Речная старина

О сайте | Ссылки | Благодарности | Контактная страница | Мои речные путешествия |
Волга | Днепр | Кама | Нева | Ока | Окно в Европу | Север | Урал и Сибирь |
Материалы из газет, журналов и книг | Путеводители | Справочные и информационные материалы |
Список пароходов (1852-1869 гг.) | Справочник по пассажирским пароходам (1881 - 1914 гг.) | Старый альбом | Фотогалерея |
Коллекция Елены Ваховской | Коллекция Зинаиды Мардовиной | Коллекция Игоря Кобеца | Коллекция Сергея Новоселова |
События 1841-1899 г.г. | События 1900-1917 г.г. | События 1918-1945 г.г. | События 1946-1960 г.г. | События 1961-1980 г.г. |
Ока: От Мурома до Нижнего

В 506 км от Рязани на высоком левом берегу красиво раскинулся Муром, 23 тыс. жит., соединенный Моск.Каз. ж.д. с Москвой (288 км), Казанью, Уралом и Сибирью. Нижегородская ж.д. через Новки соединяет Муром с Москвой (364 км) и Нижним (324 км). У Мурома Моск. Каз. ж.д. пересекает Оку мостом, открытым для движения в 1912 г. Мост имеет 6 речных и 2 береговых пролета. От Мурома до Нижнего существует 2-я пассажирская ежедневная линия с отвалом парохода в 12 ч. дня. Линия эта весьма удобна для москвичей, желающих на два дня вырваться из душного города и проехаться на пароходе. Муром существует со времен Рюрика, издревле считался важным торговым пунктом. В 1232 г. Муром был почти уничтожен татарами и около 150 лет был в полном упадке. В XIV веке город был присоединен к Москве. В настоящее время, благодаря выгодному географическому положению, двум ж.д., пароходной пристани, город сильно растет. В Муроме имеются краевой музей и биологическая станция. Есть номера (Профсоюз. Ул.). Напротив города от пристани Ока-Липня идет узкоколейная дорога к Кулебакскому заводу. В двух км выше Мурома находится известное по былинам с. Карачарово (левый берег), родина богатыря Ильи Муромца. Здесь сделано немало археологических находок. В оврагах Карачарова находили кости мамонта, носорога и орудия каменного века. Ниже Мурома Ока вновь вступает в луга.  Близ с. Благовещенского, приблизительно в 20 км от Мурома, видна чернеющая ложбинка, остаток доисторического озера. Здесь находят много предметов неолитической эпохи. Долина Оки между Муромом и Павловым, по богатству геологических и палеонтологических остатков древности, одна из самых замечательных в СССР. Первая пристань за Муромом Монастырьк. За ней Александрово, после которой пароход останавливается у Жайска. Район этот занимается кустарным производством сундуков. За пристанью Погожи остановка у Варежа. Население занято кустарным производством топоров и ножей. Имеется отделение фабрики стальных изделий "Труд". В 11 км от Варежа, на правом берегу, расположен город Павлово, до 1923 г. село, соединенное через Кудьму вновь отстроенной железной дорогой с Нижним (95 км). Павлово – советский Золинген, столица кустарей слесарного промысла. Павловские металлические изделия известны с XVII века. До 25 тыс. кустарей в районе занято изготовлением ножей, замков, ножниц, хирургических инструментов. Осмотр Павлова интересен в базарные дни. В городе, близ пристаней, есть номера, имеется недурной сад, откуда открывается вид на далекие окрестности: хорошо виден Вареж с пароходной пристанью. Вечером можно с бульвара проследить отвал от варежской пристани парохода Муромской линии. Павлово известно с XVII века, в XVIII веке принадлежало Шереметьевым – владельцам подмосковных Кусково и Останкино. Им же принадлежал весь этот район вместе с с. Ворсма (находящимся в 5 км от Павлова), известным своими "завьяловскими" стальными изделиями.
Между Павловым и Горбатовым в Оку впадает судоходная река Клязьма, за которой в 8 км ниже, на высоте 80 метр над уровнем реки, расположен бывш. уездный город Горбатов (правый берег), дачное место. Внизу по берегу Оки расположено с. Избылец. Горбатов чрезвычайно живописен, весь в садах, славится своими вишнями. Ведет торговлю пенькой, веревками, канатами. Имеется канатная фабрика, принадлежащая кооперативному т-ву. Следующая пристань Черноречье (левый берег) близ станции Растяпино Моск. Нижегор. ж.д. В Черноречьем Ока делает крутую излучину влево, затем  направо  и подходит к с. Дуденево (правый берег), которое расположено близ затона, у подножья высокой горы. В Дуденеве затон для зимовки судов ВГРП. В затоне находится несколько "кладбищенских" пароходов. Пройдя Оленинскую воложку, пароход минует Доскинский затон – место ремонта и зимовки пассажирских паротеплоходов. Отсюда правый возвышенный берег покрыт сплошным тенистым лесом и зеленеющими садами, среди которых уютно расположились пригородные дачные места. На реке больше оживления. Здесь ходят маленькие дачные пароходы, несколько раз в день, специальных линий Нижний – Доскино, Нижний – Новинки.
На левой стороне "затон 25-го Октября" у Молитовки – ремонт и зимовка буксирных пароходов, затон им. Смирнова (бывш. Слудинский) - ремонт и зимовка пароходов местного сообщения, заводы "Двигатель революции", "Красная Этна" и наконец Канавино.
Справа полотно Моск. Каз. ж.д. (Ромодановская ветка), вокзал и окская пристань, напротив Главного ярмарочного дома, в нескольких метрах от плашкоутного моста. Водный путь Москва – Нижний кончен. Перед нами красавец Нижний.


Публикацию Путеводителя подготовил Анатолий Талыгин



| © "Речная старина" Анатолий Талыгин 2006-2018 год. | Контактная страница. |