Речная старина

О сайте | Ссылки | Благодарности | Контактная страница | Мои речные путешествия |
Волга | Днепр | Кама | Нева | Ока | Окно в Европу | Север | Урал и Сибирь |
Материалы из газет, журналов и книг | Путеводители | Справочные и информационные материалы |
Список пароходов (1852-1869 гг.) | Справочник по пассажирским пароходам (1881 - 1914 гг.) | Старый альбом | Фотогалерея |
Коллекция Елены Ваховской | Коллекция Зинаиды Мардовиной | Коллекция Игоря Кобеца | Коллекция Сергея Новоселова |
События 1841-1899 г.г. | События 1900-1917 г.г. | События 1918-1945 г.г. | События 1946-1960 г.г. | События 1961-1980 г.г. |
Ветлуга, Клязьма и Теза

Ветлуга

Река Ветлуга берет свое начало в Котельническом уезде, Вятской губ. Длина реки 800 км. По меткому выражению Сидорова Ветлуга "река лесов и глухих дебрей, река плотовщиков и баржей, река сектантов и мнимых кладов, полная таинственности и сказаний, река чудес и легенд, с ее дивными озерами, в которых слышится колокольный звон и скрыты незримые города, на берегах которой постоянно ютились разбойники и куда скрывались недовольные и беглые". От впадения реки Вохмы, Ветлуга становится сплавной рекой, а от Шарьи судоходной до устья (550 км). От Ветлуги до Козьмодемьянска на Волге 11 остановок. Город Ветлуга (правый берег) почти весь виден с реки, откуда он довольно живописен. Жители занимаются обработкой леса и лесных материалов (лыко, рогожа). В городе картонная фабрика, пивоваренный и кожевенный заводы, лесной техникум. В 179 км Варварино, незначительная пристань. Ниже в 40 км Баки. Здесь через Ветлугу проходит жел-дор. мост, вновь отстроенной линии Нижний – Котельнич. Пристань Воскресенское большое село. Здесь остановка туристов, направляющихся на оз Светлояр (Озеро Светлояр – вулканическое озеро на реке Люнде. С ним связана легенда о невидимом граде Китеже. – "Сказание о граде Китеже" Н.А. Римского-Корсакова), близ села Владимирского в 25 км от пристани. Оз. Светлояр интересно посетить накануне 6 июля – сюда сходится много паломников, проходит интересная процессия вокруг озера. В это время движение пароходов на Ветлуге не всегда прекращается – река мелеет иногда позже. Из писателей Светлояр посетили Короленко, Мережковский, Гиппиус. За Воскресенском 4 остановки – главная Марьино. Проехать по Ветлуге на пароходе интересно, до сих пор уцелела поэзия этого края, описанного Короленко "В пустынных местах" (из поездок по Ветлуге и Керженцу), "Река играет". У Н.Н. Оглоблина есть интересный очерк "На реке Ветлуге" (Ист. Вест. 1902 г. 10 кн.). О Ветлужьи много и красиво писал Мельников-Печерский. Пароходная поездка дает много материала из жизни обширного лесного царства. Живой артерией которого является Ветлуга с ее сплавными притоками. Она познакомит туриста с типом бурлака-крестьянина, отдающего бурлачеству часть свободного от крестьянства времени. Поездка на ветлужском пароходе любопытна и по тем условиям плавания, которое до сих пор существует на таких проселочных реках, кА Ветлуга. От Козьмодемьянска пароходы на Ветлугу отходят ежедневно.

Клязьма и Теза

Клязьма берет начало в Московском у., проходит через города: Орехово-Зуево, Покров, Владимир, Ковров, Вязники, Гороховец. Длина Клязьмы 626 км. Почти параллельно Клязьме идет линия Моск. Ниж. Ж.д. С левой стороны в Клязьму впадает р. Теза. Она протекает по местности богатой фабриками. Теза является естественным водным путем для промышленного Иваново-Вознесенского района, в частности для г. Шуи. Близ ее устья известная фабрика Южа (бывш. Балина). Теза узка и мелководна, ее естественное состояние непригодно для судоходства. В 1834 –1836 гг. Теза была шлюзована на расстоянии 94 км. Всех шлюзов на Тезе пять. Главная масса груза – дрова, заготовляемые в нижней части Тезы и отправляемые вверх для Шуи и Иваново-Вознесенска. По Тезе есть пассажирская линия, ходят малые пароходики с пассажирскими баркасами, на которых имеются только III Кл. Тезянская линия начинается от Шуи и кончается у пристани "8 февраля", где пересадка на пароход, идущий в Нижний. С навигации 1928 г. открыта пассажирская линия от Вязников до Коврова (96 км). За последнее время выдвинута проблема клязьминского водного пути, взамен Московско – Окского (Москва – Рязань – Нижний).

Этот вариант предусматривает соединение Москвы с рекой Клязьмой и Окой, что сохранит водный путь Москва – Нижний на 460 км, против ныне существующего Москва –Ока. По проекту новый водный путь пойдет по реке Оке от Нижнего Новгорода до устья Клязьмы (88,5 км), далее по Клязьме, на протяжении 562 км до ж.д. станции между Щелковым и Богородском, отсюда каналом до Москвы на протяжении 21,5 км. Все протяжение пути, с испрямлением извилистых мест течения реки составит 607 км. Ширина канала предложена 30 мет., глубина пути 182,5 см. так что большие волжские пароходы пойдут от Астрахани без перегрузки и пересадки пассажиров до гор. Москвы.

 


Публикацию Путеводителя подготовил Анатолий Талыгин



| © "Речная старина" Анатолий Талыгин 2006-2017 год. | Контактная страница. |