Речная старина

О сайте | Ссылки | Благодарности | Контактная страница | Мои речные путешествия |
Волга | Днепр | Кама | Нева | Ока | Окно в Европу | Север | Урал и Сибирь |
Материалы из газет, журналов и книг | Путеводители | Справочные и информационные материалы |
Список пароходов (1852-1869 гг.) | Справочник по пассажирским пароходам (1881 - 1914 гг.) | Старый альбом | Фотогалерея |
Коллекция Елены Ваховской | Коллекция Зинаиды Мардовиной | Коллекция Игоря Кобеца | Коллекция Сергея Новоселова |
События 1841-1899 г.г. | События 1900-1917 г.г. | События 1918-1945 г.г. | События 1946-1960 г.г. | События 1961-1980 г.г. |
По Белой от Дербешки до Уфы

Поворот, - и пароход линии Москва – Уфа входит в устье Белой, любимой реки башкирского народа, сложившего о нем немало песен и поэтических легенд.

С любовью писал о Белой и прославленный знаток русской природы С.Т. Аксаков. Немало строк посвятили ей и татарский поэт Габдулла Тукай, и башкирский поэт Сайфи Кудаш.

Давно скрылись из вида буровато-красные камские горы, заросшие хвойным лесом. Эти горы издали, от горизонта сопровождали пароход по левому берегу до самого устья Белой, а затем Кама увела их на север. Мимо проходят низкие пойменные берега, покрытые непролазными зарослями ивняка, черемухи, краснотала, переплетенными диким хмелем. Сквозь зеленое береговое кружево нет-нет, да блеснет зеркало прозрачного озерка. Попадается много заливов, стариц. Замечательные места для охоты.

В лесах правого берега встречаются волки, лисы, белки, изредка попадаются и медведи. Известны случаи, когда осенью волки выходили к самому берегу Белой.

В устье Белой – Казачий перекат. Вдали видна возвышенность – Казачья гора – остаток порубежной черты XVII века. Народная память относит эти валы ко времени Пугачева. За Казачей горой слева Сенная пристань, далее Ямалы – пристань Заготзерно. Пройдя Барсуковскую воложку, пароход подходит к первой Бельский пристани – Азякуль. Хлебная и лесная пристань Азякуль обслуживает богатый Актанышский район, центр которого, Актаныш, находится в стороне от Белой. За Азякулем мы входим в пределы Башкирской АССР.

В 47 км выше Азякуля на обрывистом яру – Груздевка, пристань Заготзерно. В 10 км выше – небольшая пристань Андреевка. Это первая остановка судна на территории Башкирии, хотя Башкирская земля – Краснокамский район – от самого слияния рек тянется по левому борту парохода. Андреевка отправляет зерно, кожевенное сырье, ивовое корье, сюда приводят из запани с Быстрого Таныпа большие плоты, которые буксируют затем на Волгу.

Речные пейзажи перед Андреевкой и за ней светлеют: береговые кустарники все реже заслоняют горизонт, чаще встречаются плесы с покатыми полями, взгорьями и холмами по берегам.

Выше Андреевки в Белую впадают сразу два довольно больших притока – с юга степная река База, протекающая по территории трех районов Башкирии и собирающая воды более 30 небольших речушек; с северо-востока – Быстрый Танып. Ранее Танып для транспортных целей не использовался, сейчас русло реки прочищено. и на ней курсируют катера, буксируя древесину, сплавляемую с верховьев реки и лесистых притоков молем. В Нижнебельско-Таныпском районе находится почти половина лесной площади Северной Башкирии. По пятилетнему плану в этом районе строятся узкоколейные лесовозные железные дороги и лесосплавные пункты. Это повысит экономическую значимость Таныпа.

В местах впадения в Белую базы и Таныпа можно наблюдать широкий разлив реки с замысловато вьющимися различными боковыми и встречными течениями. Это самые рыбные пункты на Белой, поэтому здесь по берегам в солнечный день всегда сушатся сети рыболовецких бригад. Выше Юсуповского переката расположено одно из живописнейших мест на Белой – Селивановская дача.

Миновав Ангасякский перевоз, пароход подходит к небольшой пристани Измайлово, потерявшей сейчас свое транспортное значение. Сюда лишь изредка заходят грузовые теплоходы и заводятся баржи, чтобы забрать накопившиеся грузы. В настоящее время Измайлово расположено в стороне от ходового фарватера. Оно теперь стоит на зарастающей осокой и тростником старице.

До 1950 года Белая здесь делала весьма опасную для плавания, с тремя перекатами, 26 километровую петлю. В районе Ангасякского веялочного завода концы этой петли отстояли один от другого всего на 1 км, а по перешейку протекал маленький ручей Туба.  В этот крошечный ручей во время весеннего половодья устремились потоки полой воды. Разъярившаяся река бурлила и пенилась, огромные льдины вырывали с корнями деревья, подминали под себя ивняк, уносили целые кучи кореньев и вывороченной земли. Так было образовано новое русло, которое, однако, не годилось для судоходства. И тут на помощь пришли речники Бельского технического участка. пути. Они расширили и углубили новое русло, применив взрывчатку; укрепили новые берега. В 1950 году по спрямленному пути прошли первые суда. Опасная Измайловская петля, которой боялись даже опытные капитаны, вместе с пристанью осталась в стороне. Вторую такую же петлю Белая делает выше Бирска, у деревни Питяково.

Выше устья Тубы – Золотовский перекат. Благодаря проведенным выправительным работам, перекат сейчас уже не служит препятствием для судоходства.

Далее на крутом левом берегу Белой – сельскохозяйственный районный центр, крупная хлебная пристань Дюртюли. По обилию сельскохозяйственных продуктов, рыбы, ягод и фруктов, по дешевизне цен Дюртюли занимают в бассейне одно из первых мест. В Дюртюлях и районе развиты молочно-сыроваренное производство и деревообрабатывающая промышленность.

Окрестности Дюртюлей, особенно выше по реке, живописны. Имеются кумысные станции. Много лесной и водоплавающей дичи.

Пройдя Дюртюли, пароход входит в воложку Гусиное горло – узкую протоку между правым холмистым берегом, покрытым густым лесом, и Гусиным островом. В нижней части воложки водятся белые лебеди. В солнечный день с парохода их можно видеть плавающими парами. Немного выше – лебяжья воложка. Далее живописно расположенные деревни Верхний (в стороне от Белой) и Нижний (на берегу) Кангыж, против него Кангыжский перекат.

Одним из важных транспортных пунктов северной Башкирии является пристань Казанцево, находящаяся в 69 км выше Дюртюлей. Пристань связана трактовой дорогой с центром района – селом Бураево, которое в свою очередь стоит на довольно оживленной дороге Уфа – Бирск – Янаул.

В Казанцеве имеются причалы для отгрузки зерна. Отсюда также транспортируется кожевенное сырье, деревянная клепка и другие грузы.

Следующая пристань Бирск – старинный город, расположенный на правом, слегка возвышенном берегу белой, вблизи впадения в нее реки Бирь.

Пристань, склады и вокзал Бирска находятся на каменистой прибрежной полосе. Пароход стоит здесь полчаса.

В помещении вокзала касса, парикмахерская, справочное бюро, буфет, номера длительного отдыха, переговорный пункт городской телефонной станции, радиоузел.

Из Бирска регулярно курсируют автобусы и грузовики Башкирского управления автомобильного транспорта по линиям Бирск – Благовещенск- Черниковск – Уфа, Бирск – Караидель, Бирск – Бураево – Янаул. Через Бирск проходит старинная дорога Уфа – Янаул, которая в прошлом называлась Вятским трактом.

Бирск основан в 1663 году как одна из русских крепостей на востоке, на месте села Архангельское. В городе тогда были, судя по сохранившейся до наших дней описи, «крепостной вал, ров, частокол, дом стрелецкого головы, деревянная тюрьма, деревянные дозорные башни с набатными колоколами, пороховой погреб, церковь, несколько десятков домов дворян, подьячих, стрельцов, пушкарей и дворовых крестьян».

По описи в Бирском городке жителей было всего 1260 душ.

Переселенным в Бирск стрельцам и пушкарям «за службу и в придачу к денежному жалованью» давали земли, расположенные в окрестностях города.

Сто лет спустя на берег Белой перебросилось пламя пугачевского восстания, Бирск был сожжен почти дотла. Потом он вновь отстроился, войдя вначале в состав Оренбургской губернии, а потом Уфимской в качестве уездного городка.

За годы советской власти Бирск разросся и превратился в один из экономически развитых и благоустроенных городов Башкирии. Сейчас здесь имеется свыше десятка различных предприятий, в том числе лесопильный, кирпичный, рыбный, овощесушильный и плодоварочный заводы, швейная и трикотажная фабрики. На окраине города отстроился целый поселок нефтеразведчиков.

Бирск – старинный центр башкирского садоводства. Кругом большие плодовые сады. Если весной подняться с Белой на городской горный берег, то откроется замечательная панорама: за рекой раскинулись луга, видны колхозные села, возле которых застыли белые облака цветущих яблоневых садов.

Близ Бирска – бирский перекат, за ним Верхне-Камышинский. Здесь горы правого берега своими очертаниями отчасти напоминают крымские. Немного выше, у деревни Питяково, сосновый бор. В живописном уголке на берегу Белой расположено несколько дач, домов отдыха. Здесь Белая делает большую излучину: от Питякова до Соловьиной воложки прямым путем – пять километров, а по Белой – свыше пятнадцати.

Далее следуют Березовка (левый берег), село Печенкино, а за ними одна из крупных пристаней – Кушнаренково – районный центр Башкирии. С Уфой Кушнаренково связано автобусной линией. В селе педагогическое училище, сельскохозяйственный техникум. В километре от пристани, на склонах горы, раскинулся обширный сад Башкирской опытной плодово-ягодной станции. В нем много мичуринских сортов яблонь, обладающих выдающейся зимостойкостью. Заложены плантации винограда. Здание станции – белокаменное, с колоннами – стоит в центре сада, на самой вершине горы, напоминая сказочный дворец.

От Кушнаренково до пристани Дуваней тянутся редкие по живописности места. Высокий правый берег реки могучим уступом нависает над водой, в расселинах его скал буйно цветущими оазисами разрослась черемуха, дикий хмель, шиповник, а на круче нет-нет. да  промелькнет то дуб, то ясень, то медноствольная сосна, стоящие на вершинах, как вечные стражи красоты здешних мест. Противоположный берег темными песчаными косами врезается в Белую, а за ним до самого горизонта тянутся луга, с раскиданными в беспорядке кустарниками, овражками, озерками.

Нередко на рассвете здесь можно увидеть достойную кисти художника картину: из прибрежного соснового бора вышла стройная лосиха с детенышем и встала над водой, будто изваяние. Лосенок как бы подталкивает мать мордочкой, тянется губами к воде. Но вот издали донесся свисток приближающегося парохода и… лоси мгновенно скрываются из лесу или переплывают на другую сторону и пропадают в луговом туманном мареве.

Немного не доходя до Дуваней – одно из живописнейших мест на Белой – узкое плесо реки, известное под названием Соловьиной воложки. Соловьиная воложка настолько узка, что встречным пароходам в ней разойтись нельзя. Пароход идет здесь по узкому протоку, имея с одной стороны правый горный берег, а с другой – двухкилометровый, покрытый лесом и кустарником Соловьиный остров. Соловьи каждое лето поселяются на зеленом островке и в правобережных лесах. В утренние часы с палубы парохода можно слышать чудесные рулады лесных певцов.

Пристань Дуваней – старинное село, основанное в XVII столетии.

В 42 километрах выше последняя пристань перед Уфой – Благовещенск (правый берег) – один из молодых городов Башкирии. Сама пристань маленькая, на ней имеется всего лишь небольшой дебаркадер, но город Благовещенск растет и постепенно приобретает в экономике республики все большее значение, что обеспечит в дальнейшем и расширение пристани.

В настоящее время Благовещенск – значительный промышленный центр Башкирии.

Чем ближе к Уфе, тем берега Белой становятся живописнее. До Уфы внимание туриста обращают на себя Благовещенский остров, Соленая гора, Красноярский перекат у села Красный Яр, основанного в первой половине XVII века дворцовыми крестьянами. Здесь в дни гражданской войны переправлялись войска М.В. Фрунзе и В.И. Чапаева, чтобы обходным маневром завладеть Уфой и сбить противника с выгодного рубежа.

Почти от самого Красного Яра до Уфы раскинулись кварталы и предприятия нового крупного промышленного центра Башкирии – Черниковска. Это новый город машиностроителей, выросший из рабочего поселка моторного завода и лесофанерного комбината.

Последняя излучина перед Уфой… С левого борта возникают горные напластования все более поднимающегося берега. По берегу раскинулись густые зеленые дубравы. Вот и «вислый камень» - одиноко вздыбившаяся над водным потоком скала, под которой иногда останавливаются на ночлег уфимские рыбаки, привлекаемые сюда хорошим уловом.

Вдоль Белой совсем близко проходит линия железной дороги. Отсюда уже видна Уфа.


Публикацию Путеводителя подготовили Андрей Урицк и Анатолий Талыгин



| © "Речная старина" Анатолий Талыгин 2006-2017 год. | Контактная страница. |