Речная старина

О сайте | Ссылки | Благодарности | Контактная страница | Мои речные путешествия |
Волга | Днепр | Кама | Нева | Ока | Окно в Европу | Север | Урал и Сибирь |
Материалы из газет, журналов и книг | Путеводители | Справочные и информационные материалы |
Список пароходов (1852-1869 гг.) | Справочник по пассажирским пароходам (1881 - 1914 гг.) | Старый альбом | Фотогалерея |
Коллекция Елены Ваховской | Коллекция Зинаиды Мардовиной | Коллекция Игоря Кобеца | Коллекция Сергея Новоселова |
События 1841-1899 г.г. | События 1900-1917 г.г. | События 1918-1945 г.г. | События 1946-1960 г.г. | События 1961-1980 г.г. |
Волга: Сталинград

В 1750 км от Нижнего на возвышенной равнине правого берега Волги расположен Сталинград (48° 42' с.ш. и 62° 11' в.д.), бывш. Царицын, ранее губернский город, ныне округ Нижнее-Волжского края с населением в 150 тыс. жит. Сталинград через Грязи соединен с Москвой (1072 км) Юго-Вост. ж.д., с Ростовом на Дону, Новороссийском и Владикавказом через стан. Тихорецкую Сев. Кав. ж.д. Со станции Донской (бывш. Калач) Сталинград соединяется Юго-Вост. ж.д. (расстояние 82 км). Вокзал Юго-Вост. ж.д., от которого идут поезда на Москву, Тихорецкую, находится близ центра города. Сталинград выстроен на песчаном берегу, мало привлекателен. Здесь часты ветры, которые летом несут с собой тучи песка, затрудняющего дыхание и ходьбу. Обыкновенно летом здесь утомляющий зной. Торгово-промышленное значение Сталинграда, благодаря его исключительно выгодному географическому положению, огромно. С прорытием Волго-Донского канала его значение ещё более возрастет. Сталинград является главным лесным рынком для всех губерний волжского бассейна. Отсюда лес идет на юг, в Ростов на Дону и далее. В Сталинграде имеется несколько лесопильных заводов. Главный из них огромный завод "25-ое Октября". В Сталинграде перегружают керосин, приходящий сюда наливом из Баку. Отсюда он идет по ж.д. в вагонах – цистернах.  Для нефтяных операций построен здесь целый городок, т.н. Нобелевский, ныне Красная Баррикада. Городок этот расположен выше пристаней на северо-восток от города. При подъезде на пароходе сверху он обращает на себя внимание вместе с металлургическим заводом "Красный Октябрь". Городок и завод интересны для экскурсий. По торговле рыбой Сталинград также занимает значительное место. Отсюда железной дорогой рыба развозится в разные места СССР. Здесь также идет торговля солью, доставляемой сюда из Баскунчакского озера, через пристань Владимировку. Сталинград торгует хлебом, имеет крупное горчичное производство (есть несколько горчичных заводов). Интересных зданий в городе мало. Дом "Науки и Искусства" и Краевой музей, помещаемый в бывш. церкви Преображения. В Сталинграде за время пароходной стоянки (4-5 часов) можно, воспользовавшись трамваем, ознакомиться с городом и даже побывать в нефтяном городке. На обратном пути из Астрахани рекомендуется время стоянки парохода использовать на осмотр металлургического завода "Красный Октябрь". В городе издается газета. Кроме трамвая имеется автобус. Есть несколько гостиниц, лучшая "Люкс" на Волго-Донской ул. Из Сталинграда местные линии по Волге вверх до Балыклея и вниз до Солодников, по Ахтубе до Капустина Яра. О Царицыне упоминается в 1589 г., а ранее он был татарским селением. Описание Царицына встречается у Олеария. К описанию приложен вид Царицына. История Царицына – перечень нападений на него разных атаманов Понизовой Вольницы. С развитием пароходного движения Царицын стал гигантски расти. В 1841 г. здесь было 6½ тыс. жителей, в 1904 г. свыше 80 тыс., а теперь 150 тысяч. В 1925 г. Царицын был переименован в Сталинград.

.


Публикацию Путеводителя подготовил Анатолий Талыгин



| © "Речная старина" Анатолий Талыгин 2006-2017 год. | Контактная страница. |