Речная старина

О сайте | Ссылки | Благодарности | Контактная страница | Мои речные путешествия |
Волга | Днепр | Кама | Нева | Ока | Окно в Европу | Север | Урал и Сибирь |
Материалы из газет, журналов и книг | Путеводители | Справочные и информационные материалы |
Список пароходов (1852-1869 гг.) | Справочник по пассажирским пароходам (1881 - 1914 гг.) | Старый альбом | Фотогалерея |
Коллекция Елены Ваховской | Коллекция Зинаиды Мардовиной | Коллекция Игоря Кобеца | Коллекция Сергея Новоселова |
События 1841-1899 г.г. | События 1900-1917 г.г. | События 1918-1945 г.г. | События 1946-1960 г.г. | События 1961-1980 г.г. |
Белая (обзорная информация)

Река Белая, по башкирски Ак-Идель, протекает главным образом по Башкирской АССР, поэтому ее часто называют «красавица Башкирии». Только в низовьях она идет по границе с Татарией. Длина Белой 1420 километров, площадь ее бассейна 142000 кв. километров.

Белая берет начало в Златоустовском районе Челябинской области – выходы грунтовых вод у подошвы горы Иремель (Уральские горы) образуют ее исток.

Правый берег Белой от истока до устья Таныпа во многих местах возвышен, часто встречаются озера и болота. Левый берег почти на всем протяжении Белой – низменный с прекрасными лугами.

Еще на Каме около Дербешки турист замечает разницу в цвете воды Камы и Белой. Бельская воды пробивается узкой яркой полосой среди желтоватой глинистой воды Камы. Белизна воды Белой объясняется тем, что в верховьях она течет между горами, состоящими из алебастра, а в руслах реки и многих притоков находятся известняки.

Различие Камы и Белой не только в цвете воды, но и в общем облике рек. Кама сурова. Это могучая холодная река, великолепная в своем хмуром величии. Белая, наоборот, мягкая, ласкающая река, идущая от Уфы до устья среди невысоких берегов, лесов, степных просторов и лугов, овеянных ароматом трав. Понятно становится, почему пчеловодство и скотоводство были исконным занятием башкир.

Бассейн Белой охватывает почти всю территорию республики. Наиболее значительные ее притоки, впадающие справа, - Нугуш, Сим, Уфа, Бирь, Быстрый Танып, слева - Ашкадар, Уршак, Дема, Кармасан, Чермасан, База и Сюнь.

Самый большой приток – Уфа имеет длину 969 километров. В своем нижнем течении она на протяжении 298 км судоходна.

На Белой расположены шесть важнейших городов Башкирии: Белорецк, Ишимбай, Стерлитамак, Уфа, Черниковск и Бирск.

Годом начала судоходства на Белой считают 1859. С 1860 года началось регулярное движение небольших пароходов по Белой. Транспортное значение ее тогда ограничивалось, главным образом, местными перевозками – перевозили мед, кожу, кустарные изделия. За годы советской власти Белая стала транзитным путем всесоюзного значения. Неимоверно выросли грузовые перевозки. Почти всю навигацию идут по Белой нефтяные караваны, грузовые теплоходы с хлебом, металлом и другими грузами. Ранней весной и поздней осенью по реке идет отправка хлеба, доставляемого к бельским пристаням из глубинных пунктов и отдаленных районов Башкирии. За хлебными грузами с первых же дней навигации, пока держится большая вода на Белой, направляются сюда с Волги большие грузо-пассажирские пароходы. Весной по Белой и ее притокам также идет сплав леса, который составляет почти половину грузооборота бассейна.

Растут и пассажироперевозки. С открытием сквозной линии Москва – Уфа на Белую поехали отпускники – туристы, экскурсанты из Москвы и Ленинграда и других городов Советского Союза.

Одна пассажирская линия Москва – Уфа, большей частью заполненная дальними пассажирами – отдыхающими, не могла полностью обслужить транспортные запросы Уфы, Бирска и попутных пристаней. Открыты дополнительные пассажирские линии Уфа – Казань, Уфа – Дербешка.

Значительно изменилось и пристанное хозяйство Белой. Построены речные вокзалы, механизированные причалы. На месте меленьких кустарных мастерских выросли большие, технически оснащенные судоремонтные предприятия, на которых производят капитально-восстановительный ремонт парового флота.

Много сделано для улучшения судоходных условий на участке Белой Уфа – Устье (Дербешка). Мелководье Белой, принявшее к началу XX века хронический характер, в настоящее время в основном ликвидировано выправительными сооружениями, которые проводились в течение последних лет на Белой и Уфе. Турист, едущий на пароходе по Белой, не раз увидит запруды, перегораживающие одно из двух русел реки глухой стеной, и полузапруды - деревянные плотины, идущие от одного берега до середины реки. Все это дает возможность осуществлять беспрерывное движение больших двухэтажных пассажирских пароходов линии Москва – Уфа.

Широкая, равнинная на нижнем плесе от Уфы до устья, Белая в верхнем течение от Белорецка почти до самого Стерлитамака поражает туриста своими контрастами. Здесь неожиданно открываются изумительные виды. Геолог, гидролог, этнограф найдут для себя богатый материал. Скалы, утесы, переборы (пороги), малоисследованные пещеры – все это чередуется на протяжении около 200 километров.

Отдельные участки верхней Белой превосходят красотой Чусовую, излюбленную реку наших туристов-лодочников.

На расстоянии почти 500 км река пробивается сквозь уральские горные кряжи.

Отроги Уральских гор сопровождают Белую и ниже Уфы, почти до устья  р. Таныпа. Часто горы переходят в равнину, покрытую желтеющими полями. На склонах гор видны лиственные леса с примесью хвои.

Есть своя неповторимая прелесть плавания на пароходе по Белой. Вот впереди доносится по воде гулкий голос встречного парохода. Судна еще не видно - оно шлепает плицами где-то за излучиной, за зеленым мысом, вдающимся в речной пространство. Затем над кустарниками появляется мачта и минуту спустя на стрежень выплывает приземистый, желтобокий буксир. За ним тянутся плоты – один, другой, третий… Составленные в два ряда и прочно счаленные, они послушны туго натянутому тросу, перекинутому поверх надстройки парохода. Впрочем, хвост плотов не совсем послушен - боковые струи сбивают его с фарватера. Тогда в действие вступает неотступно следующий позади винтовой катер. Переговариваясь с буксировщиком свистками и флажками, он упирается в хвост плота и настойчиво отжимает его от берега.

Пароходы расходятся осторожно, приветствуя один другого. Если плесо узкое и опасное, пассажирское судно пережидает, пока проследует караван, или отходит немного назад.


Публикацию Путеводителя подготовили Андрей Урицк и Анатолий Талыгин



| © "Речная старина" Анатолий Талыгин 2006-2017 год. | Контактная страница. |