Речная старина

О сайте | Ссылки | Благодарности | Контактная страница | Мои речные путешествия |
Волга | Днепр | Кама | Нева | Ока | Окно в Европу | Север | Урал и Сибирь |
Материалы из газет, журналов и книг | Путеводители | Справочные и информационные материалы |
Список пароходов (1852-1869 гг.) | Справочник по пассажирским пароходам (1881 - 1914 гг.) | Старый альбом | Фотогалерея |
Коллекция Елены Ваховской | Коллекция Зинаиды Мардовиной | Коллекция Игоря Кобеца | Коллекция Сергея Новоселова |
События 1841-1899 г.г. | События 1900-1917 г.г. | События 1918-1945 г.г. | События 1946-1960 г.г. | События 1961-1980 г.г. |
Кама (обзорная информация)

Кама – главный приток Волги, крупнейший по своей протяженности и многоводности. Беря начало среди топких болот и хвойных лесов в 60 км от Глазова, Кама на 1882-м километре (по некоторым источникам до 2032 км) своего пути впадает в Волгу. Интересной особенностью Камы является то, что по прямой линии исток ее от устья находится всего лишь в 445 километрах. Это возвратная река, т.е. река, делающая дугу и текущая у устья в противоположном к течению истока направлении.

Площадь Камского бассейна составляет более одной трети бассейна Волги. Длина рек, впадающих в Каму, превышает 30 тыс. км; из них свыше 5 тыс. км доступны для судоходства и около 20тыс. км пригодны для сплава леса.

Кама – многоводная река; имея ширину у устья Вишеры 200-400 метров, а после впадения Белой от 1 до 2 км при значительных глубинах, нередко превышающих 15-20 м, она несет в своем русле громадное количество воды. Скорость течения камской воды выше волжской, так как на каждый километр камского пути падение составляет 10,5 сантиметра.

Продолжительность навигации на Каме от 6 до 7 месяцев. Во второй половине ноября Кама замерзает на всем протяжении, и лишь в конце апреля лед вскрывается. Весеннее половодье продолжается до 1,5 месяцев. В это время Каму не узнать: уровень воды в ней повышается на 8-10 и более метров; заливая всю ширь своей поймы, Кама превращается в громадное озеро, достигающее 10-15 км ширины в среднем и до 20 км в нижнем течении.

Особенной ширины разлив достигает у Камского Устья, где образуется бескрайнее море. Куда ни глянешь – вода, она сливается с линией горизонта, закрывая противоположные берега.

По красоте своих берегов, обрамленных живописными предгорьями Урала, Кама, текущая среди сурового величия Севера, не только не уступает Волге, но местами даже превосходит ее.

Незначительные возвышенности появляются на левом берегу Камы уже в 320 км от ее истока за селом Кай. Ниже за селом Пятигорье и правый берег становится возвышенным.

От своих истоков Кама вначале течет в северном направлении, у рабочего поселка Рудничного она резко поворачивает на северо-восток, а после впадения Южной Кельтьмы – на юг, принимая вскоре Вишеру, длиной около 475 км. Здесь уже существует регулярное пассажирское движение от Чердыни, расположенной на Колве – притоке Вишеры, - по Вишере и Каме до Молотова.

Главные притоки Камы – Чусовая, Белая и Вятка.

Чусовая впадает в Каму выше Молотова – из-за своих порогов она несудоходна.

Белая впадает в Каму выше пристани Дербешки, а Вятка вливает в нее свои воды около пристани Соколки. Свое начало Вятка берет в районе бывшего Глазовского уезда, недалеко от верховьев Камы. Затем реки расходятся в противоположные стороны, и судьба их, так сходная вначале, становится неодинаковой. Кама, забираясь на север, встречает там подспорье в многоводных северных притоках – Чусовой, Вишере, набирается от них силы и течет, начиная от Молотова, мощной, многоводной рекой. Вятка также отправляется на север, но не находит там дополнительного водного питания и течет на юг маловодной рекой. Борясь с мелями, пробиваясь через горы, она, наконец, снова встречает Каму и, впадая в нее, пополняет и без того мощный поток.

Со своими основными притоками: Вишерой, Чусовой, Белой и Вяткой, Кама – важнейший водный путь, известный еще во времена глубокой древности.

Здесь в давние времена велись торговые сношения с далеким азиатским югом. Еще в древнюю Грецию по ней шли драгоценные самоцветы и золото с Урала, меха из Сибири и Прикамья. По Каме пролегал торговый путь из Ирана и далекой Индии к устью Северной Двины. Целый ряд волоков с древних времен до начала XIX века соединял речную систему Камы с Северной Двиной и Печорой.

До Октябрьской революции по Каме шли в Нижний Новгород и другие города Волжского бассейна изделия Урала, сибирские товары с Ирбитской ярмарки – одной из крупнейших в царской России, разнообразные грузы Перми, Сарапула, Уфы, Вятки и других пристаней Камского бассейна.

При советской власти Кама превратилась в одну из крупнейших речных магистралей Советского Союза. В течение всей навигации здесь идет лесосплав с верховьев реки и ее притоков. Новоильинский лесной рейд по своей значимости и длине – около 100 км – является крупнейшим в Волжском бассейне.

Березниковский химкомбинат, Соликамский гигант химической промышленности, бумажный комбинат ниже Молотова – эти и другие новостройки пятилеток превратили Каму в оживленную транспортную магистраль всесоюзного значения, на которой в течение всей навигации жизнь бьет ключом.

Волго-Донской судоходный канал имени В.И. Ленина. связав Урал с  Донбассом, еще более увеличил транспортное значение Камы и рек Камского бассейна, через которые пошли уральские грузы в Донбасс. С окончанием строительства Куйбышевского гидроузла низовые пристани Камы – Чистополь и другие – превратятся в большие, первоклассно оснащенные порты.

На Каме выше Молотова начато строительства Камского гидроузла, имеющего большое народнохозяйственное значение. В итогах выполнения послевоенного пятилетнего плана сказано о том, что широко развернулось строительство Молотовской гидроэлектростанции на Каме. В будущем она войдет в состав Камско-Печорского  водного энергетического комплекса, который превратит Каму на всем протяжении в глубоководную транспортную магистраль.

В настоящее время на Каме значительное грузо-пассажирское движение. Кроме прежней пассажирской линии Молотов – Горький, при советской власти открыты три беспересадочные пассажирские линии, которые представляют большой интерес для туристов и отдыхающих Москвы, Поволжья и Урала. Это линии Москва – Молотов, Москва – Уфа, Молотов – Астрахань.


Публикацию Путеводителя подготовили Андрей Урицк и Анатолий Талыгин



| © "Речная старина" Анатолий Талыгин 2006-2017 год. | Контактная страница. |