Речная старина

О сайте | Ссылки | Благодарности | Контактная страница | Мои речные путешествия |
Волга | Днепр | Кама | Нева | Ока | Окно в Европу | Север | Урал и Сибирь |
Материалы из газет, журналов и книг | Путеводители | Справочные и информационные материалы |
Список пароходов (1852-1869 гг.) | Справочник по пассажирским пароходам (1881 - 1914 гг.) | Старый альбом | Фотогалерея |
Коллекция Елены Ваховской | Коллекция Зинаиды Мардовиной | Коллекция Игоря Кобеца | Коллекция Сергея Новоселова |
События 1841-1899 г.г. | События 1900-1917 г.г. | События 1918-1945 г.г. | События 1946-1960 г.г. | События 1961-1980 г.г. |
Москва-река

Река Москва берет начало в Смоленской губ и протекает по Моск. губ. на расстоянии 448 км. Судоходна от г. Москвы, движение пароходов устанавливается в конце мая по готовности плотин и открытии шлюзов. Водный путь р. Москва – Ока 1066 км, из которых на долю р. Москвы падает 181 км (от города Москвы до впадения в Оку). Этот путь пассажирские пароходы от Москвы до Нижнего проходят в четверо суток. Пароходы отходят от Москвы ежедневно в 6 часов вечера. Пристань ВГРП находится на Комиссариатской набережной, между Устинским и Краснохолмским мостами (ближ. №№ трамваев А, Б, 19, 23). Пассажирские пароходы на этом плесе типа волжских, то есть двухэтажные с отдельными каютами I и II классов, имеют салоны, столовые и пианино (вновь переделанные имеют ванны).По отходе парохода от Московской пристани обращает внимание Симонов монастырь (левый берег) – здесь живут рабочие ближайших заводов "Динамо" и "Амо". В монастыре похоронены С.Т. Аксаков, декабрист Н.А, Васильчиков. Далее идут кусочки индустриальной Москвы – завод "Динамо" (левый бюерег), немного ниже на правом берегу обращает внимание Данилов монастырь, в нем похоронены Н.В. Гоголь, поэт Н.М, Языков, Н.Г. Рубинштейн и др. Ныне в монастыре также общежитие рабочих. За Даниловым монастырем пароход, пройдя под мостом Окружной ж.д. минует села Верхние и Нижние котлы. Здесь находится фабрика Даниловской камвольной мануфактуры, 2 кожевенных завода Москожа и Государственный кожевенный завод. Далее пароход минует воздушный кабель Каширской электростанции, за которым на левом берегу показывается деревня Кожухово (левый берег). В 4 км от нее – Перерва – первый шлюз и первая остановка парохода.

Река Москва в 70-х годах прошлого столетия была шлюзована частной французской компанией, взявшей на себя эксплоатацию этого пути. Шлюзование дало возможность судам, идущим с Оки до Москвы, без перегрузки перевозить товары при осадке до 0,9 метра. Шлюзы по р. Москва: в Перерве, Беседе, Андреевке, Софьине, Фаустове и Северке. В 1836-37 гг. в Москву была устроена Бабьегородская плотина и в отводном канале Краснохолмский шлюз, что также поддерживает глубины ниже Москвы. Пропуск судов через шлюзы занимает от 40 мин. до 1 часа времени, сверху и снизу шлюзов имеются сигнализации, для указания судам свободен шлюз или судно должно ожидать очереди шлюзования. Ниже Перервы расположено село Коломенское (правый берег), основанное в XIII веке. Здесь царем Алексеем Михайловичем был выстроен роскошный дворец. Обращает внимание изумительная по архитектуре церковь Вознесения (1531 г.).Сохранилось и царское сидение на церковной террасе, с которого Иоанн Грозный любовался на "потехи" – дикие забавы, кулачные бои, обливание живого человека на морозе водой до тех пор, пока от него не получался ледяной столб. При царе Алексее Михайловиче, здесь стрельцами была произведена жестокая расправа над торговыми людьми боярскими холопами и крестьянами, участниками восстания 1670 годах. Жители Коломенского, также как  и с. Кожухова , занимаются огородничеством. Здесь осенью пассажирские пароходы, идя вверх, останавливаются для выгрузки огурцов, которые засаливаются местными крестьянами для Москвы. Следующая пристань Беседа – шлюз, за которой расположен Николо-Угрешский монастырь. К югу от него находится с. Остров. Здесь каждое лето открывается экскурсионная база, объединенного Экскурсионного Бюро Наркомпроса (ныне "Советский турист"). Ниже в 7 км Андреевский шлюз, за ним обращает внимание села Верхнее и Нижнее Мячково (известное своими каменоломнями). Из Мячковского "мрамора" строилась белокаменная Москва.  За Софьинским шлюзом пароход минует гор. Бронницы (правый берег). Следующая пристань Фаустовский шлюз, вблизи которого ст. Фаустово Моск-Каз.ж.д. За с. Марчуги, бывш. вотчиной князей Пожарских (правый берег),  р. Москва делает 18 беспрерывных крутых колен и зигзагов, что препятствует судоходству, часто задерживая пароходы при встречах. До Северского шлюза (последнего на р. Москве) обращает внимание бывш. имение Орлова-Давыдова, ныне детская колония. Против шлюза виден красивый дом отдыха Наркомздрава.

За Северским шлюзом видна уже Коломна, расположенная на правом берегу реки со своими старинными башнями Кремля, из которых особенно выделяется башня Марины Мнишек. Коломна до XIV века входила в состав Рязанского княжества. Она видела под стенами полчища Батыя, 1237 г. вслед за Рязанью она им была опустошена и разрушена. Её разоряли орды Тохтамыша (1328 г.) и Махмед Гирея (1525 г.). В XVII веке она была в руках Болотникова, занимали ее и польские войска Лисовского и самого Лже-Дмитрия. Здесь же в Коломне жила, бежавшая из Калуги, Марина Мнишек со своим маленьким сыном Иваном. В Кремле, кроме башни Марины Мнишек, интересны Пятницкие ворота и подземная церковь. Пароход здесь стоит достаточно долго, можно успеть побывать в городе и сделать беглый осмотр Кремля. Туристам, едущим из Москвы до Коломны и возвращающимся обратно поездом в Москву, рекомендуется садиться на станции Голутвино, где имеют остановку все дальние поезда. От исполкома Коломны до Голутвина ходят автобусы (нерегулярно). Коломна от Москвы по ж.д. в расстоянии 115 км, езды около 3 ½ часов. По последней переписи в Коломне насчитывается около 32 тыс. жит. За пристанью находится мост Моск.-Каз. ж.д. (2 пролета). Мост открыт в 1863 г. За мостом вдоль правого берега р. Москвы расположен Коломенский машиностроительный завод, принадлежащий ныне Объединению Гос. Мет. заводов (Гомза). Завод основан в 1863 г. для сборки железнодорожных мостов через р. Москву и Оку. В 1869 г. здесь был построен первый паровоз, а в 1878 г. первый пароход. С 1907 г. Коломенский завод стал строить теплоходы. Большие пассажирские теплоходы, совершающие рейсы в ускоренной Астраханской линии ВГРП были сконструированы и построены здесь. Товарные теплоходы (бывш. Восточного О-ва), ныне переделанные на  товаро-пассажирские (3 линия), были построены также в Коломенском заводе. В настоящее время завод изготовляет тракторы. Ниже завода обращает внимание Голутвин монастырь. В нем находился в ссылке монах Авраамий, обличавший Петра Великого (1697 г.). Вблизи отсюда расположено ст. Голутвино Моск.-Каз. ж.д. В 1905 г. семеновцы во главе с полковником Риманом, здесь расстреливали рабочих. За Голутвиным монастырем р. Москва впадает в Оку.


Публикацию Путеводителя подготовил Анатолий Талыгин



| © "Речная старина" Анатолий Талыгин 2006-2017 год. | Контактная страница. |