Речная старина

О сайте | Ссылки | Благодарности | Контактная страница | Мои речные путешествия |
Волга | Днепр | Кама | Нева | Ока | Окно в Европу | Север | Урал и Сибирь |
Материалы из газет, журналов и книг | Путеводители | Справочные и информационные материалы |
Список пароходов (1852-1869 гг.) | Справочник по пассажирским пароходам (1881 - 1914 гг.) | Старый альбом | Фотогалерея |
Коллекция Елены Ваховской | Коллекция Зинаиды Мардовиной | Коллекция Игоря Кобеца | Коллекция Сергея Новоселова |
События 1841-1899 г.г. | События 1900-1917 г.г. | События 1918-1945 г.г. | События 1946-1960 г.г. | События 1961-1980 г.г. |
Волга: От Рыбинска до Ярославля

Приняв в себя Мологу и Шексну, Волга становится значительно шире и полноводнее. От Рыбинска начинается средний плес Волги. Здесь в довоенное время особенно ясно чувствовался мощный пульс торговой жизни, которая лилась от Рыбинска вместе с волнами Волги до Каспия, переплетаясь с торговыми нервами Кавказа, Закавказья и Прикаспийского края. В прежнее время пароход, по отходе от Рыбинской пристани, шел около получаса среди караванов судов, сплошь занимавших Волгу на расстоянии до 7-8 км вниз по течению. На этом плесе, в линии Рыбинск-Нижний-Пермь , ходят большие пароходы, немногим уступающие лучшим паро-теплоходам Астраханского плеса. В пассажирской линии ходят пароходы меньших размеров (главным образом быв. "самолетские" и "волжские" этого плеса). Здесь берега Волги крайне разнообразны и живописны. Возвышенности и холмы чередуются с долинами. Невысокие берега вьются, задрапированные зеленым ковром лесов и кустарников. Пейзаж ласковый, близкий для глаза, видимый со всеми мелкими подробностями. Он успокаивает душу зрителя, заслоняет далекие горизонты зеленой рамкой берегов, в которых, неспеша, вьется спокойная, тихая, неширокая река. Эту часть Волги от Рыбинска до Нижнего дышащую какой-то особой поэзией сел и городов, за её зеленую уютность пейзажа, считают самой красивой.

От Рыбинска по правому берегу тянутся довольно высокие, покрытые лесом горы. Около Тутаева уже оба берега холмисты. Сейчас же за Рыбинском находится Копаево (правый берег), товарная станция Северо-западных ж.д., мельница бывш. Галунова, керосиновые склады с керосиновым заводом. Здесь же большие ж.д. пакгаузы, немного ниже дачное место Семеновское, за которым следует целый ряд дач. Первая пристань за Рыбинском – Песочное (правый берег) в 23 км от Рыбинска., с. Первомайской фарфоро-фаянсовой фбрики (бывш. М.С. Кузнецова). На противоположном берегу Шашково – дачное место. Здесь находится племенное хозяйство Ярославского Губ. Зем. Отдела. На 52 км от Рыбинска на обоих берегах Волги расположен город Тутаев (бывш. Романово-Борисоглебск). Тутаев соединен с Москвой, Ярославлем и Рыбинском ж.-д. веткой через станцию Чебаково Сев. жел. дор. Обе части города расположены на высоких берегах, причем левый, бывший романовский, выше и круче правого. Прежде здесь процветало производство овчин (знаменитые романовские полушубки), жители также занимались огородничеством, выращивая преимущественно капусту и "романовский" лук. В настоящее время имеется крупная фабрика бывш. "Романовская льняная мануфактура" с пристанью Тульма. В Тутаеве есть исторический музей. Из памятников старины представляет интерес Воскресенский собор – один из лучших образцов церковного зодчества. Романов основан углицким князем Романом Васильевичем в XIV веке. Слобода Борисоглебская существует с XV века, в 1777г. она была обращена в город. В 1822 г. оба города соединились в один. Следующая пристань Константиново (левый берег) в 6 км от Тутаева имеет большой государственный химический завод Нефтесиндиката, перерабатывающий нефть и выпускающий осветительные и смазочные масла, гудрон, серную кислоту и пр. Имеет около 1500 рабочих. Завод основан В.И. Рагозиным, который в 80-х годах прошлого столетия написал весьма ценное исследование Волги, к сожалению не оконченное, под названием "Волга". Немного ниже расположен государственный овчинно-шубный завод им. Калинина. Ранее здесь изготовлялись валенки. Далее по правому берегу обращает внимание изящная дача бывш. Пастухова – остановка пароходов местной линии. Немного ниже при устье р. Ити красивое село Устье (левый берег), где также пристань местной линии Ярославль – Рыбинск. Следующая остановка в 72 км от Рыбинска – посад Норское (правый берег)известное своей крупной бумаго-прядильной фабрикой "Красный перевал" (бывш. Норская мануфактура). Фабрика представляет собой целый городок, основана в 1759г. Во второй половине прошлого столетия население здесь занималось кустарным гвоздарным промыслом. В XVI веке Норский посад считался ловецкой слободой и славился богатой рыбной ловлей. В 7½ км от Норского, при впадении Толги в Волгу в живописной местности расположен ныне упраздненный Толжский монастырь или Толга (левый берег).Усадьба монастыря обнесена длинной стеной – внутри усадьбы кедровая роща. Монастырь основан в 1314г. Почти против Толжского монастыря находится с. Иваньково с химическим заводом бывш. Дунаева, а немного ниже, у деревни Волкуши, известный завод бывш. Оловянишникова – производство свинцовых белил. Пароход минует перекинутый через Волгу железнодорожный мост Сев. ж.д. и подходит к Ярославлю.

 


Публикацию Путеводителя подготовил Анатолий Талыгин



| © "Речная старина" Анатолий Талыгин 2006-2017 год. | Контактная страница. |