами сыпучие грузы погружаются и выгружаются значительно быстрее, чем обычными.

С навигации 1952 года, с вводом в эксплуатацию Волго-Донского судоходного канала имени В.И. Ленина и открытием сквозного движения Москва – Ростов, грузооборот горьковского порта значительно увеличился. Из Ростова прямым водным путем идут в Горький суда, груженые донецким углем и хлебом. Суда, груженые лесом с лесных рек Верхнего Поволжья, идут теперь прямым путем на Дон для Донецкого бассейна.

Горький – крупнейший центр пассажирского, туристского и экскурсионного пароходного движения. Через пассажирские пристани в разгар навигации ежедневно проходит до 15 тысяч человек.

Из Горького в Москву можно доехать двумя водными путями: по Оке и Москве-реке (1011 км) пароходами Московско-Окского пароходства (МОУРП) и по Волге и каналу им. Москвы судами транзитных линий Москва – Ростов, Москва – Молотов, Москва – Астрахань. Расстояние по этому пути значительно короче первого – только 896 километров.

Белое, Балтийское, Каспийское, Черное и Азовское моря теперь связаны прямым водным путем с Горьким.

Географическое положение Горького, расположенного на большом водном пути при слиянии двух мощных рек, на стыке трех железных дорог, соединяющих его со всеми важнейшими районами нашей Родины, наличие крупной индустрии, богатство революционными, культурными и историческими памятниками делают город особенно интересным для туриста.


Публикацию Путеводителя подготовили Андрей Урицк и Анатолий Талыгин



| © "Речная старина" Анатолий Талыгин 2006-2017 год. | Контактная страница. |