Речная старина

О сайте | Ссылки | Благодарности | Контактная страница | Мои речные путешествия |
Волга | Днепр | Кама | Нева | Ока | Окно в Европу | Север | Урал и Сибирь |
Материалы из газет, журналов и книг | Путеводители | Справочные и информационные материалы |
Список пароходов (1852-1869 гг.) | Справочник по пассажирским пароходам (1881 - 1914 гг.) | Старый альбом | Фотогалерея |
Коллекция Елены Ваховской | Коллекция Зинаиды Мардовиной | Коллекция Игоря Кобеца | Коллекция Сергея Новоселова |
События 1841-1899 г.г. | События 1900-1917 г.г. | События 1918-1945 г.г. | События 1946-1960 г.г. | События 1961-1980 г.г. |
Волга: От Нижнего Новгорода до Казани

Волга после слияния с Окой становится шире и глубже. Правый берег от Нижнего до Сталинграда возвышен, почти всегда покрыт растительностью. Пейзаж здесь приобретает грандиозные, порой расплывчатые, размеры, особенно в половодье. Тогда уровень воды поднимается метров на 12 выше обычного, все низины на далекое расстояние заливаются водой, из приподнятой мощной глади реки виднеется через ближайшие холмы синяя кайма далеких лесов и убегающая бесконечная даль лугов, усеянных, как зеркалами в зеленых рамках, заливами и озерами. Волга от Нижнего до Казани и далее до устья Камы наиболее оживленна. В прежнее время эту часть реки называли "Невским проспектом" Волги – здесь проходили вверх и вниз ежедневно до 25 пассажирских пароходов и 40 – 45 буксирных, и редки были на реке те минуты, чтобы на ней не показывались то пассажирский пароход, то буксирный – с караванами, то беляны, красиво разукрашенные флагами, то плоты и т.п. Население здесь занимается разведением яблоневых садов, которые тянутся от Нижнего на несколько сот километров (Ульяновск и ниже). В яблочный сезон на плесе Нижний – Казань ставятся специальные пристани и местная линия Нижний – Исады удлиняется до Васильсурска. От Нижнего до Астрахани в настоящее время 3 ежедневных пассажирских линии – ускоренная, почтовая и пассажирская (линия рабочего туризма). Кроме того, от Нижнего ежедневно идут почтовые пароходы до Перми и с конца июня открывается вторая Камская линия (Кинешма – Нижний – Пермь). Из Нижнего две местных линии до Работок и Исад и несколько дачных до Кстова и В. Врага. Пароходы бельские и вятские до Нижнего не доходят, заканчивая свои рейсы в Казани (бельские) и в Соколках (вятские).
Транзитные паротеплоходы этого плеса роскошно отделаны и представляют максимум удобств для пассажиров I, II и отчасти III классов. На 9 паро-теплоходах Астраханской пассажирской линии III кл. имеет мягкие места, радиофицированные каюты, отдельные столовые III и IV кл. и пр. удобства для этих классов.

Пароход отвалил от Нижнего. Невольно хочется ещё раз полюбоваться, бросить прощальный взгляд. Окрестности Нижнего красивы и живописны. Справа старинный Печерский монастырь. Слева видны село Бор, где находится вокзал ж.д. Нижний – Котельнич, дачное место Моховые горы, расположенное в сосновом лесу, имеет хороший пляж. Несколько ниже, в стороне от Волги, с. Подновье (правый берег) известное своими огурцами. Затем пароход минует, когда-то знаменитый перекат "Телячий брод". Этот "брод" вкусно и жирно кормил целый сонм инженеров, устраивавших на перекате разные гидротехнические сооружения, которые в конце концов пришлось уничтожить и обратиться к землечерпания. Теперь перекат обезврежен. Далее на левом берегу Волги Собчино -  затон и ремонтные мастерские ВГРП. Часть товарных теплоходов типа Красный Профинтерн в зиму 1928 г. была капитально переделана на пассажирские в ремонтных мастерских этого затона. Здесь начинается кстовское колено. Волга делает изгиб – колено. Струя воды, ударяясь в правый берег, имеет здесь очень большую скорость. Во время ледохода в кстовском колене образуются заторы льда, которые ликвидируются подрывными работами. В 26 км от Нижнего расположено с. Кстово (правый берег). Дачное место. Далее Великий Враг (правый берег) красиво расположенный по уступам горы – также дачное место нижегородцев. Ниже с. Безводное (правый берег) известное производством рыболовных сетей, якорных цепей и т.п. Весной пристань на воложке, летом на Волге у острова. В 55 км от Нижнего с. Кадницы (правый берег) при впадении в Волгу р. Кудьмы. Местное население почти сплошь занято речным промыслом в качестве капитанов, лоцманов, матросов и пр. Напротив Кадниц затон "Парижская Коммуна" (бывш. Жуковский) – ремонт и зимовка судов.  В десяти км отсюда большое село Работки (правый берег). Работки, как и Кадницы, поставляют Волге капитанов, лоцманов, водоливов. Эти села и весь прилежащий к ним район (с. Слободское) населены главным образом, водниками. Работки служат пристанью для с. Б. Мурашкино, где находятся заводы, вырабатывающие овчины, полушубки, тулупы и т.д. Ниже Работок, в ложбине, притаились села – Слопинец (правый берег) и Татинец (правый берег) – старинные села , о которых недобрая поговорка говорит: "Татинец и Слопинец – всем ворам кормилец". За Татинцем находится мерная миля, где обычно производится испытание скорости пассажирских пароходов, чему способствует прямота фарватера. Дале с. Юркино (правый берег) с юркинским перекатом.

Приблизительно в 90 км от Нижнего в Волгу с левой стороны впадает сплавная река Керженец. Местность, по которой она протекает, покрыта лесами, в них когда-то находились раскольничьи скиты. П.И. Мельниковым-Печерским, командированным сюда для ликвидации раскола и закрытия скитов, были здесь собраны богатые материалы, положенные в основу его замечательных романов "В лесах" и "На горах". В.Г. Короленко в 90-х годах прошлого столетия также совершил поездку по Керженцу. Впечатления от нее он оставил в небольших очерках под общим названием "В пустынных местах". Приблизительно в 8 км от устья Керженца расположен Макарьев (левый берег) – крошечный городок, приютившийся под стенами Макарьево-Желтоводского монастыря. Прежде он был уездным городом, ныне входит в состав Лыковского уезда. Впрочем уездные учреждения были перенесены в Лыков ещё ранее до образования Лыковского уезда. А когда-то, более ста лет тому назад, в этом ныне обездоленном городке, где замерла всякая жизнь, где пусто и мертво, как в редком селе, жизнь била ключом и на берегу, и в городе, и в окрестности. Здесь была знаменитая Макарьевская ярмарка (возникшая в XVII веке) и переведенная сюда из Васильсурска, просуществовавшая весь XVIII и начало XIX века. Большой пожар в 1816 г. уничтожил ярмарку в Макарьеве и в следующем 1817 г. она была перенесена в Нижний, географическое положение которого как нельзя более благоприятствовало этому. Жители Макарьва занимаются хлебопашеством, сундучное производство, процветавшее здесь, почти сократилось. До настоящего времени сохранился своеобразный местный женский отхожий промысел - изготовление и продажа на улице дешевых обедов (в Нижнем на ярмарке). Макарьевский монастырь основан в XIV веке, ныне он упразднен – в нем находится Макарьевский детгородок, приютивший 150 воспитанников. С Волги монастырь красив и виден далеко и сверху и снизу. В Макарьеве пароходы не пристают, а останавливаются напротив в Лыскове. Пристань носит название Исады, т.к. с весны стоит несколько ниже от Макарьева (по фарватеру в 4 км) у села Исады (правый берег), живописно расположенного на Фадеевых горах, покрытых садами. Летом, по спаде воды, пристань ставится выше к лугам почти напротив Макарьева. От этой пристани до г. Лыскова 6 км хорошей мощеной дороги. Лысково (правый берег) – уездный центр всего этого района, и даже Васильсурск отнесен теперь к этому уезду. В Лыскове развито производство мелких металлических изделий, пожарных рукавов, скобяного товара. В Лыскове так же, как и в Исадах, ранее изготовлялись несгораемые шкатулки и сундуки. В настоящее время имеются несколько солодовенных заводов и мельниц. В Лыскове два техникума. За Исадами начинается яблочный район. Именно сюда направляются специальные пароходы за яблочным грузом, количество которого исчисляется в сотни тыс. тонн. В 38 км от Исад – Бармино (правый берег) жители занимаются разведением специально яблоневых садов. Далее Разнежье (левый берег), Сомовка (правый берег), Фокино (правый берег) – все яблочные пункты.

В 180 км от Нижнего, по течению Волги, красиво расположен Васильсурск (правый берег), приблизительно, в одном км от устья р. Суры. Весь в зелени Васильсурск, чудное дачное место, одно из лучших на Волге. Дачная жизнь в Васильсурске началась с 90-х годов прошлого столетия. Первым дачником называют учителя астраханской гимназии француза Гро. Потом появились астраханцы, бакинцы, не говоря уже о нижегородцах. В последние годы перед германской войной здесь можно было встретить среди дачников москвича и петербуржца. Живя в Васильсурске интересно совершить поездку по Суре до Курмыша (107 км). Жители Васильсурска занимаются рыболовством – известна знаменитая "сурская стерлядь", садоводством, пчеловодством и изготовлением клепки (бондарной), полозьев и дуг. Из окрестностей Васильсурска следует отметить корабельную дубовую рощу, находящуюся на окраине города у Пахотной слободы, где также живут дачники.Эта роща, спускающаяся по крутому скату к р. Суре, посажена по преданию Петром I. Далее по правому берегу р. Суры, в 5 км от Василя, в красивой местности, расположен Черемисский монастырь. Ниже Васильсурска по Волге расположена слобода Хмелевка (правый берег), ранее имевшая писчебумажную фабрику, производившую всевозможные сорта бумаги. В Хмелевской церкви, между прочим, находится икона какого-то святого с лошадиной головой. Ниже Хмелевки правый берег Волги, отчасти, напоминает Жигули, почему некоторые даже называют эти горы "Малые Жигули". Прогулки сюда любопытны. Предполагают, что здесь был Галанин городок, притон волжского пирата Галанина. Об этом подробно говорит Мельников-Печерский в своем романе "На горах". Здесь находят следы городищ. Васильсурск основан в 1523 г. для защиты края от "лихих" людей.

От Васильсурска Волга поворачивает к северу. Берега покрыты чернолесьем. В 27 км ниже село Юрино (левый берег), бывшая вотчина Шереметьевых (не графов) с богатой усадьбой, громадным парком, ныне вырубленным, и роскошным замком в стиле древних веков. Часть обстановки: картины, мебель – ныне из замка переданы Нижегородскому художественному музею. В общих чертах парк и замок видны с палубы парохода. Юрино известно кожевенным промыслом. Население также занимается клееварением (ранее были заводы), выделкой кожаных рукавиц и сандалий. Приблизительно в 6 км ниже Юрина в Волгу, с левой стороны, впадает судоходная и сплавная река Ветлуга, текущая по местности чрезвычайно богатой лесами. Против устья Ветлуги находятся два села – Покровское и Троицкое, разделенные небольшим оврагом и рекой Б. Юнга. До 60-х годов прошлого столетия здесь была лесная ярмарка, перенесенная затем ниже, в Козьмодемьянск. Подходя к устью Ветлуги в разгар сплава плотов можно заметить целую флотилию дощаников и других больших лодок. Это "хватальщики" – жители этих сел специально занимающиеся тем, что подхватывают выходящие из устья Ветлуги плоты, идущие по Ветлуге без якорей и специальных снастей. Они ведут их далее по Волге при помощи своих якорей. Теперь с уменьшением количества плотов, идущих с Ветлуги, этот промысел почти перевелся.

В 8 км от устья Ветлуги расположен Козьмодемьянск (правый берег) , Марийской обл., он широко амфитеатром спускается к Волге. В прежнее время, к началу июня, вся Волга здесь сплошь устанавливалась плотами. Тогда здесь устраивалась лесная ярмарка, делавшая миллионные обороты. Еще ранее мимо Козьмодемьянска проходили вереницы белян; отсюда они отправлялись дальше по Волге. Здесь в Козьмодемьянске происходит смена бурлаков – сплавщиков плотов. Ветлужские кончают свою путину, сдавая плоты волжским. В настоящее время значение Козьмодемьянска, в связи с уменьшением сплава леса с Ветлуги, значительно пало. Из целого ряда лесопильных заводов работают только три. В Козьмодемьянске имеется интересный музей. На пристань, к приходящим пароходам, выносят палки – "козьмодемьянки" местного изделия из древесных корней, трости, дорожные корзины. Здесь, как в Васильсурске, на пристани можно купить великолепную лесную землянику. В городе изготовляются: мебель кустарного производства из ивовых прутьев, полозья, дуги. Козьмодемьянск основан по предания Ионанном Грозным для защиты местного края. С 1600 г. он именуется как город. По р. Ветлуге от Козьмодемьянска до города Ветлуги ходят пассажирские пароходы ежедневно. За Козьмодемьянском Волга круто поворачивает к юго-востоку. Фарватер ее разбивается на рукава, река становится шире. Правый нагорный берег отходит, снова приближаясь к Волге у с. Ильинского (правый берег). Дачное место Ильинское расположено в чрезвычайно живописной местности, окруженной дубовой корабельной рощей. Далее Волга не меняет характера своего правого берега.

В 288 км от Нижнего – Чебоксары (правый берег), ранее уездный город Казанской губ., ныне центр автономной Чувашской республики, Чебоксары издали живописны, особенно когда вы подъезжаете к городу снизу, сверху Чебоксары почти совсем не видны. Торговое и промышленное значение Чебоксар исчерпывается, главным образом, местными нуждами чувашского населения. В городе выделываются корзины для тарантасов, доски и другие лесоматериалы, которые разрабатываются на лесопильном заводе, расположенном выше города. Развито мочальное и мебельное производство. В Чебоксарах сосредоточены административные учреждения Чувашской республики. Имеется рабфак, педагогический техникум, музей: издается газета на чувашском языке. Первые сведения о Чебоксарах относятся к XIV веку. За Чебоксарами пароход идет по прямому направлению около часа, благодаря прямоте фарватера Чебоксары все еще видны в живописной панораме. В 33 км ниже – Марьинский посад (Сундырь), на правом берегу Волги, почти против устья реки Б. Кокшаги. Марьинский посад ранее имел значительный экспорт яиц, сейчас ведет лесную торговлю и хлебная пристань. Имеется лесной техникум и школа по обработке дерева (инструкторов). Марьинский посад основан в XVII веке. Немного ниже от устья Б. Кокшаги в Волгу впадает сплавная река м. Кокшага. Далее пароход минует Чекуры (правый берег) дачное место, сосновый бор, великолепное купанье. Следующая пристань Козловка (правый берег). Центр яичной торговли всего этого района. Козловка также хлебная и лесная пристань. Вблизи Козловки, поодаль от Волги, находится село Беловолжское -  родина знаменитого русского геометра Н.И. Лобачевского. В 15 км ниже Козловки близ с. Вязовые (правый берег) Волгу пересекает железнодорожный мост Моск.-Каз. ж.-д. линии Москва – Казань – Свердловск. Мост этот строился довольно продолжительное время, окончен постройкой в 1913 г. Длина его 960 метров. Несколько ниже, с правой стороны, в Волгу впадает река Свияга, текущая параллельно Волге, но в противоположном ей направлении. Свияга судоходна только во время разлива на небольшом расстоянии от устья. На ней, в стороне от Волги, расположен город Свияжск (правый берег), ныне кантон автономной Татарской республики. Свияжск основан в 1551 г. Иоанном Грозным, во время его знаменитого второго похода против Казани. Свияжск интересен как исторический город. Километрах в 8-ми от устья Свияги расположено село Береговые Моркваши, с большой мукомольной мельницей. Ещё ниже деревня Печище (правый берег), за которой начинаются Услонские горы, в них производится ломка камня и обжигание извести. Далее, почти напротив Казани, расположено село В. Услон (правый берег) – превосходное дачное место , излюбленное казанцами. Дачными пароходами Услон связан с Казанью.

 


Публикацию Путеводителя подготовил Анатолий Талыгин



| © "Речная старина" Анатолий Талыгин 2006-2018 год. | Контактная страница. |