Речная старина

О сайте | Ссылки | Благодарности | Контактная страница | Мои речные путешествия |
Волга | Днепр | Кама | Нева | Ока | Окно в Европу | Север | Урал и Сибирь |
Материалы из газет, журналов и книг | Путеводители | Справочные и информационные материалы |
Список пароходов (1852-1869 гг.) | Справочник по пассажирским пароходам (1881 - 1914 гг.) | Старый альбом | Фотогалерея |
Коллекция Елены Ваховской | Коллекция Зинаиды Мардовиной | Коллекция Игоря Кобеца | Коллекция Сергея Новоселова |
События 1841-1899 г.г. | События 1900-1917 г.г. | События 1918-1945 г.г. | События 1946-1960 г.г. | События 1961-1980 г.г. |
Западная Двина и Днестр

Западная Двина, вытекая из тех же возвышенностей как Днепр и Волга, проходит чрез губернии Тверскую, Витебскую, разграничивает губернии Витебскую и Лифляндскую от Минской и Курляндской и поворотив в Лифляндию впадает в Рижский залив в 14 верстах ниже г. Риги двумя рукавами. Длину ее считают в 900 верст. Ширина реки в верхних частях З5 и 50 саж. Ниже Витебска она доходит до 110 саж., а у Динабурга до 120 саж. Глубина реки весьма изменчива, в иных местах она до 2 саж., а в иных всего 2½ фута. Кроме того судоходству много мешают пороги и мели; первые встречаются перед Дисной (Дисненские) и ниже ее перед Динабургом. Потом около Какенгузена и между Фридрихштатом и Ригою. Все эти препятствия допускают полное сплавное судоходство только весною; в остальное время суда должны непременно перегружаться. Взводное судоходство летом, по спаде вод производится на небольших лодках перевозящих больше иностранные, негромоздкие товары, но и этот промысел с проведением Рижско-Витебской железной дороги значительно ослабел. Пристаней на Двине много; при каждой из них грузятся товары и сплавляются в Ригу; между ними более значительные: Витебская, Диснинская, Дрисская, Динабургская, Бреславская, Якобштатская, Фридрихштатдская. Вообще сплавляются по Двине лен, пенька, хлеб в разных зернах и лес в досках, брусьях и бревнах в значительном количестве, а также и другие товары, составляющие предмет вывозной торговли, сосредоточенной в г. Риге, напр. смола, деготь. Вообще полагают, что по Двине в Ригу сплавляется всех товаров на сумму до 7—8 миллионов рублей.
Суда, употребляемые для сплава, суть по преимуществу барки, лодки и плоты. Oни ничем не отличаются от барок, лодок и плотов   употребляемых на других реках, о которых, будет сказано ниже, а строят их в лесных уездах Витебской губернии и по преимуществу в Суражском, Велижском и других местах по правую сторону Динабурга.

Днестр еще менее Двины удобен для судоходства. Его течение считают в 1000 верст. Он порожист при г. Ямполе, где в одном месте ширина Днестра всего 24 сажени; берега в этом месте отвесны, скалисты и походят как бы на ворота, где существует два небольших но весьма быстрых прохода глубиною в 5½ аршин, от чего чрез пороги сплавляют только лесные плоты и паромы идущие из Австрии и то с большою опасностью. Малейшая неосторожность при спуске, нередко бывает причиной гибели; их разбивает по частям, ломает деревья и проносит чрез быстрину, при чем трудно бывает спастись бедным плотовщикам. Судоходство по Днестру существует только в низовьях от Тирасполя до его устья; оно находится в жалком виде прибрежные жители не выказывают никакой к нему охоты. В таком же состоянии находится и судостроение; оно производится в Бендерах, где строят плашкоты, это одномачтовые грузовые суда и галеры, хотя и носящие громкое название благоустроенного древнего судна, но в сущности составляющее верный тип обыкновенной барки, грубо обделанной и плохо сколоченной, способной поднять  до   6000 пудов грузу.



| © "Речная старина" Анатолий Талыгин 2006-2017 год. | Контактная страница. |