Речная старина

О сайте | Ссылки | Благодарности | Контактная страница | Мои речные путешествия |
Волга | Днепр | Кама | Нева | Ока | Окно в Европу | Север | Урал и Сибирь |
Материалы из газет, журналов и книг | Путеводители | Справочные и информационные материалы |
Список пароходов (1852-1869 гг.) | Справочник по пассажирским пароходам (1881 - 1914 гг.) | Старый альбом | Фотогалерея |
Коллекция Елены Ваховской | Коллекция Зинаиды Мардовиной | Коллекция Игоря Кобеца | Коллекция Сергея Новоселова |
События 1841-1899 г.г. | События 1900-1917 г.г. | События 1918-1945 г.г. | События 1946-1960 г.г. | События 1961-1980 г.г. |
Северная Двина

Северная Двина берет начало в Вологодской губернии и пройдя около 700 верст; впадает в Белое море близ Архангельска четырьмя рукавами, из которых только Березовский доступен для больших грузовых судов. По остальным плавают лишь мелко сидящие лодки и суда. Ширина судоходной части реки от 200 саж. до 1½ верст, у Архангельска 3 и 5 верст. Глубина от 3 до 7 сажень и находится в зависимости от морских приливов, оказывающих свое влияние на низовья реки. Особенность Двины состоит в судоходности ее почти по всей своей длине, что без сомнения увеличивает ее судоходное значение. Собственно Двина начинается от слияния рек Юга и Сухоны;последняя вытекает из Кубенского озера, служащего соединительным путем в системе вод между Балтийским и Белым морем. Вообще, северо-двинская водная система дает возможность к сбыту лeca и лесных произведений из богатых лесами местностей Вологодской и Архангельской губернии.
Собственно на Двине суда не строятся, судостроение весьма развито на pp. Лузе, Юге, Cyxoне и их притоках и ведется к сожалению без всякого расчета, так как большая часть судов строятся только на один путь и исполнив свое назначение продаются на дрова; между тем, как на постройку их идут большие строевые деревья, которым всегда может быть найдено более полезное употребление. Среднее количество движения по северо-двинскому бассейну, в котором насчитывают до 34 рек и речек, можно определить в 1000 судов приходящих к Архангельскому порту. Но движение это состоит в тесной зависимости от обилия снегов, при недостатке которых мелкие притоки остаются безводными. Так, в зиму 1847 на 48 год, от безводья были задержаны почти все суда и к Архангельску пришло только 50 барок.
Суда плавающие к Архангельску можно подразделить на парусные, гребные и плоты.
К судам парусным принадлежат: каюки, шитики, павозки, тихвинки, карбасы, обласы, лодки простые, лодки белозерки, набойни,
К судам идущим на веслах: барки, полубарки, полуднища, завозни, трубы и
К плотам: лесной паром, бревенчатый плот, хлебный плоть, видило, плитка.
Каюк—судно ходящее вверх и вниз, строится на несколько лет. Имеет от 50 до 80 ф. длины, от 12 до 17 ф. ширины и от 7 до 9 ф. глубины поднимает от 1000 до 3000 пудов и садится в воду от 4—5 ф. Среднюю его долговечность считают около 5 лет, а стоимость до 500 руб. По внешности он походит на бархот (ф. 109). Киль у каюка чаще из цельного дерева, шпангоутов от 40 до 50 с кривообразными флортишберсами. Ахтерштевень ставится вертикально, а форштевень с уклоном наружу, подходя же ближе к палубе его загибают к корме в роде того как это делалось на судах отдаленной древности (акростоль). Такое возвышение достигает до 5 фут. Флортиберсы скрепляют с килем железными гвоздями и на верхние их грани накладывают во всю длину судна горизонтальные брусья (нарубни) выходящие на столько наружу, что по ним можно ходить. Нарубни составляют как бы грузовую ватерлинию. На них, по направлению флортимберсов ставятся вертикально стойки, срезываемые вровень с крышей. На шипы этих стоек кладется другой нарубень несколько тоньше первого. Пространство между килем и нижним и верхним нарубнями покрывается досками составляющими обшивку, скрепляемую с флортимберсами и стойками,—железными и деревянными гвоздями. Обшивные доски соединены со штевнями в шпунты. По средние длины каюка на штевни, выходящие несколько выше бортов, кладется брус (конь, князь), в него врезываются стропила (чоблоки), а на них параллельно князю, на некотором расстоянии, кладутся брусья меньшей толщины (коньки). Поперек коньков и князя кладутся несколько дугообразно досчатые стлани, прикрываемые берестой, а на нее другой ряд досок образующий палубу (крыша). Коньки и конь поддерживаются подставками; палуба пришивается гвоздями и притугами лежащими на конях. Для подъема якорей ставятся в носу и корме вороты. В задней части судна устраивается каюта для лоцмана, носовщина и водолива, а в носовой, в палубе делается люк (выход). Жилье для судорабочих (голубятня) устраивается по средине судна, в которую входят чрез дверь устроенную между нарубнями. Чрез нее же нагружают и товары. Руль навесный на петлях, два якоря около 12 пудов и пеньковые канаты. Для приведения каюка в движение имеется 6 весел. Мачта однодеревка с одним большим парусом, а чтобы мачту при ветре не ломило, ее поддерживают вантами (лошки). Судорабочих бывает от 6 до 20 человек. На каюках возят муку, овес, льняное семя, лен, смолу, а в обратный путь везут рыбу и сваливают ее в Великом Устюге.
Шитик очень походит на каюк, только меньших размеров, всего в 30—50 ф. длины. Доставя в Архангельск соль, железо, муку, шитик чаще продается на дрова. Грузу может поднять 800—1500 пудов.
Навозок походит на шитик, только не имеет палубы и по сдаче груза также разбирается на дрова.
Тихвинка также строится чаще на одну путину и возит преимущественно железо от 1000 до 1500 пуд. Строится на р. Паше и обходится до 300 руб. Постройка тихвинок прочнее предыдущих, почему иногда oни служат по 2 и 3 года. Здесь прилагается рисунок тихвинки (ф. 106), так как под этим же названием и такой же внешности, тихвинки   плавают   по Мариинской   системе   и спускаясь на Волгу с негромоздкими и ценными товарами, доходят иногда до Астрахани.
Карбас речной считается лучшим перевозным на Двине судном как по свойству постройки, так и по добрым своим качествам близко подходящим к прибрежным карбасам (ф. 86); он хорошо слушает руля и ходит при боковых ветрах. Суда этого рода строятся по рекам Мезенского, Онежского (мало), Кемского, Кольского и Холмогорского уездов. Выходят иногда в море не удаляясь от берегов. Холмогорские карбасы считаются лучшими: тип их тот же что и поморских, почему и рисунок не прилагается. Длина карбасов от 21 до 35 фут и даже более, ширина около ¼ длины, а глубина 2 и 3 фута; грузу может поднять 140 и 460 пудов, осаживаясь при этом на 1 и 2 фута. Кузов карбаса сшит вицей. Пазы прокладываются мохом и паклей. Мачт две с шпринтовными парусами, - весел от 6 до 12. На холмогорских карбасах наибольших чемдругие, в корме устраивается каюта для лоцмана. Промысел их состоит в перевозке угля, дров, булыжного камня, смолы, извести, алебастру. Такие карбасы обходятся в 25—50 р., только не в Онежском округе, где вследствие оскудения лесов, вывозимых английской кoмпанией, крестьянину бывает иногда трудно раздобыться лесом, для того чтобы сколотить себе водяную посудину, да и стоимость леса сравнительно высокая.
Обласы отличаются от Холмогорских карбасов тем, что покрыты палубой и имеют одну мачту и парус. Возят больше деготь и смолу, а из Архангельска грузятся рыбой.
Барки самое многочисленное семейство из речных судов употребляемых в России. Строятся на одну путину и способны поднимать наибольшие грузы, доходящие до 145000 пудов. Разнообразие их и по наружности и по размерам огромное и состоит в тесной зависимости от ширины и глубины тех рек и каналов, по которым они ходят. Так: в Северной Poccии их насчитывают более 20 видов, в Южной до 13, а в Сибири до 17.
Барки плавающие по Двине бывают в 70— 100 ф. длины и 35—50 ширины. Глубиною от днища до верхнего края 8—11 ф., а по средине до крыши 11—14 ф. Грузу поднимают 20—30000 пудов и садятся в воду на 5—7½ ф. Постройка барок очень не хитрая: в основу кладут брус, иногда цельный, иногда же составной и на концы утверждают по стойке (штевни) под прямым углом к брусу; горизонтально же кладут (иногда до 60) брусья с кокорами (тягуны, копанцы, т. е. бревна выкопанные с кореньями), наблюдая чтобы корни смотрели вертикально и шли чрез одно на правый бок и на левый. Длину корней или кокор добавляют стойками до желаемой вышины. Днищевой брус с кокорами связывают нагилями. На тягуны настилают дюймовые доски (мост) и ряд бересты пли соломы. Стены обшиваются досками, скрепленными с кокорами и стойками нагилями. Швы конопатят мочалой, а для прочности подводную часть стен снаружи обтягивают порубнями, т.е. расколонными пополам бревнами толщиною около 7 дюймов, укладывая их параллельно горизонту: концы их у штевней крепятся железными скобами, а с бортами нагилями. Поперек барки кладутся бревенчатые балки (озды), а на них устраивается помост. В средине барки отделяется пространство фут в 5 шириною для кормщика, водолива, носовщика (голубятня). На верху укладывается конь, по бортам устанавливаются стойки (сопляки), за тем накладываются стропила и производится обрешетка подобие кровельной, закрываемая сначала берестой, а потом досками; одним словом крыша устраивается подобно тому как на каюках, с люком (выход) для входа внутрь; вместо руля на корме и носу помещается два очень длинных с широкими лопастями весла (поносно) на корме же и носу устраиваются по вороту для передвижения барки по завозу и для подъема якоря. Двигаясь только по течению, барка имеет с боков по 10 — 20 больших весел, но при громадности своей и эти орудия для управления не всегда достаточны, почему ее тащит по течению как случится: носом, кормою, а иногда боком. Рабочих на барках бывает до 60 человек, иногда на всю путину, а иногда только в местах более узких, за тем половина рабо­чих отпускается. При барках держат небольшие лодки (завозни) для завозки якорей при тяге.
На прилагаемом рисунке- (ф. 107) изображена барка с р. Лузы, принадлежащая к северо-двинской водной системе.
Полуднище — та же барка, только не более 28 длины и без крыши.
Плоты суть самые незатейливые сооружения, они состоятся из нескольких бревен сплоченных в ряд и связанных между собою поперечными бревнами (накат); все это перевязывается вицами. Если на плоту везут хлеб в кулях, то над грузом устраивают крышу; также тщательно охраняют и пиленые доски, а дрова везут открытыми и устраивают только перила по бокам. Если перила решетчатые, то плот называется видило, если же глухие— плиткаНа последних возят бочки со смолою.



| © "Речная старина" Анатолий Талыгин 2006-2018 год. | Контактная страница. |