Речная старина

О сайте | Ссылки | Благодарности | Контактная страница | Мои речные путешествия |
Волга | Днепр | Кама | Нева | Ока | Окно в Европу | Север | Урал и Сибирь |
Материалы из газет, журналов и книг | Путеводители | Справочные и информационные материалы |
Список пароходов (1852-1869 гг.) | Справочник по пассажирским пароходам (1881 - 1914 гг.) | Старый альбом | Фотогалерея |
Коллекция Елены Ваховской | Коллекция Зинаиды Мардовиной | Коллекция Игоря Кобеца | Коллекция Сергея Новоселова |
События 1841-1899 г.г. | События 1900-1917 г.г. | События 1918-1945 г.г. | События 1946-1960 г.г. | События 1961-1980 г.г. |
Волга: От Твери до Рыбинска

 Волга на этом плесе скромная и неширокая река (ширина меженного русла у Твери – 200м), не похожая на ту мощную красавицу, которую мы встречаем за Нижним. Как величественная сила длительно и постепенно развертывающая свою мощь, Волга здесь только начинает свою карьеру. Этот плес Волги однообразнее пейзажами и природой нежели средний (Рыбинск – Нижний), но по-своему он безусловно прекрасен.  Начать поездку именно с этого плеса от Твери  - значит получить полное и цельное впечатление о Волге, познакомиться с колыбелью русской истории, с ее историческими местностями (Углич). Берега здесь не высокие, небольшие возвышенности переходят порой с одного берега на другой. Волга здесь извилиста – на каждый километр приходится почти три четверти извилин. Движение пароходов на этом плесе затруднено камнями и перекатами. В доисторические времена вся эта местность, где протекает теперь Волга, была покрыта великим северным ледником, последствия которого, в виде громадных валунов, сохранились на тверском плесе до сих пор. Мелководье – второе зло. Верхне-Волжский бейшлот один не может питать полностью Волгу в летнее мелководье. Вот почему в августе пароходное движение здесь почти всегда прекращается. Несмотря на тяжелые условия плавания, на этом плесе имеется несколько пароходов американского типа (двухэтажные): Зодчий, Механик, Коллектив коммунистов. Одноэтажные пароходы здесь также удобны, размерами несколько более чем на плесе Ржев – Тверь. Движение на Волге здесь слабое, редки встречные пароходы; здесь только одно пассажирское отправление в день. Буксирных пароходов почти не видно.
Нет пароходов-перевозов даже в таких сравнительно больших пунктах, как Тверь, Савелово, Калязин. Дачных пароходов и пароходов местного сообщения также нет, так как здесь на Верхней Волге почти нет и дачной жизни. Волгу здесь переезжают на лодках или небольших паромах – обыкновенно через всю Волгу протянут большой канат, по которому совершается паромное сообщение между берегами. На пароходе здесь редко встретишь туриста, немногочисленные пассажиры I и II классов преимущественно местные жители, едущие по своим делам.

По отходе парохода от тверской пристани Тверь быстро исчезает из виду. В 21-м км от Твери село Орша с знаменитыми Оршанскими мхами, при устьи реки Орши (левый берег). Первая пристань за Тверью –Лисицы (левый берег) в 31 км от Твери. Затем обращает внимание село Едимоново близ с. Городни (правый берег), здесь был уездный от Твери город Вертязин или Городец. В Едимонове существует 1 артельная сыроварня и школа, основанные в 1871г. Н.В Верещагиным. В с. Кузнецове (правый берег) в 73 км от Твери - пароходная пристань – находится фарфоро-фаянсовая фабрика им. Калинина (бывш. т-ва М.С. Кузнецова), основ. В 1809г. Следующая пристань Корчева (правый берег), бывш. уездный город, ныне село Савелово (правый берег) в 130 км от Твери соединяется с Москвой Сев. ж.д. (130 км). Савелово – ближайшая к Москве пристань на Волге. Ж.д. станция отстоит от пристани в полутора км. Поезд, отходящий из Москвы вечером, приходит в Савелово к пароходу, идущему вниз в 1 час ночи. Напротив Савелова  - Кимры – 139 км от Твери по течению Волги. Кимры ныне город (с 1919 г.) имеет 19 тыс. жителей, центр кустарного сапожного промысла. Шитьем обуви здесь занят весь район в количестве 14 волостей, работает всего свыше 20 т. чел.  В Кимрах имеются механическая фабрика и подсобные мастерские Тверского Кожевенного Треста. Обращает внимание тяжелый, непомерно грузный собор с оригинальной росписью. Так и чувствуется, что он построен многопудовым купечеством, замаливающим свои многопудовые грехи. В ограде собора кладбище с памятниками, имеющими в бытовом отношении своеобразные надписи (напр. памятник Милютина). В Кимрском уезде родился М.И. Калинин (дер. Верхн. Троица).

За Кимрами Волга делается шире. Вьются берега. Зеленые травы. Золотистый песок пляжей. Лесистые пригорки. Местами видны ветряные мельницы. В 18 км от Кимр с. Бел. Городок (правый берег).  На месте этого села здесь был когда-то большой город, что видно из завещания князя Михаила Тверского. Далее ниже впадает в Волгу р. Медведица, близ устья этой реки село Медведица (левый берег), пароходная пристань в 174 км от Твери. Здесь около села в бывш. усадьбе князя Салтыкова родился по преданию Борис Годунов. Следующая пристань Скнятино (правый берег) при устьи р. Нерль, вытекающей из Переяславского озера. Вблизи села станция Скнятино линии Москва-Красный холм Сев. ж.д. Далее Волгу пересекает мостом вышеуказанная ж.-д. линия. Мост построен в 1920 г. по проекту инженера Ф.Н. Мамонтова. За мостом село Сергиевское. Волга здесь образует крутую дугу, на которой расположено село Спасское – родина писателя М.Е. Щедрина-Салтыкова. В 14 км отсюда, в стороне от Волги, находится город Кашин. Город известен своим курортом, в прежние времена здесь изготовлялись Кашинские "заграничные вина".

В 211 км от Твери , на возвышенном правом берегу, расположен город Калязин, связанный Сев. ж.д. (линия Москва-Красный Холм) с Москвой (с 184 км). В Калязине начал свою службу в должности канцеляриста баснописец Крылов. Напротив города обращает внимание интересный Макарьевский монастырь, основанный в XV веке. Ограда монастыря – памятник крепостного зодчества XVII века. Интересные фрески Троицкой монастырской церкви. В городе имеется музей, памятник В.И. Ленину. Калязинский район занимается валяным кустарным промыслом, развиты здесь и отхожие заработки. Следующая пристань Прилуки (левый берег) в 234 км от Твери. Затем обращает внимание деревня Новоселки (правый берег) – родина поэта-самоучки И.З.Сурикова. Далее пароход минует Покровский монастырь. Красив этот свидетель веков.

За поворотом виден и Углич. Город расположен на правом возвышенном берегу Волги в 264 км от Твери, в виде подковы, так как Волга в этом месте образует угол, вдавшийся в материк. Последнее, что захватывает глаз от современности – это две огромные цистерны и … резкий скачок вглубь веков, в старину. Разительным контрастом развертывается перед вами огромный макет декорации, а дата её – XV – XVIII века. Перед вами город – музей. Церкви, дома, монастыри Углича, разбросанные в беспорядке, представляют чрезвычайно пеструю картину – они окрашены в самые разнообразные цвета – красные, желтые, розовые, зеленые, белые. Всё это не только красит город, но и придает ему издали старинный, точно загадочный, вид.  К сожалению, пароход в Угличе стоит недолго, и туристу для осмотра города приходится делать остановку на сутки до следующего парохода. Туристы и экскурсии, прибывающие в Углич из Москвы для осмотра города имеют в своем распоряжении целый день, так как обратный пароход из Рыбинска идет поздно вечером (около 11½ час. веч.). Самым интересным памятником Углича является дворец углицких князей, называемый дворцом царевича Дмитрия – он последний из княжеского рода жил в нем. Дворец построен в 1481 г. Это небольшое двухэтажное здание, построенное из кирпича. Дворец сильно пострадал от времени и неудачных реставраций. Трудно сказать от чего больше. Во дворце помещается исторический музей, многие экспонаты которого связаны с именем Дмитрия. Здесь висит колокол, в который ударил 15 мая 1590 г. пономарь, вдовий поп, Федор Афанасий сын, по прозвищу Огурец, созывая народ после убийства. Этот колокол был выслан Борисом Годуновым в Тобольск, как государственный преступник. Колокол был возвращен обратно в Углич лишь в конце XIX в. Существует мнение, что возвращенный колокол не настоящий ссыльный, а совсем другой имеет с угличским общее только вес - 19 пудов. Настоящий будто бы погиб в Тобольске во время большого пожара в 1677г. – растопился без остатка, а затем из разных кусков был отлит похожий колокол. Рядом с дворцом церковь "Дмитрия на крови", построенная на берегу Волги на месте убийства царевича. Одним из лучших памятников церковного зодчества является дивная "триединая" церковь (1628 г.). Интересен упраздненный Воскресенский монастырь. К памятникам XV века относятся портал и пояс собора Покровского монастыря, находящегося выше Углича в 4 км от него на левом берегу Волги. В Угличе много характерных зданий конца XVIII и начала XIX векакак церковного, так и гражданского зодчества. На левом берегу Волги, неподалеку от имения Григорьева или Волкова, как его называют именами последующих владельцев, находится "дворянское гнездо" – имение бывш. Зыковых. На горе, с которой открывается один из лучших видов на Углич, расположился старинный парк, за ним дом архитектуры первой половины XIX века. Лучшим руководителем по Угличу , который может дать полное исчерпывающее объяснение, является заведующий местным музеем А.К. Гусев Муравьевский. Экскурсии и группы туристов, едущие в Углич, могут заранее письменно известить его о своем прибытии, что даст возможность использовать время в Угличе планово, не тратя часы на напрасные поиски. В Угличе есть дом Крестьянина, а также дом Работников Политпросвещения, в которых можно остановиться на короткий срок. На левом берегу Волги, почти рядом с усадьбой Зыковых, расположена писчебумажная фабрика бывш. Варгунина. За городом, за городской рощей, есть небольшая возвышенность, вблизи нее маленький ручеек, называемый "Греховым". Здесь, по народному преданию, убийцы царевича Качалов и Волохов, обратившиеся в бегство ослепли. Отсюда они вернулись в Углич и отдались в руки судей. Таково народное предание. Углич основан в Х веке псковским боярином Яном. В VIII – IX вв. здесь было торговое поселение, о чем свидетельствуют клады, найденные в XIX веке.

Ниже Углича в 34 км Мышкин (левый берег), ранее город, ныне село, пароходная пристань. Далее в 22 км от Мышкина мост через Волгу Рыбинско-Бологовской жел. дор. (построен в 1870г.), близ станции Волга, здесь остановка пассажирских пароходов. Следующая пристань Коприно (правый берег), имеется музей и волостное общество по изучению местного края. За Коприным селения Липняги (левый берег) и Крутец (правый берег), где останавливаются также пассажирские пароходы, указанные пункты поставляют лоцманов для Верхней Волги. В 9 км ниже Крутца пароход входит в устье реки Мологи, где расположен город Молога в 356 км от Твери по течению Волги. Молога лежит на левом берегу Волги и на правом берегу р. Мологи при слиянии этих рек. Город Молога замечателен тем, что он самый северный пункт Волги, находится на ¼° выше 58-ой парал. Не раньше, не позже его Волга не забирается так далеко к Северу. Отсюда начинается Тихвинская система, соединяющая Волгу с Балтийским морем. До проведения Рыбинской ж.д. Тихвинская система была оживленным судоходным путем. В 80 км от устья Мологи некогда был Холопий городок со своей знаменитой ярмаркой, на которую приезжали русские и азиатские торговцы. Иоанном III ярмарка была переведена в Мологу (время расцвета города), а затем в Рыбную слободу (Рыбинск). По р. Мологе в настоящее время ходят пароходы Сев. Зап. Госпароходства до Весьегонска, а во время весеннего половодья до Устюжины и даже далее до Пестова, т.е. на расстоянии 355 км от Рыбинска. В Мологе одно время проживал известный шлиссельбуржец Морозов Н.А. От Мологи Волга становится уже довольно широкой многоводной рекой, берега крутыми и лесистыми. Между устьем р. Мологи и р. Шексны – другим важным на этом плесе притоке Волги – немного более 30 км. Две пристани – Каменник и Селехово, устье Шексны и перед вами Рыбинск.

 


Публикацию Путеводителя подготовил Анатолий Талыгин



| © "Речная старина" Анатолий Талыгин 2006-2017 год. | Контактная страница. |