Речная старина

О сайте | Ссылки | Благодарности | Контактная страница | Мои речные путешествия |
Волга | Днепр | Кама | Нева | Ока | Окно в Европу | Север | Урал и Сибирь |
Материалы из газет, журналов и книг | Путеводители | Справочные и информационные материалы |
Список пароходов (1852-1869 гг.) | Справочник по пассажирским пароходам (1881 - 1914 гг.) | Старый альбом | Фотогалерея |
Коллекция Елены Ваховской | Коллекция Зинаиды Мардовиной | Коллекция Игоря Кобеца | Коллекция Сергея Новоселова |
События 1841-1899 г.г. | События 1900-1917 г.г. | События 1918-1945 г.г. | События 1946-1960 г.г. | События 1961-1980 г.г. |
Кама: Верховья Камы

Кама главнейший приток Волги, длина её 2707 км. Истоки Камы находятся у деревни Карпушиной в 60 км от Глазова. Главные притоки Камы – Чусовая, Белая с рекой Уфой и Вятка. Кама судоходна на расстоянии 1215 км от впадения в неё реки Вишеры до устья. Весной маленькие пароходы могут подниматься до с. Кай. Отсюда Кама пригодна для сплава. В верхней своей части один из притоков Камы – Южная Кельтма близко сходится с притоком ВычегдыСеверной Кельтмой. Таким образом, бассейн Камы соединяется с бассейном Северной Двины, для чего в 1822 г. был прорыт Северо-Екатерининский канал – между Северной и Южной Кельтмой (длиной в 18 км). Ныне этот канал бездействует. Приток Камы Вишера с Колвой соединяет в этой же части при помощи волоков Каму с бассейном реки Печоры. В XVIII в. академиком Паласом был предложен проект транс-уральского водного пути, которым Кама соединялась с бассейном реки Оби. Для осуществления указанного проекта необходимо было шлюзовать реку Чусовую, создать несколько водораздельных каналов и проч., что требовало, конечно, больших средств. Проект этот до сего времени сохраняет свой интерес и, возможно, в будущем, с некоторыми изменениями будет осуществлен.
Кама – по своей величавой мощи и красоте – производит сильное впечатление на туриста. Своим простором, разнообразием видов и могучей растительности северная красавица не только не уступает Волге, но местами даже превосходит её.
После впадения Южной Кельтмы Кама поворачивает на юг и принимает приток – реку Вишеру, по которой уже существует правильное пассажирское движение от Чердыни до Перми. Пароходы этого плеса – двухэтажного типа, вполне удобны по помещению. Чердынь находится на притоке Вишеры – Колве (в 7 км от устья её). Когда-то этот город играл большую роль, как перевалочный пункт для товаров, идущих с Камы на Печору. Чердынь одно из крупнейших поселений Камского края.  Неподалеку отсюда на Каме была столица финских племен, называемых Пермью. Страну называли Биармией. В XVI в. город был перенесен на место современной Чердыни. В конце XIX века Чердынь была местом административной высылки. В настоящее время это небольшой город Верхнее-Камского округа. В Чердыни имеется музей им. Пушкина. В 40 км от города верх на Вишеру  находится горный кряж – Полюдов Камень (525 м) – место интересное для экскурсий. Выше Чердыни на Вишерке с. Ныроб и  Пыскор. После спада воды пароходы останавливаются ниже Чердыни, у с. Серегова. Следующая пристань уже на Каме. На реке Усолке, впадающей слева в Каму, расположен г. Соликамск. В районе Соликамска и нижележащих Березниках открыты громадные залежи калия – минерала, употребляемого в промышленности и сел. хозяйстве. Ныне по левому берегу Камы прокладывается железная дорога от Усолья до Соликамска (30 км). Устанавливается высоковольтная магистраль электропередачи от Губахинской районной электростанции, которая осветит весь округ. Главная промышленность Соликамска пока солеварение, центром которого является Усолье – окружной город Верхнее-Камского округа Уральской области.  Имеется музей. Экскурсбюро с общежитием. В Усольи солеварение завели Стргановы в 1606 г. Ныне здесь находится трест "Пермсоль", объединяющий все соляные промыслы. Напротив Усолья расположены Березники – пароходная остановка. В Березниках солеварни, содовой завод бывш. "И. И. Любимова и Сольве". Березники соединяются Чусовской линией Пермской ж.д. с Пермью – Свердловском. Здесь две станции –Усольская и Солеварня. От Усолья до Перми пароходы идут уже ежедневно.
Из пристаней до Перми обращает внимание  - Орел – одно из старейших селений на Урале, ниже в 45 км Усть-Пожва, вблизи которой находятся: Майкорский завод (в 16 км), Елизавето-Пожевский завод (8 км), вырабатывающий оцинкованную и железную посуду. Основан в 1798 г. Всеволжским. В 6 км от пристани на реке Пожве Пожевецкий железоделательный завод (не работающий). Завод этот основан Строгановым в 1759 г. затем он был передан Всеволжскому – здесь в 1817 г. им были построены первые два парохода в России – 36 и 6 сил, впоследствии эти пароходы погибли на Каме против села Тихие Горы. Здесь же был построен первый русский паровоз для первой русской железной дороги (Царскосельской) в 1839 году. От пристани Пожва прямая дорога на Кудымкор – окружной город Коми-Пермятского округа. Следующая пристань – Чермоз – против устья реки Косьвы. Вблизи пристани железоделательный завод (бывш. князя Абамелик-Лазарева). Далее – Слудка – родина камских капитанов и лоцманов. Слудка была пожалована Иваном Грозным Строгановым в награду за поддержку Ермака при завоевании Сибири. Всего Строгановы получили здесь по особому акту около 3 мил. десятин. В настоящее время в Слудке свыше 3000 жителей. Следующие пристани – Добрянка, Полазна с железоделательными заводами, которые когда-то также принадлежали Строгановым. Далее обращает внимание Хохловка, расположенная в чрезвычайно живописной дачной местности. Затем пароход минует Заозерский затон, ниже которого в Каму впадает река Чусовая близ Левшина. Здесь в 1919 г. Колчак "сжег свои корабли" – он велел загнать в устье Чусовой 52 парохода и 30 номеров барж, которые зажег керосином, выпущенным из нефтехранилищ. Всего на протяжении от устья Камы до Усолья белогвардейскими войсками было уничтожено огнем: 61 пароход, 43 баржи, 10 дебаркадеров, потоплено 10 пароходов, 9 баржей, 4 дебаркадеров, выброшено на берег и посажено на мель 13 пароходов, 60 баржей, 17 дебаркадеров (краткие очерки из истории союза работников вод. тран.). Чусовая (имеет 777 км длины) – живописнейшая река, особенно в верхнем течении от Коуровки до Чусовской. Берега ее полны дикой нетронутой красоты. Кругом скалы, знаменитые камни – "бойцы", о которые много раз разбивались плоты и барки. Туристические организации устраивают экскурсии по Чусовой на лодках. Для туристов и экскурсантов "Советский Турист" здесь имеет базы в Коуровке и Усть-Утке (на полпути до Чусовской). Пароходного движения по Чусовой в настоящее время нет. Ранее, лет 20 тому назад, существовала товаро-пассажирская линия по Чусовой и Сылве от Перми до Кунгура; линия эта закрылась в виду невозможности конкурировать с жел. дор., соединившей кратчайшим путем Пермь с Кунгуром; Левшино – товарная пристань Перми. Далее пароход минуте громадный машиностроительный завод Мотовилиху, близ станции Мотовилиха Пермской ж.д. Рядом с заводом на горе расположен большой поселок с населением около 40 т. жителей. Мотовилихинский завод основан в 1736 г., работает с 1738 г. Из числа достопримечательностей завода необходимо отметить молот-колос (весом около 50 тонн) и гигантскую пушку (весом 48 тонн).


Публикацию Путеводителя подготовил Анатолий Талыгин



| © "Речная старина" Анатолий Талыгин 2006-2017 год. | Контактная страница. |