Речная старина

О сайте | Ссылки | Благодарности | Контактная страница | Мои речные путешествия |
Волга | Днепр | Кама | Нева | Ока | Окно в Европу | Север | Урал и Сибирь |
Материалы из газет, журналов и книг | Путеводители | Справочные и информационные материалы |
Список пароходов (1852-1869 гг.) | Справочник по пассажирским пароходам (1881 - 1914 гг.) | Старый альбом | Фотогалерея |
Коллекция Елены Ваховской | Коллекция Зинаиды Мардовиной | Коллекция Игоря Кобеца | Коллекция Сергея Новоселова |
События 1841-1899 г.г. | События 1900-1917 г.г. | События 1918-1945 г.г. | События 1946-1960 г.г. | События 1961-1980 г.г. |
Ладожское озеро

Ладожское озеро самое большое во всей Европе. По последним гидрографическим работам, произведенным в шестидесятых годах полковником Андреевым, оно имеет в длину 194 ½ версты, наибольшую ширину 122½ а пло­щадь в 15320 кв. верст, в числе которых 507 кв. верст составляют острова, разбросанные по преимуществу около берегов Финляндии. Между ними замечательны Валаам и Каневец, с православными монастырями, привлекающими к себе множество богомольцев. Число островов по восточному берегу озера не велико. Глубина его в северной части более чем в южной; в первой она превышает 200 сажень. Южные берега низменные и отмелы. По берегам озера расположены следующие города: Сердоболь лежит на крайнем севере, Шлиссельбург в юго-западном углу при истоке р. Невы, Новая Ладога на средине Ладожского канала. На западном берегу озера лежит г. Кекгсольм, а на восточном г. Олонец, в некотором от   озера   расстоянии.   Огромный   бассейн    озера   принимает все воды многочисленных озер Финляндии и Олонецкой губернии; в последней их насчитывается до 4000. Громадная масса этих вод вытекает чрез Неву в Финский залив и на столько влияет на него, что в Кронштадте, отстоящем от устья на 25 верст, вода совершенно пресная, а при восточных ветрах даже у Красной горки (возвышенность в 40 верстах к западу от Кронштадта) ее можно употреблять и для варки похлебки. Берега северные и западные озера, составляют принадлежность Выборгской губернии (Финляндии) а восточные и южные принадлежат губерниям Олонецкой и Петербургской. На востоке впадает в озеро р. Свирь, вытекающая из Онежского озера, а на югe р. Волхов и Сясь; чрез первую, системой рек и каналов Нева соединяется с Белым морем, а чрез последние такими же системами с морем Каспийским, между которыми р. Волга с ее притоками, составляет важнейшую водопитательную артерию в восточной водной системе, где Ладожское озеро и Нева служат средоточием всех торговых водяных путей и чрез которые к Петербургу приходит ежегодно до 20000 судов различных величин и конструкций.
Независимо от движения этих судов. которых большая часть проходит Ладожскими каналами, само Ладожское озеро служит средоточием отдельному, ему принадлежащему судоходству и флотилия его, в составе одних пароходов и гальотов простирается до 130 штук, не включая сюда мелких судов, напр. полугальотов и сойм, которых в сложности, при нескольких летних путинах приходит к Шлиссельбургу до 1500 судов. Они привозят различные грузы составляющие собственно произведения северных стран, именно: дров, до 30000 сажень; досок до 300000 штук; бревен, плах, брусков до 12000 штук; железа, чугуна до 100000 пудов; граниту до 17000 штук, в том числе гранит сердобольский, славящийся своею плотностью и прекрасным темно-серым цветом. Тряпья до 20000 пудов; масла коровьего до 10000 пуд., затем муку, соль, сено, дичь, ягоды и много других предметов.
Перевозки грузов производятся на гальотах, полугальотах, соймах и лодках.
Гальот—это тип  своеобразного судна, дошедшего до нас от времен Петра Великого. Предание говорит, что способ постройки гальота и размерения были указаны царем, но без сомнения исказились временем и невежеством строителей, ибо он походит очень близко к плавучему ящику. Его строят из сосны до 100 ф. в длину и 28 ф. в ширину, совершенно плоскодонным; он может поднять до 10 и 12000 пудов грузу, при чем углубляется на 10 фут. Постройка гальота весьма не хитрая и далеко несовершенная. Его строят везде, где только водится сосновый лес и он не дорог, конечно неумелыми и неграмотными мастерами. Они ставят средние шпангоуты как на простых барках из кокор, от чего бока его почти прямые. Носу и особливо корме дают некоторые возвышения, чрез что он выходит седловатый с такой же верхней палубой. Нос и корма закругляются очень круто и выходят от того тупыми. Седлистая палуба имеет к бортам скаты. Средина судна предназначается для груза, а в корме, имеющей крытый ют, устроено помещение для экипажа: тут же поставлена кирпичная печь и горница (каюта) для шкипера. Свет проходит чрез два окна прорубленные за корму. У грузовой ватерлинии пробито отверстие для погрузки досок, бревен и проч., заделываемое наглухо после нагрузки и выгрузки.
Гальот имеет две мачты, передняя со стеньгою составляющей второе дерево, задняя однодеревка и бушприт с утлегарем; на передней мачте поднимаются три паруса: нижний очень большой, за тем марсель с полукруглой вырезкой как на древних галерах, для того чтобы не задевал за марс и брамсель превосходящей его величиною. На задней мачте бизань и топсель. На бушприте два кливера и стаксель. На иных гальотах бывают и топсели. Передняя мачта несколько наклонена назад, а стеньга топом своим подана вперед от чего вся мачта имеет погиб и все вместе выглядят как бы согнутыми к носу полудугой; руль навешен на петлях. В палубе есть несколько люков и она обнесена невысоким бортом около 2-х фут. Вообще внешностью своею, гальоты походят на Голландские куфи только с безобразными рангоутом и оснасткой. Гальоты конопатятся, смолятся и красятся довольно пестро: по верху их красят черной краской, под нею идут по­лосы: зеленая с белой или желтой. Окрашенных одним цветом не много. Железа в постройку идет мало. Якоря поднимаются брашпилем устроенным на баке; канаты цепные; шлюпок одна длиною фут в 15, ее таскают боль­шею частью за кормой и поднимают на палубу в очень сильный ветер. Относительно мореходных качеств, гальоты рекомендовать нельзя, они не ходят скорее 5 — 6 узлов и то в попутный ветер; при боковых их валит боком и лавировать они не могут; если ветер поднимет волну, то эти посудины прячутся в затишье. Гальоты меньших размеров в 50—60 ф. длиною, имеют ту же оснастку и называются полугальотами. Ценность гальотов и полугальотов в полном вооружении от 3 до 5 тысяч рублей.  Число людей для управления 5  и 6 человек.
Соймы составляют другой тип озерных судов. По свойству постройки и качествам они должны считаться выше сейчас описанных. Соймы делаются наборные, имеют лекальные шпангоуты наклоненные внаружу, штевни и небольшой киль; скрепляются деревом, а обшивные доски наложенные кромка на кромку сшиты деревянными кор­нями и своими концами пришиты к штевням весьма плотно и очень искусно. Бимсы, банки и обшивка связываются с шпангоутами деревянными нагелями и кницами, а к килю для уменьшения дрейфа, только по концам прибивается фальшкиль. Рангоут сойм состоит из двух мачт, передняя ставится на форштевень, а задняя на средине. Мачты однодеревки не высокие, имеют по одному довольно большому парусу; на больших соймах поднимают летучий марсель. Величина сойм различна и бывает от 15 до 40 ф., в длину. Грузовые соймы бывают и больше. Большие соймы имеют палубы с люками по средине и скатами к бокам судна не имеющих бортов. Пoмещениe для экипажа состоящего из 2 - 3 человек ycтроенo в корме, а в носу отделено место для провизии и разных принадлежностей. В средине помещается груз. Назначение сойм различное: иные перевозят товары, другие живую рыбу, третьи или прибрежные предназначаются собственно для рыбной ловли и недальних   переездов,   палуб   не имеют и не превышают 15 - 20 ф., перевозящие живую рыбу называются живорыбки или прасолки, у них в средине устроен садок с прорезями под водою,  чтобы она была всегда   свежая.
Описанные малые соймы принадлежат к южной части озера. В северной у Финляндцев, они строятся несколько иначе. У финских сойм штевни поставлены почти прямо, нос и корма острые и несколько приподнятые. Мачт также две, но паруса несколько иные: шпринтовный фок, грот и кливер. Они также легки на ходу и безопасны на волне как и южные соймы и как те так и другие очень порядочно лавируют.
Судя по конструкции сойм и способу постройки можно предположить, что они принадлежат к отдаленной древ­ности, когда искусство судостроения было далеко не затей­ливо и над приданием этому суденышку порядочных мореходных качеств, работала природная сметливость местных прибрежных жителей.
Постройка сойм производится больше в Новоладожском уезде на р. Паше. Зимой их продают на ярмарках в селе Сясьские Рядки при устье р. Сяси, а летом в Новой Ладоге. Заказные соймы строятся весьма тщательно и могут прослужить лет 9 без всякой поправки. Соймы Финские строятся по всему Финляндскому берегу.




| © "Речная старина" Анатолий Талыгин 2006-2017 год. | Контактная страница. |