Речная старина

О сайте | Ссылки | Благодарности | Контактная страница | Мои речные путешествия |
Волга | Днепр | Кама | Нева | Ока | Окно в Европу | Север | Урал и Сибирь |
Материалы из газет, журналов и книг | Путеводители | Справочные и информационные материалы |
Список пароходов (1852-1869 гг.) | Справочник по пассажирским пароходам (1881 - 1914 гг.) | Старый альбом | Фотогалерея |
Коллекция Елены Ваховской | Коллекция Зинаиды Мардовиной | Коллекция Игоря Кобеца | Коллекция Сергея Новоселова |
События 1841-1899 г.г. | События 1900-1917 г.г. | События 1918-1945 г.г. | События 1946-1960 г.г. | События 1961-1980 г.г. |
Волга: От Ярославля до Нижнего Новгорода

До Ярославля пароход шел все время на юго-восток, пройдя Ярославль, он начинает забирать влево, идя до Костромы к северо-востоку. Берега реки здесь песчаны, отлоги. Первый интересный пункт за Ярославлем село Сопелки (правый берег). В конце XVIII века здесь образовалась раскольничья секта "бегунов" или "странников". Ниже 30 км от Ярославля село Дево-Городище (левый берег) – пароходная пристань. Здесь некогда находился дом боярина Колычева, впоследствии митрополита Филиппа, убитого Малютой Скуратовым по приказу Иоанна Грозного. В 8 км отсюда, по проселочной дороге к Костроме расположено с. Грешнево, родное село поэта Некрасова Н.А., вкотором он провел свое детство. В его произведениях часто упоминается название местных деревень (Большие соли, Грешнево, Бабайки и пр.). Следующая пристань Николо-Бабайки на левом (скорее всего ошибка  - на правом, поскольку Солоница правый приток Волги) берегу Волги. Здесь находится упраздненный ныне Николо-Бабаевский монастырь, основанный в XVI веке. Теперь здесь детский дом, племенной рассадник скота и сельскохозяйственное товарищество. Николо-Бабаевский монастырь расположен при устьи р. Солоницы, на которой в 3½ км от Волги находится посад Большие Соли, основанный в XIII в. и названный так от бывших здесь прежде солеварен. Ныне здесь водолечебница с солевыми ваннами. В 7 км от Бабаек, у деревни Гузицына (левый берег) находится большой паточно-химический завод (бывш. Понизовкина) "Красный Профинтерн" свыше 1000 чел. рабочих. В этой местности есть ещё целый ряд картофельно-паточных заводов, перерабатывающих картофель, разводимый здесь в большом количестве местным населением.
Кострома 57°46' с.ш. 58°36' в.д. Лежит на левом берегу Волги на расстоянии 93 км (очевидная ошибка) от Рыбинска по течению Волги. Сев. ж.д. соединяется с Москвой (371 км). Кострома губернский город, имеет около 75 тыс. жит., по плану районирования СССР входит в состав ИПО, а костромское Заволжье в Нижегородско-Вятский край.
Город расположен при впадении р. Костромы на довольно ровной местности. Кострома сравнительно крупный промышленный город, имеет льняную фабрику, объединяющую 6 отдельных предприятий, вырабатывающих льняные и хлопчато-бумажные изделия. Есть несколько механических заводов и других заводов. В городе театр им. Островского, музей местного края. Выходит ежедневная газета. В Костроме имеется рабфак и целый ряд техникумов, школа золото-серебряного дела. Уроженцами города являются: основатель русского театра Ф.Г. Волков, механик самоучка П.А. Зарубин, поэт А.Н, Плещеев, поэтесса Ю.В. Жадовская, синолог С.Н. Георгиевский. В Костромской гимназии учились братья Алексей и Павел Потехины и А.Ф. Писемский, родившийся в Чухломе. В Костромской губ. родился С.В. Максимов, в Костроме произошло убийство или самоубийство Клыковых, послужившее фабулой для "Грозы" Островского. В городе сохранился целый ряд церквей XII – XVIII в., представляющих интерес для искусства. Основана Кострома в 1152 г. князем Юрием Долгоруким. Её история это ряд погромов, разорений и осад – грабили Кострому татары, грабили новгородские ушкуйники, грабили в смутное время поляки. В 1613 г. сюда прибыло посольство за Михаилом Романовым, избранным земским собором на царство. В Ипатьевском монастыре, находящемся за городом, на стрелке, при впадении р. Костромы в Волгу, сохранились палаты Романовых, построенные в XVI в. и реставрированные во второй половине прошлого столетия. По реке Костроме ходят пароходы до города Буя, из Костромы существует местная линия до Плеса. За Костромой Волга опять поворачивает на юго-восток, в каковом направлении идет до с. Красного, от него до Юрьевца течет почти прямо на восток. Перед Костромой оба берега становятся гористыми, чем дальше тем живописнее и красивее. Имеются прекрасные бичевники. Когда-то тысячи рабочего люда, мерно выступая с проклятием и стоном, вытягивали здесь на плечах миллионы пудов груза. Здесь раздавалась неизменная бурлацкая "дубинушка".

В 30 км от Костромы дачное село Чернопенье (правый берег) – родина целого поколения волжских лоцманов и капитанов. Население преимущественно раскольники. Далее в 46 км от Костромы пристань Красное (левый берег). Пароход пристает у правого берега, т.к. пристань Красное является одновременно и пристанью для села Яковлевского, крупного льнопрядильного пункта местного района. Красное известно кустарным ювелирно-металлическим промыслом, здесь вырабатываются мелкие украшения: кольца, серьги, браслеты, вывозимые отсюда в отдаленные уголки СССР. Ряд близлежащих сел и деревень, как напр. с. Сидоровское, занимается этим же промыслом. В 18 км отсюда чрезвычайно живописно расположен город Плес (правый берег). Это наиболее красивое место на средней Волге. Здесь одно время жил Левитан. Известная его картина "Плес на Волге" находится в Москве в Третьяковской галерее. В Плесе постепенно образуется прекрасное дачное место. Здесь имеются дома отдыха Иваново-Вознесенского союза текстильщиков. Немного ниже Плеса химический завод.
Следующая пристань Семигорье в 23 км от Плеса (правый берег), обслуживающая ближайшие фабрики, бывш. Райковскую и др. В 13 км ниже пристань Наволоки с громадной фабрикой "Приволжская Коммуна" (бывш. "Волжской мануфактурой"). Немного ниже Солдога (левый берег) с каменными гробницами времен татарского ига, в 15 км отсюда Кинешма, уездный город Иваново-Вознесенской губернии, по плану районирования округ ИПО. Кинешма соединяется Сев. ж.д. с Иваново-Вознесенском, Москвой (410 км) и Ленинградом. Вокзал находится в двух км от пристани, пароход стоит в Кинешме несколько часов, что дает возможность бегло ознакомиться с городом. Город красиво расположен при впадении рек Кинешемки и Кизахи, от пристаней высокая деревянная лестница ведет на городской бульвар, с которого открывается красивый вид на Волгу. Кинешма крупный фабрично-заводской пункт, имеет 22 тыс. жителей. В городе и его районе расположен целый ряд крупных бумаго-прядильных и ткацких фабрик. Крупнейшая из них – Кинешемская Большая Мануфактура, с 6000 чел рабочих  Из химических заводов наиболее значительным является завод им. Фрунзе, (левый берег). Целый ряд заводов вырабатывает уксусную эссенцию, кислоты, древесный спирт и пр. Есть несколько мукомольных мельниц, стекловаренный и керамический заводы. В Кинешме родился известный драматург А.А. Потехин. В 21 км от города находится усадьба, принадлежавшая А.Н. Островскому, который здесь и погребен. В городе сохранились следы земляного вала и сухого рва. Точное время основания Кинешмы неизвестно, впервые о ней упоминается в XV веке. ОТ Кинешмы до Нижнего Новгорода местная пассажирская линия, которая служит продолжением Камской пассажирской (Кинешма - Нижний – Пермь без пересадки). Первая пристань за Кинешмой – Решма (правый берег) в 26 км от неё, с монастырем, основанным в XV веке. Население занимается выработкой валяных сапог. В районе Решмы имеются несколько сапоговаляльных заводов. В 40 км от Решмы Юрьевец (Поволжский) (правый берег) Иваново-Вознесенской губ. Город расположен по склону горы, против впадения в Волгу р. Унжи. В городе много зелени, имеются: льнопрядильная фабрика, лесопильный завод (напротив города), мукомольные мельницы, крахмальный и пивоваренный заводы. По реке Унже существует правильное пассажирское пароходное движение от Юрьевца до Кологрива (330 км) через день, до Макарьева ежедневно. Очерк В.Г. Короленко посвящен приезду в Юрьевец в конце прошлого столетия астрономов, для наблюдения солнечного затмения. Приезд этот наделал в городе большой переполох. Из памятников старины остались в Юрьевце лишь следы вала и рва. Из Юрьевца вверх по Волге местная пассажирская линия до Кинешмы-Плес.
Следующая пристань Сокольское (левый берег) в 23 км от Юрьевца. Далее пароход останавливается у посада Пучеж (правый берег). Посад имеет льнопрядильную фабрику, винокуренный завод. Окрестности живописны, привлекают дачников. За Пучежем пароходная остановка у села Катунки (правый берег). Большое живописное село с кожевенным и клееварным производством. В 8 км ниже Василево (правый берег) – одно из древнейших поселений на Волге. Здесь затон для ремонта и зимовки судов. В 23 км отсюда, на правом высоком берегу Волги расположен Городец, ранее село – ныне город. Городец ведет торговлю низовым хлебом, а также торговлю семеновским щепным товаром (деревянные ложки, чашки, блюда и т.п.). Известны "городецкие" пряники, - производство их сохранилось до нашего времени. В Городце имеется историко-археологический музей. Есть несколько лесопильных и кожевенных заводов. Городец основан в XII веке, когда-то здесь было самостоятельное княжество. От Городца существует местная пароходная линия до Нижнего. В 20 км ниже Городца расположен город Балахна (правый берег). Постройки этого маленького городка так разбросаны, что дали повод сложиться поговорке – "Балахна стоит полы распахня". В древности здесь занимались солеварением, позднее судостроением. При Петре I здесь строились суда для Азовского похода. Балахна соединена ж.д. веткой с Нижним. В настоящее время, с постройкой Балахнинской электростанции, которая в дальнейшем будет расширяться, Балахнинской бумажной фабрики Центробумтреста (Бумстрой), ныне открытой, и картонной фабрики Ниж. Губ. Совнархоза (Картонстрой), Балахна безусловно займет крупное положение в области. От Балахны до Нижнего 2 часа езды – близость большого города уже дает себя знать: Волга делается оживленней – больше встречных судов, буксирных и пассажирских пароходов. В 20 км ниже Балахны внимание туриста невольно привлекут заводские постройки "Красного Сормова" (правый берег).Огромный механический чугунно-литейный завод основан в 1849 году в виде небольших мастерских "Т-ва Нижегородской машинной фабрики и волжского буксирного и завозного пароходства", позднее преобразованного в "Камско-Волжское П-во". Затем завод перешел во владение главного пайщика этого пароходства Д.Е. Бенардаки. В 1872г. завод был акционирован – было учреждено Акц. О-во "Сормово". Завод и судостроительная верфь выпустили в последние годы большое количество паровозов, вагонов, нефтеналивных судов, пассажирских буксирных пароходов. Лучшие волжские пароходы Спартак, Володарский, М. Калинин, III Интернационал, В. Ульянов, Карл Маркс (Астраханская почтовая линия), построены в Сормове. Сормово ныне город. В 30 цехах занято более 12 тыс. рабочих. До Сормово из Нижнего ходят пароходы "финляндского" типа каждый час. Сормово связано ж.д. веткой и автобусным сообщением с Канавиным. За Сормовым пароход минует нефтяные баки, "Сибирские" пристани, расположенные на ярмарочной стороне и подходит к городской пристани Нижнего Новгорода.

 


Публикацию Путеводителя подготовил Анатолий Талыгин



| © "Речная старина" Анатолий Талыгин 2006-2017 год. | Контактная страница. |