Речная старина

О сайте | Ссылки | Благодарности | Контактная страница | Мои речные путешествия |
Волга | Днепр | Кама | Нева | Ока | Окно в Европу | Север | Урал и Сибирь |
Материалы из газет, журналов и книг | Путеводители | Справочные и информационные материалы |
Список пароходов (1852-1869 гг.) | Справочник по пассажирским пароходам (1881 - 1914 гг.) | Старый альбом | Фотогалерея |
Коллекция Елены Ваховской | Коллекция Зинаиды Мардовиной | Коллекция Игоря Кобеца | Коллекция Сергея Новоселова |
События 1841-1899 г.г. | События 1900-1917 г.г. | События 1918-1945 г.г. | События 1946-1960 г.г. | События 1961-1980 г.г. |
Онежское, Белое и Кубенское озера

Онежское озеро есть второе по величине после Ладожского; соединяясь с ним рекою Свирью, оно также судоходно по всему своему протяжению. Омывает берега пяти уездов Олонецкой губернии с 180000 населением живущим большею частью по берегам и островам озера, следовательно привыкшем к мореходству. На нем плавают те же суда, которые сейчас упомянуты и кроме того несколько бригов до 450 тонн величиною, о которых генерал адъютант Посьет (1870) отзывается как о весьма отрадном явлении. Бриги эти лавируют на 5 румбов от ветра, и матросы управляются с парусами весьма ловко, с видимым знанием дела. Гребля Олончан на шлюпках дружная и сильная; но нельзя не пожалеть, что число таких порядочных судов весьма ограничено. Наибольшая длина озера 280 верст, а ширина между Пудожем и Петрозаводском 80 верст, она постепенно уменьшается к югу и доходит до 30 верст.   Площадь   его до 10000 кв. верст, но вообще оно обследовано поверхностно. Островов на озере много: ими изобилуют берега северной его части, да и остальные острова лежат только по прибрежьям. От Петрозаводска до Повенца озеро наполнено множеством заливов и заливцев доставляющих хорошие для судов убежища. Из этих городов, Петрозаводск расположен на западном берегу озера, Повенец на крайнем северо-востоке, а г. Вытегра лежит в Юго-восточном его углу. Онежское озеро также как и Ладожское имеет большое значение в нашей внутренней водной системе. Оно очень глубоко и удобно для плавания; берега его большею частью приглубы и от Петрозаводска к северу скалисты, изобилуют хорошего качества гранитом. Несколько севернее города, близ погоста Кондопож находятся известные Тивдийские мраморные ломки. Восточной берег ровен и низмен, а южный кроме низменности мелок и болотист; западный берег до Петрозаводска имеет такой же характер как и восточный и возвышается по мере приближения к этому  городу.
Петрозаводск замечателен своим превосходно устроенным чугунно-литейным заводом. Основанный Петром Великим, на местности изобилующей хорошего качества железными рудами, завод, во все время своего существования снабжал pyccкий флот чугунными орудиями и снарядами и только в настоящее время уступил свое первенство Обуховскому сталелитейному заводу и в настоящее время изготовляет лишь снаряды и выполняет частные заказы. Около Повенца найдены залежи каменного угля, но к сожалению, из мест, где начали его разрабатывать, он оказался с прослойками земли и глины и для пароходов не пригоден. Быть может, дальнейшие изыскания будут удачнее, что доставило бы большое подспорье для военных и торговых паровых судов, особливо в военное время, когда подвозы угля из-за границы совершенно прекращаются.
Есть предположение Онежское озеро соединить с Белым морем, между г. Повенцом и Сорокским портом на Карельском берегу, посредством Повенецкого канала, на что уже составляется компания. Нельзя не пожелать скорейшего   исполнения   этой задачи, и полного   ей   успеха, так как чрез устройство этого нового пути, откроется сообщение Балтийского моря с Белым, болеe удобное ныне существующего; с этим вместе, несомненно должно развиться и морское судостроение, а с ним вместе разовьется и наше, столь желаемое всеми торговое мореплавание.
Белое и Кубенское озера хотя и входят в наши водоходные системы, но далеко не так велики и не так значительны, ни по своей величине, ни по своим торговым промыслам. Белое озеро обходится Белозерским каналом, соединяющими реку Шексну с р. Ковжей и лежит на соединительном пути от Волги до Невы, а чрез Кубенское озеро длиною до 40 верст, идут суда из Архангельска и входят в Шексну чрез канал герцога Виртембергского. Озеро Ильмень, лежащее в Западной части Новгородской губ., занимая пространства до 655 кв. верст замечательно тем, что принимает в себя несколько больших судоходных рек: Шелонь, Ловать, Полу, Мету и множество малых, и выпускает из себя р. Волхов, входящую в Вышневолоцкую систему. Самое озеро небезопасно для плавания и обходится судами по Вишерскому каналу. Оно изобилует рыбой; лещи, судаки, снетки составляют немаловажный и доходный промысел, которым занято до 20000 человек.
На Мариинской системе и именно в г. Череповце устроен братьями Милютиными частный док имени Великого Князя Алексея Александровича, в котором зимуют до 170 больших речных судов. При доке имеются мастерские для постройки судов и пароходов и строятся мореходные суда, преимущественно шхуны. Имеются механическая мастерская и устроена техническая школа, где преподается практическое судостроение.




| © "Речная старина" Анатолий Талыгин 2006-2017 год. | Контактная страница. |