У Горького пароход выходит на просторы лучшей водной дороги нашей страны – Волги. Нам предстоит проплыть по ней 504 километра.
Волга – великая русская река и самая большая река в Европе. От истока до устья она протянулась на 3690 километров. В Волгу впадает свыше 130 рек. Общая протяженность рек Волжской системы достигает почти 80 тысяч километров. Водосборный бассейн охватывает территорию в 1380 тыс. кв. км, на которой расположено около 350 городов и проживает около 30% населения Советского Союза. Волга со своими притоками является главной водной системой европейской части СССР, в составе которой 17,5 тыс. км судоходных и 41 тыс. км сплавных путей.
Волга – типично равнинная река: ее падение в среднем составляет лишь 7 см на 1 км пути, вследствие чего река имеет медленное, спокойное, ровное течение. На 95% своей длины Волга судоходна. В местах наиболее медленного течения воды твердый сток (продукты разрушенных рекой пород) осаждается, - отлагая продукты разрушения, река мелеет. Пологий, ровный склон реки в ряде пунктов осложняется возвышенностями дна, проходящими нередко поперек реки от одного берега до другого. Такого рода мели, обусловленные неровностями дна, называются перекатами. Особенно много их на Верхней и Средней Волге. Ниже устья Камы перекаты сравнительно редки. В целях поддержания необходимых для судоходства глубин на перекатах проводятся в течение лета постоянные землечерпательные работы.
Поступление воды в Волгу сильно различается по участкам. Верхняя и отчасти Средняя Волга получает много воды от своих притоков, особенно левых, протекающих в области лесов. За Самарской Лукой количество притоков резко падает; в пределах Прикаспийской низменности Волга вовсе не имеет притоков. На всем своем протяжении Волга питается за счет дождевых, талых и грунтовых вод. Мощный волжский поток ежегодно выносит в Каспийское море в среднем 256 млрд. куб. км воды. В течение года вода расходуется рекой неравномерно: весной Волга поражает своим широким раздольем; после спада воды, в «межень», река отходит от многих городов и сел (например, от Казани, Свияжска, Ставрополя, Сызрани) на несколько километров, на ее фарватере появляются острова, мели, пески. За время половодья Волга расходует 60-70% общего стока воды. Столь неравномерный расход воды препятствует полному и рациональному использованию волжского водного потока в качестве транспортной артерии, а также для получения устойчивых масс энергии и воды для ирригации. Вот почему необходима реконструкция Волги, и в первую очередь зарегулирование ее стока, при этом не только в верхней части реки, что уже было сделано в предвоенные годы, но и в среднем и нижнем течениях, что будет выполнено с сооружением Куйбышевского и Сталинградского гидроузлов.
В течение зимних месяцев Волга как путь не используется вследствие ее замерзания. Среднее число дней, свободных ото льда, увеличивается в направлении к югу от 198 (Казань) до 210 (Сталинград) и 260 дней (Астрахань).
Волжский водный путь осуществляет в течение года колоссальную транспортную работу и характеризуется грузонапряженностью, какой не имеет ни одна из железных дорог, примыкающих к Волге, за исключением линии Куйбышев – Сызрань. По Волге, Каме и Оке в 1940 году прошло разных грузов, включая самосплав леса, более 2/5 от общего грузооборота речного транспорта СССР. Из этого количества на долю собственно Волги приходится свыше 70 процентов.
Волга и Кама пропускают огромные грузовые потоки с Урала, Кавказа, Средней Азии, Донбасса, Центра, Севера и Северо-Запада.
Волга является главным путем перевозки нефтепродуктов (свыше 20% всех грузов на Волге), которые следуют из района Баку и в ряде крупных центров Поволжья перегружаются с реки на железные дороги. Вверх по реке со Средней и Нижней Волги направляются также значительные партии хлебных грузов (около 6%), соль с Баскунчакских соленых озер (3-4%), в меньших количествах идет рыба (с низовьев Волги), каменный уголь (через Волго-Донской канал), хлопок (через Астрахань), цемент (из Вольска). Вниз по Волге направляются лес с Камы и верхних притоков Волги для снабжения безлесных районов Донбасса, Северного Кавказа и Закавказья. Лесные грузы (более 40%) образуют самый мощный поток среди всех грузов, обращающихся на волжских путях. В связи с индустриализацией Поволжья и усилившимся движением грузов с Урала и из Центра быстро возрастают перевозки промышленных грузов, являющихся для водного транспорта новыми, - металлов и металлоизделий, автомобилей и тракторов, сельскохозяйственных машин, химических продуктов, резиновых изделий, удобрений, бумаги, красок и лаков, тканей и пр. Работа Волги концентрируется главным образом на участке от устья Камы до Астрахани: грузонапряженность здесь почти в два раз больше, чем на отрезке от Устья Камы до Горького, и в 5-6 раз больше, чем на плесе Горький – Щербаков.
В соответствии с решением XVII съезда ВКП(б) в 1937-1941 годах осуществлялось грандиозное строительство искусственных водных путей – каналов (завершалось сооружение Беломоро-Балтийского канала, в последний год второй пятилетки вступил в строй канал им. Москвы), а также преобразование верхнего течения Волги, где в первые годы третьего пятилетия и во время войны были созданы крупные гидроузлы с гидроэлектростанциями – Иваньковский, Угличский, Щербаковский (общая мощность трех электростанций на Верхней Волге – 470 тыс. квт). На протяжении почти 1300 км природный сток волжской воды был подчинен воле человека. Ниже Щербаковского водохранилища водопоток Волги регулируется планомерным расходованием воды из верхневолжских водохранилищ: собираемая в водохранилищах полая вода Волги служит целям создания глубоководного пути. Энергия названных волжских гидростанций поступает в Москву и районы Верхнего Поволжья.
В августе 1950 года Совет министров СССР принял исторические решения о строительстве Куйбышевской и Сталинградской гидроэлектростанций.
Новые гидроэлектростанции будут располагать огромной производственной мощностью: Куйбышевская ГЭС строится на установленную мощность 2,1 млн. кВт с выработкой электроэнергии около 10 млрд. кВт-ч. Сталинградская ГЭС будет иметь несколько меньшую мощность. Куйбышевская гидроэлектростанция будет самой мощной в мире.
Общий гидроэнергопотенциал Волги (32 млрд. квт-ч) с вхождением в строй Куйбышевской и Сталинградской ГЭС будет использован более, чем на 70% (считая построенные перед Великой Отечественной войной гидростанции на Верхней Волге).
Большие массы энергии будут передаваться в Москву и центрально-черноземные области на небывало далекие расстояния.
Куйбышевская и Сталинградская ГЭС станут опорными пунктами и важнейшими звеньями будущей единой высоковольтной сети, которая объединит энергетические системы европейской части СССР.
В результате сооружения Куйбышевского и Сталинградского гидроузлов, включающих в свой состав высоконапорные плотины, великая волжская магистраль превращается в последовательно спадающую цепь огромных, вытянутых по течению озер-водохранилищ и глубоководных плесов, соединяемых самыми совершенными по конструкции шлюзами.
Огромные волжские водохранилища, с общей площадью более 20 тыс. кв. км позволят регулировать сток реки. Судоходные условия на Волге и Нижней Каме существенно улучшатся на огромном протяжении: подпор воды от Куйбышевской плотины распространится за Чебоксары по Волге и выше устья Вятки по Каме, а от Сталинградской плотины – почти до г. Вольска Саратовской области. Куйбышевское водохранилище будет самым крупным искусственным водоемом в мире. Повышение уровня воды углубит и спрямит фарватер, улучшит подходы к речным портам, сократит речной путь. Значительное увеличение судоходных глубин даст возможность соответственно увеличить осадку и грузоподъемность судов.
Для обеспечения дальнейшего развития речного транспорта ведется постройка больших грузовых теплоходов, барж и быстроходных пассажирских судов. Ведется работа по строительству новых и реконструкции существующих портов.
Директивами XIX съезда партии предусмотрено: ввести в действие в пятой пятилетке Куйбышевскую, Горьковскую и Камскую гидроэлектростанции, развернуть строительство Сталинградской и начать строительство Чебоксарской и Воткинской гидроэлектростанций. Вместе с тем, решением XIX съезда партии предложено увеличить судоходные глубины на Каме и создать единую глубоководную транспортную систему европейской части СССР.
С завершением строительства названных гигантских гидротехнических сооружений и комплекса работ по реконструкции водного и берегового хозяйства волжского транспорта проблему «Большой Волги» можно будет считать в основном решенной.
Публикацию Путеводителя подготовили Андрей Урицк и Анатолий Талыгин