Речная старина

О сайте | Ссылки | Благодарности | Контактная страница | Мои речные путешествия |
Волга | Днепр | Кама | Нева | Ока | Окно в Европу | Север | Урал и Сибирь |
Материалы из газет, журналов и книг | Путеводители | Справочные и информационные материалы |
Список пароходов (1852-1869 гг.) | Справочник по пассажирским пароходам (1881 - 1914 гг.) | Старый альбом | Фотогалерея |
Коллекция Елены Ваховской | Коллекция Зинаиды Мардовиной | Коллекция Игоря Кобеца | Коллекция Сергея Новоселова |
События 1841-1899 г.г. | События 1900-1917 г.г. | События 1918-1945 г.г. | События 1946-1960 г.г. | События 1961-1980 г.г. |
Справочный отдел

Пароходы линии Москва— Уфа совершают рейсы с 1 июня по 1 сентября. Это лучшее время для поездок по рекам Волжского бассейна.

Пассажирские пароходы, идущие по Москве-реке и Оке до Горького, так же, как и пароходы линии Москва — Уфа, начинают свои рейсы от речного вокзала Московско-Окского речного пароходства, находящегося у Даниловского моста (Варшавское шоссе, 3).

Речной вокзал Московско-Окского пароходства, расположенный у впадения в Москву-реку небольшой речки Чуры, несмотря на временный характер, хорошо оборудован, он располагает отдельными залами для транзитных и местных пассажиров. Из большого зала-ресторана «Волна», предназначенного для транзитных пассажиров, и с галереи открывается прекрасный вид на Москву-реку. Здание вокзала расположено в живописном уголке, впереди него небольшой яблоневый сад.

На вокзале и на пассажирском причале в часы отхода пароходов обычно большое оживление. Отсюда отправляются не только туристы и отдыхающие, едущие по маршрутам Москва — Горький, Москва - Уфа, но и пассажиры, направляющиеся на попутные пристани Москвы-реки и Оки, а также многочисленные отпускники, едущие в дома отдыха Касимова, Елатьмы  и других мест Оки.

На линиях Москва — Уфа и Москва — Горький работают пассажирские пароходы двухэтажного типа, с отдельными каютами первого и второго классов, с салонами, ресторанами. На пароходах имеются пианино, настольные игры, радио, библиотеки, душ.

Из коридоров первого и второго классов несколько выходов на террасу парохода. Здесь туристы, и отдыхающие проводят большую часть своего дня.

Терраса обставлена стульями, столиками, плетеными креслами дачного типа, а на некоторых пароходах имеются также шезлонги и гамаки.

«Вход наверх пассажирам воспрещен» — красноречиво говорят дощечки, прибитые с каждой стороны террасы у лестницы, ведущей на тентовую палубу. На пароходах линии Москва — Уфа в дневные часы на тентовую часть палубы вход допускается только с предварительного разрешения администрации парохода. На тентовой палубе пассажиры могут принимать солнечные и воздушные ванны, но только за штурвальной рубкой. Находиться впереди штурвальной рубки нельзя. Вход в рубку безусловно воспрещен.

В штурвальной рубке находится дежурная вахта: капитан или его помощник — штурман и рулевой. Их внимание во время хода нельзя отвлекать. К вахтенному начальнику и непосредственно к капитану по всем вопросам пароходного распорядка можно обращаться только вне стен рубки или на стоянке парохода.

Интересно побеседовать с судоводителями, лоцманами и штурманами в их свободные от вахты часы. Многие из них десятки лет работают на водном транспорте и могут рассказать много интересного, красочного о реке, истории судоходства по ней и о тех местах, мимо которых пролегает маршрут.

Пассажирам, совершающим длительные поездки на пароходе, интересно ознакомиться со звуковой и зрительной сигнализацией, как на судне, так и на реке.

За полчаса до отвала пароход дает один продолжительный и один короткий гудок. Это первый сигнал. За пятнадцать минут до отвала пароход дает один продолжительный и два коротких гудка. Это второй сигнал. Наконец, наступило долгожданное время отвала, пароход дает один продолжительный и три коротких гудка. Это третий и последний сигнал, после которого пароход отправляется в рейс. Такие гудки (сигналы) даются при отвале от всех пристаней, но в зависимости от общего времени стоянки на той или иной пристани время между первым и последующими сигналами может быть сокращено.

Пароход отваливает от пристани и выходит на фарватер. С палубы парохода мы видим на реке плавучие трехгранные пирамиды — бакены — знаки плавучей судоходной обстановки. Они служат для обозначения границ судового хода (фарватера), а также для ограждения различных подводных препятствий. Бакены, ограждающие границу судового хода от правого берега (по течению реки), окрашиваются в красный цвет, от левого берега — в белый цвет. Для лучшей видимости на красные бакены делаются надставки из двух черных соединенных крестообразно дисков. Ночью бакены освещаются:   красные — красным  огнем,  белые — белым.  В  местах большого скопления огней белые огни заменяются зелеными.

Иногда на реке можно увидеть бакен цилиндрической формы — это так называемый свальный бакен, который указывает места, где имеется свальное течение, т. е. течение поперечное или направленное под углом к линии судового хода. Ночью свальные бакены освещаются мигающим огнем.

Бакены при помощи специальных приспособлений закрепляются на дне реки. Раньше бакены освещались исключительно керосиновыми фонарями, в настоящее время на многих участках керосиновые фонари заменены электрическими, получающими электроток от помещенных на бакенах микроскопических электростанций — микрогэс. В течение новой пятилетки на магистральных речных путях керосиновое освещение будет заменено электрическим.

Помимо плавучих знаков, имеется также и береговая обстановка.

Вскоре после выхода из Москвы пароход подходит к первому от Москвы шлюзу. О своем подходе к шлюзу пароход оповещает продолжительным гудком. Не доходя до шлюза, пароход останавливается. На высокой мачте, находящейся на шлюзе, мы видим два красных конуса, висящих раструбом вниз. Это означает, что вход в шлюз воспрещен — шлюз занят. Ночью вместо двух красных конусов зажигаются два красных огня.

Проходит несколько минут, и на мачте красные конуса (или красные огни) исчезают и вместо них появляется черный цилиндр (сверху) и красный конус (снизу) днем, и зеленый огонь и под ним красный — ночью. Это означает, что вход в шлюз нашему пароходу отрыт. Мы следуем по течению реки, но если бы наш пароход шел снизу вверх, т. е. против течения, то разрешением для входа в шлюз нам служил бы сигнал, состоящий из красного конуса и черного цилиндра под ним — днем и красного огня и зеленого под ним — ночью. Такими же знаками обставляются затруднительные участки рек, где допускается только одностороннее движение.

Для обозначения направления судового хода на берегах устанавливаются перевальные столбы или створные знаки. Перевальные столбы имеют в верхней части квадратные щиты. Столбы, стоящие на правом берегу, окрашиваются поперечными полосами красного и белого цветов, а щиты на них в - красный цвет; на левом берегу — черными и белыми полосами, а щиты — в белый цвет. Ночью перевальные столбы освещаются: на правом берегу белыми огнями с красными траверзными (т. е. по направлению, перпендикулярному судовому ходу) стеклами, на левом берегу белыми огнями с зелеными траверзными стеклами.

Створные знаки представляют два трапецеидальных щита, поставленных один за другим. Щиты окрашиваются на правом берегу в красный цвет, на левом -  в белый. Створные знаки ночью на обоих берегах освещаются белыми фонарями. Часто на берегах реки мы видим высокие мачты, на которых с правой и левой стороны на реях висят знаки различных форм, Это сигнальные мачты, установленные для обозначения глубины воды на перекатах и ширины судового хода. Сигнальные знаки глубин расположены на верхнем по течению реки конце реи, знаки ширины судового хода — на нижнем конце реи.

Сигнальные знаки глубин состоят из прямоугольников и больших и малых шаров. Прямоугольник — «доска» означает 100 см глубины, большой шар — 20 см, малый шар — 5 сантиметров.

Сигнальные знаки ширины судового хода состоят из ромбов и больших и малых шаров. Ромб означает 50 м ширины, большой шар — 20 м, малый шар — 5 метров.

Следуя по реке, пароход на своем пути встречает большое количество мостов. При подходе к мосту пароход дает три продолжительных свистка. Каждый мост имеет несколько пролетов. Как узнать, каким пролетом можно пройти под мостом? Судоходные пролеты обозначаются при следовании сверху (по течению реки) днем ромбообразным щитом красного цвета, ночью — двумя красными огнями; при следовании снизу — днем квадратным щитом красного цвета, ночью — двумя красными огнями.

Плавучие и береговые знаки обслуживаются специальными работниками - бакенщиками.

При встрече с другими судами пароход, идущий сверху, дает продолжительный гудок, после чего ручным белым флагом (отмашкой) указывается, какими бортами (правыми или левыми) суда будут расходиться. Ночью флаг заменяется фонарем с белым огнем.

Пароход подходит к пристани. О своем подходе он предупреждает пристань продолжительным гудком.

Так при помощи зрительной и звуковой сигнализации капитаны и штурманы днем и ночью, в шторм и непогоду ведут свои суда в назначенном направлении.


Публикацию Путеводителя подготовили Андрей Урицк и Анатолий Талыгин



| © "Речная старина" Анатолий Талыгин 2006-2017 год. | Контактная страница. |